Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:36, лекция
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно.
Таблица 3.1. Крупнейшие государства-экспортеры в 2000 г.*
Страны |
Экспорт, млрд. долл. |
Доля в мировой торговле, % |
США |
512 |
12,3 |
Германия |
421 |
10,1 |
Япония |
397 |
9,5 |
Франция |
236 |
5,7 |
Великобритания |
205 |
4,9 |
Италия |
189 |
4,5 |
Канада |
165 |
4,0 |
Гонконг |
152 |
3,7 |
Голландия |
148 |
3,6 |
Бельгия/Люксембург |
131 |
3,1 |
Китай |
121 |
2,9 |
На долю Азии, не считая Японии, приходится 20 процентов товарного экспорта США. Общий объем американского экспорта в страны этого региона соответствует 1,6 процента ВВП США. Сокращение экономической активности переживающих кризис стран может обернуться замедлением экономического роста Соединенных Штатов на 0,25-0,5 процента. Таково мнение известного экономиста С. Роча.
Заметной тенденцией
современной международной
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.
С точки зрения деятельности на внешнем рынке все отрасли экономики можно разделить на две группы: многонациональные, обслуживающие отдельные национальные рынки, где каждая отрасль имеет свою особенность в зависимости от принимающей страны (пищевая промышленность, розничная торговля, страхование), и глобальные, оперирующие с учетом всего мирового рынка, с минимальным отражением специфики спроса в странах-потребителях (гражданская авиация, телевидение, полупроводники).
Для руководства зарубежными филиалами, специализированными на глобальных отраслях экономики, международные компании используют глобальную стратегию с целью поддержания уровня конкурентоспособности в мировом масштабе. Такие компании имеют всемирную сеть зарубежных филиалов, располагают ресурсами на разных континентах нашей планеты, организуют предприятия в странах с самыми низкими издержками производства и широко используют эффект масштаба. Свои исследовательские центры они часто располагают не в государствах базирования головной компании, а в странах, где наиболее оживленные рынки сбыта.
Достигнуть конкурентных преимуществ на сформировавшемся рынке принимающей страны, где функционируют местные и иностранные конкуренты, довольно сложно, а без тщательной подготовки — практически невозможно. Для определения наиболее эффективной сферы деятельности международной компании в принимающей стране экономисты-исследователи и маркетологи ТНК в процессе подготовки проекта решения о выходе на новый зарубежный рынок критически оценивают возможности международной компании в производстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок и рассматривают условия предпринимательской деятельности за рубежом в нескольких аспектах.