Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:36, лекция
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно.
дочерняя компания (subsidiary) — предприятие, входящее в систему, которое регистрируется в принимающей стране как самостоятельная фирма (т.е. является юридическим лицом) с собственным капиталом, но контроль за ее деятельностью осуществляет головная компания, владеющая контрольным пакетом акций или всем капиталом дочерней компании и назначающая руководителей этого предприятия.
Ассоциированная компания (associate) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет по крайней мере 10% участия, но не более чем половиной акций. Это предприятие находится не под контролем, а только под влиянием головной компании.
Если степень участия инвестора в лице холдинговой компании в акционерном (паевом) капитале другой фирмы достаточна, чтобы осуществлять управление ее текущими операциями, то такая фирма может быть определена как дочерняя компания. Общепринятым считается, что для контроля над предприятием необходимо владеть более чем 50% его голосующих (обыкновенных) акций.
На
практике, однако, бывает возможно, что
непосредственное владение меньшей
долей голосующих акций оказывается
достаточным для полного
К другим способам удержания контроля над предприятием можно отнести превалирующее участие представителей головной компании в составе совета директоров (наблюдательного совета) или другого аналогичного органа, ответственного за управление дочерней компанией в промежутках между ежегодными общими собраниями акционеров. Также определенный контроль материнская компания может осуществлять, владея активами или ресурсами, имеющими жизненно важное значение для дочернего предприятия за границей, к таким активам могут быть отнесены торговая марка, патент, специфическое сырье. Перечисленные схемы менее надежны, чем установление контроля над акционерным капиталом, однако в некоторых случаях их применение оправдано.
В то же время именно владение 50% акций является критерием, который с точки зрения Международных стандартов бухгалтерского учета (и аналогичных нормативных документов, принятых в отдельных странах) позволяет формировать консолидированную финансовую отчетность ТНК, включающую данные о бухгалтерском балансе и финансовых результатах как холдинговой компании, так и дочерних предприятий.
Если дочерняя компания в свою очередь является холдинговой по отношению к одной или нескольким фирмам, то о ней говоря, как о промежуточной холдинговой компании, или субхолдинге.
Компания,
которая находится под
2.3.
Международный стратегический
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.
Международный стратегический альянс отличает:
- происхождение партнеров по крайней мере из двух различных стран;
- стратегическая
значимость для каждого
Исторически международные стратегические альянсы предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутрифирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ.
Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:
- компенсируют
слабые стороны или создают
конкурентные преимущества
- соответствуют
долгосрочным стратегическим
- имеют целенаправленные "рациональные цели для связей одной фирмы с другой".
В прошлом союзы фирм, с точки зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Однако начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более далеко идущие цели. Посредством сотрудничества фирма-участница может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет "эффекта масштаба", преодолеть государственные и инвестиционные барьеры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные сделки, либо дешевле, чем путем приобретения другой фирмы или слияния с ней. МСА стали жизненно важным элементом организационой структуры компаний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени зависит не только от способности оптимально использовать внутренние ресурсы для реализации стратегических целей, но и от характера отношений с партнерами, являющимися настоящими или потенциальными конкурентами.
Какими свойствами должны обладать международные межорганизационные соглашения, чтобы их можно было классифицировать как МСА?
1. Комбинация
ресурсов партнеров должна
2. Две
или более организации,
3. Фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль.
4. Организации-партнеры
оказывают постоянную
Отметим,
что ни один из партнеров по альянсу
не может контролировать процесс
принятия стратегических решений по
широкому кругу проблем бизнеса
другим партнером (партнерами). В противном
случае, альянс перестает в более
интегрированную форму кооперац
Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере распределения МСА, базирующихся в США, по отраслям:
- производство компьютеров - 7,3%;
- фармацевтика - 6,8%;
- добывающая промышленность - 5,9%;
- автомобилестроение - 5,4%;
- продукты питания и напитки - 4,6%;
- аэрокосмическая промышленность - 4,1%;
- металлургия - 4,0%;
- телекоммуникации - 8,0%;
- индустрия развлечений - 6,2%;
- финансы - 5,3%;
- производство программных продуктов - 2,6%;
- электроэнергетика, газо- и водоснабжение - 1,9%.
Относительно высокая концентрация МСА в производстве компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и в сфере развлечений объясняется, в частности, тем, что компании ищут пути сотрудничества с целью снижения характерных для этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных технологических и операционных рисков.
Для
организации международной
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.
Франчайзи
обязуется продавать этот продукт
или услуги по заранее определенным
законам и правилам ведения бизнеса,
которые устанавливает
Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый ўбрэнднэйм). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу
Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
Формы и виды франчайзинга.
Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзинг подразделяется на следующие виды:
сбытовой,
товарный,
промышленный,
деловой.
По формам можно выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Сбытовой франчайзинг - используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем;
Товарный франчайзинг. «Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp»1. Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;