Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.
Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
· сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);
· оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
· анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);
· прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Значение контроля:
· завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;
· производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
Процесс контроля включает:
· установку стандартов, выработку критериев оценки;
· изменение фактических результатов;
· принятие необходимых корректирующих действий.
По форме осуществления контроль может быть:
· внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;
· внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.
Таблица 3.7 Характеристика основных видов контрольной деятельности
Вид контроля |
Содержание |
Предварительный |
Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам |
Текущий |
Осуществляется в процессе исполнения принятых решений (плановых заданий). Назначение – своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнения решений в полном объеме, нужного качества и в установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником |
Заключительный |
Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения |
Стратегический |
Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель |
Оперативный |
Нацелен на текущий
учет, анализ осуществляемых процессов
и имеет своей задачей |
Финансовый |
Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность) |
Административный |
Распространяется
на процессы деятельности и управления
ими, имеет иерархическую структуру.
Объекты контроля: производственно-хозяйственный
процесс в целом и его |
Полный |
Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре |
Выборочный |
Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п. |
Эффективная система контроля характеризуется:
Учет – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.
Содержание учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.
По виду учет делится на:
· оперативный –
· финансовый (
· статистический –
Анализ – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Содержание анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.
Цели экономического анализа:
· определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;
· выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.
Анализ может быть внешним и внутренним.
Внешний характеризует:
· имущественное состояние предприятия;
· финансовую устойчивость;
· платежеспособность;
· рентабельность деятельности;
· привлечение источников капитала;
· отношения предприятия с внешней средой.
Внутренний характеризует:
· формирование прибыли;
· структуру себестоимости;
· ценовую политику;
· себестоимость по видам продукции;
· характер ответственности должностных лиц.
Сущность методов менеджмента и их характеристика | ||||||||||||||||||||||||||||
Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).
Таблица 4.1 Методы менеджмента
В современных условиях происходит
переход от преимущественно Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение. Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности. При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: · скорость достижения цели; · вероятность достижения цели; · отношения подчинения; · личность управляемого; · личность управляющего; · экономическую самостоятельность; · климат в коллективе. |
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют
социально-экономической
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Экономические методы менеджмента
Группа методов |
Составляющие группы методов |
1. Методы, регулируемые
федеральными и региональными
органами (относятся к экономическим
факторам внешней среды |
- налоговая система страны; - налоговая система региона; - кредитно-финансовый механизм страны; - кредитно-финансовый механизм региона. |
2. Методы, регулируемые предприятием (вышестоящей организацией) |
- экономические
нормативы функционирования - система материального поощрения работников; - система ответственности за качество и эффективность работы; - применение научных подходов к менеджменту |
К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:
· удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
· нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
· оборачиваемость оборотных средств;
· производительность труда;
· капиталоотдача инвестиций;
· фондовооруженность труда;
· удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
· уровень автоматизации производства и управления и др.
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.
Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
Коммерческий расчет | ||||||||||||||||||||||
Коммерческий расчет синтезируе Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:
В рамках коммерческого расчета
в силу предоставления оперативной
самостоятельности отдельным
Таблица 4.3 Коммерческий и внутрифирменный расчет
Хозяйственные отношения
между отдельными подразделениями
строятся на основе трансфертных цен,
которые отражают переход продукта
в границах собственности предприятия.
В этом случае продукт является лишь
по форме товаром, не будучи им по существу.
Такие цены устанавливаются в
рамках той политики ценообразования,
которую проводит руководство. Отношения
в рамках внутрифирменного расчета
основаны на минимизации затрат на
всех промежуточных стадиях В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное. | ||||||||||||||||||||||
Цены и ценообразование | ||||||||||||||||||||||
Центральное место среди рычагов
экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразо
В современных условиях наиболее
распространен метод
Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.
Необходимо знать структуру
цены, что позволит судить о реальных
экономических результатах | ||||||||||||||||||||||
Финансирование | ||||||||||||||||||||||
Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.
Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:
| ||||||||||||||||||||||
Кредитование | ||||||||||||||||||||||
С реформой банковской системы,
развитием сети коммерческих банков
возрастающую роль играет перераспределение
кредитных ресурсов через кредитный
рынок, в связи с чем, кредитное
перераспределение
С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка. | ||||||||||||||||||||||
Налоговая система | ||||||||||||||||||||||
Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.
Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль. | ||||||||||||||||||||||
Страхование | ||||||||||||||||||||||
Страхование охватывает сферу
перераспределительных
Функции страхования: · рисковая; · предупредительная; · сберегательная; · контрольная.
Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).
Таблица 4.4 Виды и объекты страхования
|