Лекции по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций

Краткое описание

1. Система управления персоналом организации

Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании

Вложенные файлы: 9 файлов

( стр. 79-90) 5. Организация отбора и оценки при найме персонала..doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

( стр. 91-113) 6.Управление развитием персонала.doc

— 119.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр. 114-166) 7. Управление поведением персонала.doc

— 506.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр. 167-174) 8. Урегулирование конфликтов в трудовом коллективе.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр. 175-208) 9. Оценка результатов деятельности персонала.doc

— 214.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

(стр.45-59) 3. Кадровая политика организации.doc

— 89.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

(стр. 1-30) 1 Система управления персоналом организации.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Специалистов предприятия различают на три основные группы в зависимости от результатов их труда:

- функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (экономисты, бухгалтера, финансисты)

-специалисты-инженеры, результатом деятельности которых явл. Конструкторская, технологическая, проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, проектировщики)

-технические исполнители, выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе машинистки, операторы, лаборанты, курьеры, кладовщики, методисты)

 

 

 

3. Анализ концепций управления персоналом.

 

В теории менеджмента используется достаточное число терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организация труда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда,  человеческие отношения и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению.

Известные российские ученые в области менеджмента считают, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве.

    1. Использование трудовых ресурсов с конца XIX века до 60-х годов XX века. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение  в марксизме  и тейлоризме, а в СССР – в эксплуатации труда государством
    2. Управление персоналом. Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции)
    3. Управление человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как должность, (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс- элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».
    4. Управление человеком. В соответствии с этой концепцией человек – главный  субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как обычный «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита.

В современных условиях развития рыночной экономики эффективность любой организации зависит в значительной степени от качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.

Качество, стоимость, своевременная доставка, конкуренция, рынок, управление финансами, мотивация – все это сравнительно новые категории для руководителей и сотрудников бывших социалистических предприятий. В этой связи задача менеджеров в странах переходящих к рынку, становится во много раз сложнее. С одной стороны, возросла роль функции управления персоналом, и сам менеджмент стал  более сложным. С другой стороны возросла роль конкуренции, изменились организационные структуры. Все эти процессы привели к возникновению сравнительно новой функции «Управление человеческими ресурсами», которая все больше вытесняет практику «отдела кадров».

Следует знать, что сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление людьми представляет собой  компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от других ресурсов, и следовательно требуют особых методов управления. В чем состоит специфика человеческих ресурсов по сравнению с другими видами ресурсов?

Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем:

Во-первых, в отличие от машин и сырья, люди наделены интеллектом, и, соответственно, их реакция на внешнее воздействие – эмоционально осмысленная, а не механическая, а значит, процесс воздействия между организацией и сотрудником является двухсторонним.

Во-вторых, вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию. В ранний период  жизни человек учится ходить, разговаривать, читать, общаться с компьютером. Приходя на работу, он приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его карьеры. В современных условиях научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный источник повышения эффективности деятельности любой организации.

В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.

В-четвертых, в отличие от материальных ресурсов, люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) для реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.

Последняя, но немаловажная особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельного человека. В отличие от двух кусков металла и киловатт электроэнергии, не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Соответственно, реакция разных членов организации на один и тот же метод управления может быть совершенно различной.

Вывод: в силу описанной выше специфики управление человеческими ресурсами представляет собой особый вид управленческий деятельности, требует выполнения специальных функций и наличия особых качеств у тех людей, которые занимаются этой деятельностью.

Управление людьми требует творческого подхода.

 

3. Понятие, сущность, цели и значение менеджмента.

 

Менеджмент – вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Проблемы, имеющие отношение к менеджменту, отличаются многообразием и отражают сложность  и неоднозначность их исследования.

 Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный.

Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В то же время- это область знаний, в рамках которого изучаются возможности эффективного управления. Кроме того, термином «менеджмент» часто обозначается управляющий персонал  предприятий и фирм.

Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании  на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.

Для современного менеджмента характерны:

-стабильное стремление  к повышению эффективности производства  и бизнеса в целом; 

-широкая хозяйственная  самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;

-постоянная  корректировка целей  и программ в зависимости от  состояний рынка, изменений внешней среды;

-ориентаций на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы; использование современной информационной базы для много вариантов расчетов  при принятий управленческих  решений;

-изменение функции  планирование от текущего к  перспективному;

-упор на все основные  факторы улучшение деятельности  фирмы; оценка управления работы в целом только на фундамент реально  достигнутых конечных результатов;

-максимальное применение  математических методов и достижений  информатики на базе ЭВМ;

-привлечение всех сотрудников компаний к управлению ею;

-осуществлению управлению  на основе предвидению изменений, гибких решений;

-опора на инновации  в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;    

-возрастание роли маркетинга  до ключевой.

 Термин «менеджмент», по сути, является аналогам термина «управление», хотя последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности. Можно дать следующее общее определение: менеджмент это система  программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли. 

В менеджменте имеются две очень важные сферы – маркетинг и инновация. Следует иметь в виду, что

маркетинг – это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие охватывает все сферы работы  предприятия по реализации продукции от исследований и разработок до послепродажного обслуживания. Система маркетинга занимает превалирующее значение во всех  сферах деятельности предприятия. Поэтому разработку и утверждение маркетинговой  концепции относят  к компетенции высшего руководства предприятия.

Инновация – это разработка новых товаров и услуг, технологий и управленческих процессов более высокого качества, нежели существующие. Они включают в себя не только технические исследования и разработки, но и все изменения в лучшую сторону в стиле работы предприятия, его организации (разработка новых видов услуг, установление более низкой ценны или других более выгодных для клиентов условий и др.)

Основные цели менеджмента – прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Важнейшей задачей менеджеров является организация производства товаров и услуг с учетом  потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы:

-осуществление технологической  перестройки и автоматизация  производства. переход к использованию  работников высокой квалификации;

-стимулирование работы  сотрудников фирмы путем создания  для них благоприятных условий  труда, установления более высокой  заработной платы, внедрение широкой гаммы нематериальных поощрений;

-постоянный контроль  за эффективностью деятельности  фирмы, координация работы всех  её подразделений;

-систематический поиск  и освоение новых рынков;

Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов:

-определение целей  развития фирмы;

-выявление приоритетных  задач, их очередности и последовательности  путей их разрешения;

-разработка стратегии  развития фирмы;

-подготовка системы  мероприятий для решения поставленных  задач в установленные сроки;

-оценка необходимых  ресурсов и источников их пополнения;

-установление жесткого  контроля за выполнением намеченных  задач;

-эффективное управление  людьми.                    

 

 

4. Формирование системы управления  персоналом

 

 

В последние годы существенно изменились условия и требования к совершенствованию трудовых отношений в России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

-Преобладание негосударственной  формы собственности и развитие  новых производственных и трудовых  отношений.

Необходимо выделить два наиболее характерных момента

–когда в результате приватизаций собственность предприятия в виде частной перешла к одному собственнику (лицу) и когда собственность предприятия может находиться в руках нескольких собственников (обладателей паев или держателей акций), хотя контрольный пакет может быть и у одного собственника.

–торжество договорных отношений как между работниками и работодателями, так и между отдельными структурными подразделениями крупных фирм и особенно корпоративных компаний.

 Ныне уходят в  прошлое приказные и другие  распорядительные формы управления  трудовыми коллективными, что влечет  необходимость изменения трудовых взаимоотношений на всех уровнях управления производством.

–Рост дефицита рабочих мест и проблема решения занятости населения, как в отдельных регионах, так и она предприятиях.

(стр. 60-74) 4. Методы формирования кадрового состава.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

( стр.31-44) 2. Стратегические аспекты управления персоналом.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Управление персоналом"