Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций
1. Система управления персоналом организации
Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании
Специалистов предприятия различают на три основные группы в зависимости от результатов их труда:
- функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (экономисты, бухгалтера, финансисты)
-специалисты-инженеры, результатом деятельности которых явл. Конструкторская, технологическая, проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, проектировщики)
-технические исполнители, выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе машинистки, операторы, лаборанты, курьеры, кладовщики, методисты)
3. Анализ концепций управления персоналом.
В теории менеджмента используется достаточное число терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организация труда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда, человеческие отношения и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению.
Известные российские ученые в области менеджмента считают, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве.
В современных условиях развития рыночной экономики эффективность любой организации зависит в значительной степени от качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.
Качество, стоимость, своевременная доставка, конкуренция, рынок, управление финансами, мотивация – все это сравнительно новые категории для руководителей и сотрудников бывших социалистических предприятий. В этой связи задача менеджеров в странах переходящих к рынку, становится во много раз сложнее. С одной стороны, возросла роль функции управления персоналом, и сам менеджмент стал более сложным. С другой стороны возросла роль конкуренции, изменились организационные структуры. Все эти процессы привели к возникновению сравнительно новой функции «Управление человеческими ресурсами», которая все больше вытесняет практику «отдела кадров».
Следует знать, что сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации.
Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от других ресурсов, и следовательно требуют особых методов управления. В чем состоит специфика человеческих ресурсов по сравнению с другими видами ресурсов?
Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем:
Во-первых, в отличие от машин и сырья, люди наделены интеллектом, и, соответственно, их реакция на внешнее воздействие – эмоционально осмысленная, а не механическая, а значит, процесс воздействия между организацией и сотрудником является двухсторонним.
Во-вторых, вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию. В ранний период жизни человек учится ходить, разговаривать, читать, общаться с компьютером. Приходя на работу, он приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его карьеры. В современных условиях научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный источник повышения эффективности деятельности любой организации.
В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.
В-четвертых, в отличие от материальных ресурсов, люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) для реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
Последняя, но немаловажная особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельного человека. В отличие от двух кусков металла и киловатт электроэнергии, не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Соответственно, реакция разных членов организации на один и тот же метод управления может быть совершенно различной.
Вывод: в силу описанной выше специфики управление человеческими ресурсами представляет собой особый вид управленческий деятельности, требует выполнения специальных функций и наличия особых качеств у тех людей, которые занимаются этой деятельностью.
Управление людьми требует творческого подхода.
3. Понятие, сущность, цели и значение менеджмента.
Менеджмент – вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Проблемы, имеющие отношение к менеджменту, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования.
Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный.
Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.
Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В то же время- это область знаний, в рамках которого изучаются возможности эффективного управления. Кроме того, термином «менеджмент» часто обозначается управляющий персонал предприятий и фирм.
Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.
Для современного менеджмента характерны:
-стабильное стремление
к повышению эффективности
-широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;
-постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояний рынка, изменений внешней среды;
-ориентаций на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы; использование современной информационной базы для много вариантов расчетов при принятий управленческих решений;
-изменение функции планирование от текущего к перспективному;
-упор на все основные
факторы улучшение
-максимальное применение
математических методов и
-привлечение всех сотрудников компаний к управлению ею;
-осуществлению управлению
на основе предвидению
-опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;
-возрастание роли маркетинга до ключевой.
Термин «менеджмент», по сути, является аналогам термина «управление», хотя последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности. Можно дать следующее общее определение: менеджмент это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
В менеджменте имеются две очень важные сферы – маркетинг и инновация. Следует иметь в виду, что
маркетинг – это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие охватывает все сферы работы предприятия по реализации продукции от исследований и разработок до послепродажного обслуживания. Система маркетинга занимает превалирующее значение во всех сферах деятельности предприятия. Поэтому разработку и утверждение маркетинговой концепции относят к компетенции высшего руководства предприятия.
Инновация – это разработка новых товаров и услуг, технологий и управленческих процессов более высокого качества, нежели существующие. Они включают в себя не только технические исследования и разработки, но и все изменения в лучшую сторону в стиле работы предприятия, его организации (разработка новых видов услуг, установление более низкой ценны или других более выгодных для клиентов условий и др.)
Основные цели менеджмента – прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Важнейшей задачей менеджеров является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы:
-осуществление
-стимулирование работы
сотрудников фирмы путем
-постоянный контроль
за эффективностью
-систематический поиск и освоение новых рынков;
Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов:
-определение целей развития фирмы;
-выявление приоритетных
задач, их очередности и
-разработка стратегии развития фирмы;
-подготовка системы
мероприятий для решения
-оценка необходимых
ресурсов и источников их
-установление жесткого
контроля за выполнением
-эффективное управление людьми.
4. Формирование системы
В последние годы существенно изменились условия и требования к совершенствованию трудовых отношений в России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
-Преобладание
Необходимо выделить два наиболее характерных момента
–когда в результате приватизаций собственность предприятия в виде частной перешла к одному собственнику (лицу) и когда собственность предприятия может находиться в руках нескольких собственников (обладателей паев или держателей акций), хотя контрольный пакет может быть и у одного собственника.
–торжество договорных отношений как между работниками и работодателями, так и между отдельными структурными подразделениями крупных фирм и особенно корпоративных компаний.
Ныне уходят в
прошлое приказные и другие
распорядительные формы
–Рост дефицита рабочих мест и проблема решения занятости населения, как в отдельных регионах, так и она предприятиях.