Лекции по международному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:36, лекция

Краткое описание

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по международному мен.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

• экономические — уровень экономического развития, доход на душу населения, климат, динамика и тенденции валового национального продукта (ВНП), финансовая политика правительства, уровень безработицы (важен при расчете покупательной способности населения и при определении возможности привлекать местных специалистов к (работе на фирме в принимающей стране), конвертируемость валюты, уровень заработной платы, конкурентная среда, участие в экономических ассоциациях и региональных интеграционных организациях. Последнее ограничивает самостоятельность местных партнеров в принятии ими решений, так как участие в региональных интеграционных группировках подразумевает согласование принципиальных решений партнерами по интеграционным объединениям;

• технологические — правовые нормы обмена технологиями, на-1ичие и стоимость энергоносителей, природные ресурсы, транспортная сеть, квалификация рабочей силы, патентная защита, инфраструктура, потоки информации. Учитывая первостепенную важность информации в современных условиях, некоторые корпорации (это типично для японских компаний) организуют свои отделения за границей с основной целью — получение информации о новых технологиях, состоянии дел у основных конкурентов, изменениях в законодательстве и т.д.;

• политико-правовые — форма правления государством, политическая идеология, налоговое законодательство, стабильность правительства, отношение правительства к иностранным компаниям, законодательство об иностранной собственности, влияние оппозиции, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, активность террористов, правовая система. Политико-правовые факторы связаны с риском для иностранной фирмы потерять свои активы, контроль над своими предприятиями, долю на рынке из-за действий правительства принимающей страны.

Тема 2. Интегрированные  корпоративные структуры в международных фирмах

2.1.Основные формы корпоративной  интеграции в  международном  бизнесе

В практике современного международного бизнеса  выработаны разнообразные, в том  числе достаточно гибкие формы международной  кооперации, к числу которых относятся:

- лицензионный  договор - использование авторского  права, товарного знака, патента;

- сопроизводство - изготовление комплексного изделия  или его компонент одним из  зарубежных партнеров;

- контракт-менеджмент - передача одним из партнеров  другому ноу-хау в области менеджмента;

- франчайзинг  - выдача лицензии на определенную  деятельность с предоставлением  дополнительной управленческой, маркетинговой  и технологической поддержки;

- стратегический  альянс - формальный или неформальный  союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения различных задач. Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них;

- совместное  предприятие - одна из распространенных  форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

- многонациональная  компания - наиболее жесткая форма  международного сотрудничества, основанная  на механизме акционерного участия  и/или других способах корпоративного контроля.

 

Таблица 2.1. - Преимущества и недостатки основных видов и форм внешнеэкономической  деятельности предприятий

Вид внешнеэконо- мической деятельности предприятий

Преимущества

Недостатки

Внешняя торговля

Расширение рынков сбыта, стимуляция национального производства

Увеличение  издержек сбыта из-за таможенных барьеров, зависимость от паритетов валют

Обмен лицензиями, франчайзинг, субпоставки

Сокращение  рисков из-за небольших инвестиций, узкая специализация на определенных видах деятельности

Небольшие возможности для контроля за деятельностью  лицензиатов и субпоставщиков

Строительство предприятий за границей, слияния  и поглощения фирм

Полный  контроль со стороны инвестора, определенность в месторасположении предприятия

Риск  из-за больших капиталовложений и  некоммерческие риски в принимающей  стране

Стратегические  альянсы

Кооперация  в НИОКР, широкие возможности  в расширении обмена технологиями и  организации совместных предприятий

Трудности контроля за проведением совместных программ, удлинение сроков принятия решений, риск потери монополии на уникальную технологию

Прямые  иностранные инвестиции

Расширение  рынков сбыта и возможностей получения  информации

Риск  потери зарубежных активов


IVстадия


 

          IIIстадия


 


            


         II стадия     



           Iстадия



 

 

 

Рисунок 2.1.-  Эволюция перехода национальной компании в статус международной

 

2.2. Виды международных  корпораций и их отличительные  черты

Международные компании — организации, осуществляющие вывоз национального капитала за границу с целью приложения его и осуществления предпринимательской деятельности в других странах. Подавляющее большинство современных международных компаний представляют собой транснациональные корпорации, а по организационной форме — концерны. Они существенно отличаются от своих предшественников, простых объединений капитала разных стран — картелей, синдикатов, трестов, участники которых оставались собственниками своих капиталов. В противоположность им типичный концерн XX в. — единый собственник капитала, обычно диверсифицированного по различным отраслям и регионам. Современные международные компании могут быть транснациональными, т.е. имеющими свою национальность, или многонациональными. Транснациональные корпорации представляют собой систему предприятий, включающую головную компанию (она, как правило, определяет национальность ТНК) и ее зарубежные филиалы. Головная компания контролирует активы своих зарубежных филиалов в других странах и обычно владеет долей капитала в них.

В многонациональных  компаниях происходит объединение  капиталов разных наций. Первая многонациональная компания «Юниле-вер» возникла в 1929 г. путем объединения фирм «Маргарин Юни» (Дания) и «Левер Бразерз» (Великобритания). С тех пор она разрослась до масштабов одной из крупнейших международных компаний с более чем 500 зарубежными филиалами в почти 60 странах. У компании «Юнилевер» две штаб-квартиры — одна в Лондоне, другая в Роттердаме.

Международные корпорации, с одной  стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой — сами представляют мощный механизм воздействия на них.

Активно воздействуя на международные  экономические отношения, международные  корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

К концу 90-х годов в мире функционировало  около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

Из 500 самых мощных международных  компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Основная часть международных  корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников,  т.е. каждый десятый занятый и мире, исключая сельское хозяйство.

Основными признаками характеризующими деятельность международных корпораций, являются:

  1. годовой оборот превышающий 100 млн. долларов;
  2. филиалы не менее, чем в шести странах;
  3. величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны — резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нэстле» (98%).
  4. международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.

Самые большие заграничные, активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», а также четыре фирмы США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ».

5) международный характер кампании проявляется и в сфере собственности. Поскольку собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.

2.2.1. Разновидности международных  корпораций

В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний:

 

 

     


  

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Типы международных компаний

 

1. Транснациональные корпорации (ТНК) — это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Корпорацией в США называют акционерное  общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.

Правовой режим транснациональных  корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

2. Многонациональные корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно «приводится англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

С точки зрения международного права  отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Финансово-промышленные группы (ФПГ)

Все крупнейшие современные МНК представляют собой международные финансово-промышленные объединения, включающие в свою структуру  головную компанию финансовой либо производственной ориентации и многочисленные связанные с ней системой корпоративного (акционерного) участия дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), работающие в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т.д., расположенные как в основной стране базирования МНК, так и за границей. Такую форму интегрированной корпоративной структуры называют финансово-промышленной группой (ФПГ).

Структура и характер деятельности интегрированных  объединений в различных странах  обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия. Эти отличия обусловлены конкретными историческими обстоятельствами формирования ФПГ в той или иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности - антимонопольным законодательством), степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления. В таблице 2.1. сведены основные характеристики ФПГ различных стран, акцент сделан на формы привлечения капитала, механизм корпоративного управления и преобладающий тип интеграции предприятий, входящих в ФПГ.

Информация о работе Лекции по международному менеджменту