Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции менеджмент.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Основными проблемами менеджмента  на современном этапе являются нововведения, интеграция и интернационализация.  

 

 

 

Сравнительный анализ моделей менеджмента

 

Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных  направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением  общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному  направлению в менеджменте, нашедшему  свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему  отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое  принято характеризовать как  обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

Многое из опыта в области  менеджмента других стран могло  бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента (табл. 2.6). 

 

Таблица 2.6 Японская и американская модели менеджмента

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

1. Управленческие  решения принимаются коллективно  на основе единогласия

1. Индивидуальный  характер принятия решения

2. Коллективная  ответственность

2. Индивидуальная  ответственность

3. Нестандартная,  гибкая структура

3. Строго формализованная  структура управления

4. Неформальная  организация контроля

4. Четко формализованная  процедура контроля

5. Коллективный  контроль

5. Индивидуальный  контроль руководителя

6. Замедленная оценка  работы сотрудника и служебный  рост

6. Быстрая оценка  результата труда, ускоренное  продвижение по службе

7. Основное качество  руководителя – умение осуществлять  координацию действий и контроль

7. Главное качество  руководителя – профессионализм  и инициатива

8. Ориентация управления  на группу

8. Ориентация управления  на отдельную личность

9. Оценка управления  по достижении гармонии в коллективе

9. Оценка управления  по индивидуальному результату

10. Личные неформальные  отношения с подчиненными

10. Формальные отношения  с подчиненными

11. Продвижение по  службе по старшинству и стажу  работы

11. Деловая карьера  обуславливается личными результатами

12. Подготовка руководителей  универсального типа

12. Подготовка узкоспециализированных  специалистов

13. Оплата труда  по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.

13. Оплата труда  по индивидуальным достижениям

14. Долгосрочная  занятость руководителя в фирме

14. Найм на работу  на короткий период



 

 

 

Составляющие понятия "менеджмент"

 

Фундаментальный Оксфордский  словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

  • способ, манера общения с людьми;
  • власть и искусство управления;
  • особого рода умение и административные навыки;
  • орган управления, административная единица.

В Словаре иностранных  слов «менеджмент» толкуется как  «управление производством» и как  «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения его эффективности».

В современной теории и  практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным  работником, рабочей группой и  организацией в целом. Субъектом  данного процесса является менеджер.

Основные критерии современной  модели менеджмента – это эффективность  и конкурентоспособность. 

 

Современная система  управления должна иметь следующие  характеристики:

  • небольшие подразделения, укомплектованные небольшим числом высококвалифицированных людей;
  • небольшое число уровней управления;
  • структура, основанная на командах специалистов;
  • ассортимент и качество продукции, ориентированные на потребителя.

Цели и задачи менеджмента 

Конечная цель менеджмента  – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках (рис. 2.9 - 2.11). 

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:

·         формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

·         изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

·         обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;

·         интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

·         усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

·         возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;

·         профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.  

 

 

Деятельность менеджера и его задачи

 

Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории  специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Профессиональное занятие  означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии  и наделен полномочиями принимать  управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. 

 

Термин «менеджер» применяется к достаточно широкой  категории сотрудников предприятия:

·         руководителям групп;

·         начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;

·         руководителям производственных подразделений;

·         администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;

·         руководителям предприятий, фирм в целом. 

 

Выделяют три  категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

·         знания в области теории и умения в сфере практики управления;

·         способность к коммуникации и умение работать с людьми;

·         компетентность в области специализации предприятия. 

 

В структуре любого предприятия  можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное. 

 

Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.д.

Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. 

 

На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента:

высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности;

средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия);

низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д. 

 

Чем выше иерархический уровень  менеджера, тем в большей степени  в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического  планирования и системной организации  инноваций. 

 

Современный менеджер принципиально  отличается от хозяйственного руководителя.  

 

Хозяйственный руководитель

Современный менеджер

1. Ждет решений  «сверху», скован, безынициативен, боится  риска, пытается все взять под  контроль или запретить

1. Активен, самостоятелен,  предприимчив, предоставляет подчиненным  максимальную свободу действий, идет на оправданный риск

2. Выступает преимущественно  в роли диспетчера, снабженца,  инженера; ориентирован на «технические»  аспекты работы, тактические решения  и действия

2. Разрабатывает  прежде всего стратегию решения  экономических и правовых проблем;  воспитывает подчиненных, разрешает  конфликты, ведет переговоры

3. Иррационален, благоговеет  перед авторитетами, верит в могущество  высшего руководства

3. Рационален, критичен, надеется в первую очередь  на собственные силы

4. Исповедует двойной  стандарт мышления и поведения,  формально реализуя задания «сверху», а фактически работая на себя  и в лучшем случае на свой  коллектив

4. Лишен раздвоенности  в сознании и поступках, стремясь  в первую очередь к достижению  общих целей

5. Единолично принимает  все решения, нетерпим к чужим  мнениям

5. Создает команду  единомышленников, нацеленных на  выработку коллективного решения  в процессе диалога и дискуссий

6. Имеет ограниченный  кругозор и эрудицию, слабо ориентируется  в окружающей действительности  и плохо е представляет, не  стремится к новым знаниям

6. Динамичен, открыт  для новых идей, знаний и информации, имеет широкий взгляд на жизнь

7. Некомпетентен  в вопросах управленческой психологии, человеческих отношений, не ориентирован  на личность подчиненного

7. Умеет работать  с людьми, признает их как личности, хороший педагог



 

 

 Характерные черты эффективного менеджмента 

В мировой практике приняты  следующие черты эффективного менеджмента:

·         ориентация на энергичное и быстрое действие;

·         постоянный контакт с потребителем;

·         предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость;

·         ориентация на человека как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;

·         наличие немногочисленного, но высококвалифицированного штата сотрудников.  

 

Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерии которой:

·         действенность – степень достижения целей организации (отношение результатов, которые достигнуты, к результатам, которые намечались);

·         экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

·         качество – соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;

·         прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;

·         продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.);

·         качество трудовой жизни – условия труда работников;

·         инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация и т.д. 

 

Экономические показатели эффективности  управления следующие.

1. Показатель эффективности управления

Эу = П : Зу,

где П – прибыль организации; Зу – затраты на управление. 

 

2.Коэффициент численности управленческих  работников

Кч = Чу : Ч,

где Чу – численность  работников управления; Ч – общая  численность работников организации.  

 

3. Коэффициент затрат на управление

Кз = Зу : 3,

где 3 – общие затраты  организации. 

 

4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг)

Кзп = Зу : К,

где К – количество или  объем выпускаемой продукции (оказываемых  услуг).

Э.М. Коротковым предложена формула эффективной деятельности менеджера (рис. 2.12).  

 

 

    

 

Законы менеджмента

 

По сравнению  с другими видами труда в организации  управленческий труд имеет ряд специфических  особенностей:

  • представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
  • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  • предмет труда – информация;
  • средство труда – организационная и вычислительная техника;
  • результат труда – управленческое решение.

Специфические особенности  менеджмента, т.е. творчества менеджеров, основаны на определенных законах (табл. 3.1). 

Таблица 3.1 Законы управления

Законы управления

Содержание

I. Законы, свойственные управлению в целом

1. Согласование  интересов

2. Сочетание государственного  регулирования экономики с хозяйственной  самостоятельностью предприятий

3. Организация управления

4. Участие трудового  коллектива в управлении предприятием

II. Законы, присущие всем сторонам управления

1. Закон спроса  и предложения

2. Закон конкуренции  и антимонопольное законодательство

3. Закон убывающей  доходности

4. Закон экономии  времени

5. Закон зависимости  между ценой и предложением

III. Законы, присущие отдельным сторонам, подсистемам управления и их элементам.

1. Изменение значимости  функций управления

2. Сокращение числа  уровней управления

3. Концентрация  функций управления

4. Распространенность  контроля

IV. Законы, открытые  кибернетикой

1. Обратная связь

2. Оптимизация

3. Единство управления  и информации



Принципы менеджмента 

Специфические особенности  менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов. 

 

Принципы – правила, нормы, предписания к действию. 

Информация о работе Лекции по менеджменту