Лекции по международному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:36, лекция

Краткое описание

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по международному мен.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Концепция относительных преимуществ дает основания для возможной организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены только для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может быть удовлетворена за счет импорта.

Комбинация  абсолютных и относительных преимуществ  с присущей каждой нации организацией производства и государственной  политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Опыт показывает, что конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (компания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. Высокой конкурентоспособностью на мировых рынках известны фирмы Германии с такими товарами, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование.

На  мировом рынке широко известны японские компании — производители углеродистых волокон, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой  электроники. Итальянские фирмы - признанные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.

Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Р. Верноном. Она разделяет процесс сбыта любого товара на четыре стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.

Первая  стадия — нововведение, когда конструктивные особенности и технические характеристики продукции еще не оценены покупателями в полной мере, спрос неустойчив, рынок не освоен, рост спроса на новый  товар замедлен. На этой стадии покупатели присматриваются к новинке на рынке и, оценив ее преимущества, медленно, с риском ошибиться увеличивают объем закупок.

Вторая  стадия — быстрый рост спроса, производства и объема закупок в связи с  увеличением спроса на товар, в высоких  потребительских свойствах которого покупатель уже убедился. Это время получения максимальных прибылей фирмами, первыми освоившими массовый выпуск продукции.

Третья  стадия — насыщение рынка. Покупатели в основной массе удовлетворили  свои потребности в этом товаре, к тому же его производство стали осваивать конкуренты и появились признаки соперничества.

Последняя стадия — спад. Чтобы продлить жизненный  цикл продукта, его производство передается в страны с более низкими издержками производства, чаще всего в развивающиеся государства, путем прямых иностранных инвестиций. Экспорт продукта в эти страны, как правило, осуществлялся еще до начала его производства в них. С развитием местного выпуска импорт продукта из страны его происхождения сокращается.

Прямые иностранные инвестиции — капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны — прямого инвестора и фирмы принимающей страны. Эти отношения отражают продолжительный интерес компаний друг к другу, где целью прямого инвестора является оказание существенного влияния на организацию управления предприятием в принимающей стране и контроль за его деятельностью. Прямые иностранные инвестиции выступают начальным этапом первоначальной сделки между предприятиями из разных стран, а также включают все последующие соглашения между ними. Субъектами этих сделок и соглашений помимо основных участников могут быть связанные с ними предприятия, как родственные, так и самостоятельные.

Прямые  иностранные инвестиции, осуществляемые как индивидуальными лицами, так и организациями, привносят в экономику принимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями и эффективную систему сбыта товаров и услуг. Ключевыми моментами при выборе инвестором страны приложения прямых иностранных инвестиций выступают темпы экономического роста, банковский процент и условия кредитов, издержки производства товаров и услуг, внешняя задолженность, политическая и макроэкономическая стабильность.

1.2. Международный менеджмент: сущность, структура, задачи, особенности развития

Исходя из выше изложенного, можно  дать следующее определение  международного менеджмента:

международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Как и всякая дефиниция, относящаяся к столь сложной категории, данное определение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача — подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его главную видовую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Поскольку имеет место генетическая однородность, то принципиально структура международного менеджмента должна быть схожей со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

• исследование, анализ и оценку внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

• процессы коммуникации и принятия решений (включая  модели и методы);

• базовые  функции управления (стратегическое планирование и реализацию стратегий; построение организации; мотивацию, контроль и координацию);

• вопросы  групповой динамики и руководства;

• вопросы  эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью  в целом).

Международный менеджмент — это теория и практика рационального руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей: экспорте, импорте, обмене технологиями, в совместных предприятиях (СП), производстве и предоставлении услуг за рубежом, осуществлении иностранных инвестиций, транснациональных корпорациях.

Международный (глобальный) менеджмент предусматривает  управление функционированием компаний в более чем одной стране, а  специалист с квалификацией глобального  менеджера должен осуществлять деятельность, связанную с широким кругом вопросов — от экспортно-импортных сделок до производственных операций за границей. При этом он должен быть восприимчив к разным культурам и овладеть теорией, философией и психологией глобального менеджмента.

Работа  в условиях коллективной деятельности за рубежом становится все более распространенной среди российских предпринимателей и государственных служащих по ряду причин. Во-первых, образование независимых государств на территории бывшего СССР создает для предпринимателей необходимость во многих случаях действовать в условиях, аналогичных заграничной деятельности. Во-вторых, расширение внешнеэкономических связей нашего государства неизбежно приводит к сотрудничеству отечественных предприятий с ТНК, организационную структуру и стратегию которых следует изучать. Наконец, в России уже проявляется тенденция к формированию полноценных транснациональных корпораций, которые добиваются сохранения в своей сфере деятельности определенного сегмента мирового рынка, вплоть до покупки зарубежных предприятий.

Изучение  международного менеджмента способствует приобретению слушателями необходимых  для руководителей международного класса качеств: инициативы, готовности к оправданному риску, уверенности  в своих силах, умению мыслить  в глобальных масштабах, владению принципами установления конструктивных связей с зарубежными партнерами. Освоение материала данного курса покажет слушателям основные направления развития международного менеджмента в мире, к которым относятся:

• увеличение доли ответственности, возлагаемой на подчиненных;

• повышение  внимания к запросам потребителей;

• возрастание  роли маркетинга в деятельности предприятий;

• непрерывное  совершенствование технологии производства и обновление ассортимента продукции  и услуг;

• четкое разделение мероприятий с краткосрочным результатом и долгосрочными целями;

• соблюдение национальных интересов.

1.3. Цели международной  интеграции

Рост  и развитие международного бизнеса  вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:

1. Достижения  в области компьютерных технологий  и телекоммуникаций привели к  бурному росту взаимообмена информацией  и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше  узнать о зарубежных товарах  (Интернет, спутниковое и кабельное телевидение).

2. Правительства  многих стран последовательно  снижают барьеры для инвестиций  и торговли, что открывает новые  рынки для международных компаний. Так, большинство стран Восточной  Европы приняли законодательные  акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-за рубежа.

3. Существует  тенденция к унификации и объединению  в рамках мирового сообщества. Например, в европейских странах,  подписавших Маастрихтские соглашения  о создании Европейского Союза,  с 1993 г. создается единый рынок товаров. услуг, капитала и трудовых ресурсов, а с 1999 г. действует Европейский монетарный союз одиннадцати государств и происходит переход на единую валюту - евро. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

В то же время по-прежнему сохраняются  различия многих национальных рынков, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной  дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяет участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой - привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость международных интегрированных структур бизнеса по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.

  За счет международной интеграции  компании достигают разнообразных  целей:

- доступ  к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;

- доступ  к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических,  информационных, организационных;

- достижение  конкурентных преимуществ, устранение  или смягчение конкуренции в интересах партнеров;

- экономия  на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение  его эффективности, использование  преимуществ вертикальной интегральной  интеграции;

- снижение  риска.

1.4. Риски в условиях  зарубежного предпринимательства

Термин  «предпринимательство» в широком  смысле определяется как комплекс особых качеств готовности к риску, которыми обладают люди, создающие предприятия  или управляющие ими. Слово «предпринимательство»  происходит от английского entrepreneurship или от французского entreprendre, перевод которых сводится к понятиям «реализовать, использовать возможности или удовлетворять потребности и желания путем новаторской деятельности или создания предприятия».

Фирма как хозяйственная единица, в функции которой входит производство и/или сбыт товаров и услуг, развивает свою деятельность и, следовательно, рискует в двух направлениях. Одно из них — вертикальное, предусматривающее выбор месторасположения предприятия, используемую технологию, логистику перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Второе направление деятельности фирмы — горизонтальное, со своими стилем менеджмента, организацией производства и сбыта на базе концепции маркетинга, НИОКР и финансовой деятельности. На обоих этих направлениях неизбежно возникают риски.

Если  же фирма распространяет свою деятельность за пределы государственных границ, то риски, связанные с предпринимательством, во много раз увеличиваются в  условиях функционирования предприятия  за границей из-за разницы в культуре (право, обычаи, мораль, этика), специфики спроса на товары и услуги, производственных и бытовых отношений между людьми, колебаний паритетов валют, распространения международного терроризма.

Для комплексной оценки рисков, связанных  с зарубежным предпринимательством, целесообразно классифицировать факторы, влияющие на деятельность предприятий, функционирующих за пределами национальных границ. К этим факторам относятся:

• социокультурные — обычаи, нормы, язык, демография, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности. Последнее важно для менеджера, рассчитывающего привлекать к работе на своем предприятии в принимающей стране местный персонал;

Информация о работе Лекции по международному менеджменту