Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции менеджмент.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Контроль – комплексная  функция, включающая функции учета, оценки, анализа. 

 

Задачи  контроля:

·     сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

·      оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);

·      анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);

·      прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.  

 

Значение  контроля:

·      завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;

·      производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.  

 

Процесс контроля включает:

·         установку стандартов, выработку критериев оценки;

·         изменение фактических результатов;

·         принятие необходимых корректирующих действий. 

 

По форме осуществления контроль может быть:

·       внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;

·       внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д. 

 

Таблица 3.7 Характеристика основных видов контрольной деятельности

Вид контроля

Содержание

Предварительный

Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу  в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым  ресурсам

Текущий

Осуществляется  в процессе исполнения принятых решений (плановых заданий). Назначение – своевременное  выявление отклонений, препятствующих исполнения решений в полном объеме, нужного качества и в установленные  сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником

Заключительный

Осуществляется  после реализации решения для  проверки правильности его исполнения

Стратегический

Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции  развития организации. Объектами выступают  жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель

Оперативный

Нацелен на текущий  учет, анализ осуществляемых процессов  и имеет своей задачей обеспечение  выполнения плановых заданий. Объектами  выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связаннее с деятельностью затраты  предприятия

Финансовый

Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность)

Административный

Распространяется  на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный  процесс в целом и его отдельные  части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы  и всех видов планов организации

Полный

Строится как  целостная система, постоянно функционирующая  в принятой организационной структуре

Выборочный

Организуется как  разовое мероприятие, имеющее целевой  характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований, научно-технического уровня продукции  и т.п.


Эффективная система контроля характеризуется:

  • стратегической направленностью;
  • ориентацией на результаты;
  • соответствием контролируемому виду деятельности;
  • своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
  • экономичностью и простотой.

Учет – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени. 

 

Содержание учета как  функции менеджмента состоит  в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и  финансовых ресурсов и т.д. 

 

По виду учет делится на:

·         оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;

·         финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

·         статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным. 

 

Анализ – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.  

 

Содержание анализа как  функции менеджмента состоит  в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования  материальных и финансовых ресурсов.  

 

Цели экономического анализа:

·         определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;

·         выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды. 

 

Анализ может  быть внешним и внутренним. 

 

Внешний характеризует:

·         имущественное состояние предприятия;

·         финансовую устойчивость;

·         платежеспособность;

·         рентабельность деятельности;

·         привлечение источников капитала;

·         отношения предприятия с внешней средой. 

 

Внутренний характеризует:

·         формирование прибыли;

·         структуру себестоимости;

·         ценовую политику;

·         себестоимость по видам продукции;

·         характер ответственности должностных лиц. 

 

Сущность методов  менеджмента и их характеристика

 

Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов. 

 

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1). 

 

Таблица 4.1 Методы менеджмента

Параметр

Метод

Экономический

Административно-правовой

Социально-психологический

1. Основа использования

Экономические законы  и экономические интересы

Законы государственности  и права, правовые интересы

Законы социально-психологического развития, социальные интересы

2. Орудия воздействия

Экономические нормы

Административно-правовые и организационные нормы

Социально-психологические  факторы

3. Объекты соблюдения

Экономическая среда

Организационно-правовая среда

Социально-психологические  факторы

4. Место в рыночной  экономике

Исходный и основополагающий метод

Вспомогательный метод

Обеспечивающий  и основополагающий метод

5.  Главная нагрузка в аппарате управления

Экономические службы

Руководитель с  аппаратом управления и контроля

Общественные организации  и руководитель


В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.  

Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение. Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности. 

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

·         скорость достижения цели;

·         вероятность достижения цели;

·         отношения подчинения;

·         личность управляемого;

·         личность управляющего;

·         экономическую самостоятельность;

·         климат в коллективе.


Экономические методы менеджмента 

Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. 

 

Экономические методы соответствуют  социально-экономической природе  предприятия и являются средством  развития производства и обмена на рыночной основе. 

 

Приоритет экономических  методов в рыночных условиях объясняется  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге  сводятся к управлению интересами через  интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов  менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия  в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2). 

 

Таблица 4.2 Экономические методы менеджмента 

 

Группа методов

Составляющие группы методов

1. Методы, регулируемые  федеральными и региональными  органами (относятся к экономическим  факторам внешней среды системы  менеджмента, параметры которой  не определяются предприятием)

- налоговая система  страны;

- налоговая система  региона;

- кредитно-финансовый  механизм страны;

- кредитно-финансовый  механизм региона.

2. Методы, регулируемые  предприятием (вышестоящей организацией)

- экономические  нормативы функционирования предприятия;

- система материального  поощрения работников;

- система ответственности  за качество и эффективность  работы;

- применение научных  подходов к менеджменту


 

 

К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

·         удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;

·         нормы рентабельности по конкретным видам продукции;

·         оборачиваемость оборотных средств;

·         производительность труда;

·         капиталоотдача инвестиций;

·         фондовооруженность труда;

·         удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;

·         уровень автоматизации производства и управления и др. 

 

Эти нормативы должны разрабатываться  на основе результатов маркетинговых  исследований, анализа и прогнозирования  важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия  и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические  нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Ниже рассмотрены некоторые  экономические методы менеджмента, используемые на предприятии. 

 

Коммерческий расчет

 

Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в  области:

  • распределения инвестиций;
  • размещения производства;
  • развития технологий;
  • кадровой политики;
  • обеспечения рентабельности и сбыта;
  • финансирования и кредитования;
  • структуры капитала и т.д.

В рамках коммерческого расчета  в силу предоставления оперативной  самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3). 

 

Таблица 4.3 Коммерческий и внутрифирменный расчет

Коммерческий расчет

Внутрифирменный расчет

1. Предполагается  ведение расчетов между различными  собственниками внутри предприятия

1. Осуществляется  в рамках собственности единого  подразделения

2. Цены отражают  реальный процесс производства

2. Цены устанавливаются  исходя из общей ценовой политики  предприятия


Хозяйственные отношения  между отдельными подразделениями  строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в  рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения  в рамках внутрифирменного расчета  основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения  между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки. 

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось  и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение  прибыли и достаточный для  продолжения хозяйствования уровень  рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

 

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию. 

 

В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования  по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая  норма прибыли. 

 

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или  иной период, а на заданный объем  продукции, исчисленный при стандартном  или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности  появления в отрасли новых  конкурентов. Так предприятие учитывает  колебания рыночного спроса. 

 

Необходимо знать структуру  цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его  отдельных подразделений, о конкурентоспособности  продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

 

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений  необходимыми финансовыми ресурсами.  

 

Формирование  финансовых ресурсов происходит за счет:

  • собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);
  • мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);
  • средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).
   

Кредитование

 

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение  кредитных ресурсов через кредитный  рынок, в связи с чем, кредитное  перераспределение децентрализуется все в большей мере. 

 

С развитием фондового  рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. 

 

Кредит способствует улучшению  состояния потребительского рынка.

Налоговая система

 

Российские предприятия  уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.  

 

Существует установленная  законодательством очередность  платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные  налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины  и, наконец, остальные налоги, главным  среди которых является налог  на прибыль.

   

Страхование

 

Страхование охватывает сферу  перераспределительных отношений. 

 

Функции страхования:

·         рисковая;

·         предупредительная;

·         сберегательная;

·         контрольная. 

 

Виды страхования различаются  в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4). 

 

Таблица 4.4  Виды и объекты страхования

Вид страхования

Объект страхования

1. Имущественное

Материальные ценности

2. Социальное

Уровень доходов  граждан

3. Личное

Жизнь, здоровье и  трудоспособность граждан

4. Страхование собственности

Обязанность страхователей  выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению  задолженности кредиторам или возмещению материального или иного ущерба, если он был нанесен другим лицам

5. Страхование предпринимательских  рисков

Риск неполучения  прибыли или образовании убытка


Информация о работе Лекции по менеджменту