Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции менеджмент.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Маркетинг 

Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам.

Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл  действия этого механизма: потребитель  диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей. 

 

Административно-правовые методы менеджмента

 

Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства. 

 

В условиях рыночных отношений  эти методы играют вспомогательную  роль. 

 

Административно-правовые методы опираются на следующие системы:

·      систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;

·      систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;

·     систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;

·     систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:

– распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

– популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;

– делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;

– участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать. 

 

Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:

·         организационное воздействие (регламентирование и нормирование);

·         распорядительное воздействие;

·         организационно-распорядительное воздействие. 

 

Общая схема осуществления  административно-правовых методов  менеджмента представлена на рис. 4.2.   

 

 

Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3). 

Цели административного  воздействия:

·         регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;

·         постановка задач исполнителям;

·         контроль за выполнением задач.

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и  нормативов (рис. 4.4). 

 

 

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5). 

 

 

Особую роль играет организационно-распределительное  воздействие (рис. 4.6).

Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем  управления, определяя его ближайшие  задачи и сроки выполнения, давая  однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

   

Социально-психологические  методы менеджмента 

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно  участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими  для руководителя являются социально-психологические  методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных  актов (табл. 4.5). 

 

Таблица 4.5 Общая характеристика социально-психологических методов

Признаки

Содержание

Объект управления

- экологичность  выпускаемой продукции или выполняемой  услуги в окружающей природной  среде;

- характер, психические,  антропометрические и психофизические  особенности работника;

- система подбора,  расстановки, подготовки и переподготовки  кадров;

- организация рабочего  места;

- система стимулирования  труда работников;

- морально –  психологический климат в коллективе;

- условия отдыха  работников;

- инфраструктура  региона.

Функции управления

- анализ форм  и нормативов социально-психологических  процессов;

- выявление узких  мест и недостатков;

- формулирование  проблемы;

- планирование улучшения  норм и нормативов социально-психологических  процессов;

- регулирование  процессов;

Методы управления

- мониторинг окружающей  природной среды;

- технические измерения  социально-психологических параметров  объектов управления;

- анкетирование;

- наблюдение;

- хронометраж, фотография  рабочего дня;

- метод моментных  наблюдений процессов;

- макетирование  (физическое моделирование);

- телефонный опрос;

- проведение опытных  и экспериментальных работ;

- математико-статистические  методы исследования;

- экономико-математические  методы моделирования процессов.


В основе использования социально-психологических  методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.  

 

Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется  благоприятный «социальный климат»  между членами коллектива, между  руководителями и коллективом. 

 

Опыт зарубежных стран  показывает, что отношения партнерства  более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может  быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.  

 

Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни. 

 

Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.6).

Обязательными условиями  создания благоприятного социального  климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение  и взаимные уступки как между  руководителями и коллективом, так  и внутри трудового коллектива. 

 

Источники социологической информации:

·         статистическая документация;

·         статистические справочники;

·         коллективное обсуждение проблем;

·         наблюдение;

·         анкетирование;

·         интервью. 

 

Отношения управления выступают  как психологические взаимоотношения  людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений  людей. 

 

Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора  кадров, влиянием на психику работника  с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.  

 

Психологические методы управления представлены на рис. 4.7. 

Социально-психологические  методы направлены на решение следующих задач:

  • повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
  • формирование благоприятного социально-психологического климата;
  • эффективное использование различных форм морального поощрения;
  • воздействие на групповое самосознание коллектива.

 

 Система менеджмента на предприятии  как социально-управляемая система 

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением  людьми, объединенными в отделы, отделения, службы. Иными словами, менеджмент – это прежде всего управление социальными коллективами людей, а  потому его необходимо рассматривать  как социально-управляемую систему (рис. 5.1).

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. 

 

Менеджмент функционирует  в рамках отдельного предприятия, которое  является сложной социально-экономической  системой, складывающейся из управляющей  подсистемы (аппарат управления –  субъект менеджмента) и управляемой  подсистемы (коллектив предприятия  – объект менеджмента). 

 

Системы бывают закрытыми  и открытыми (табл. 5.1). 

 

Таблица 5.1 Сравнительный анализ открытой и закрытой систем

Фактор сравнения

Система

Закрытая

Открытая

Основная цель

Экономическая

Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней  среды

Внешняя среда

Прогнозируемая

Совершенно неопределенная

Функция

Точно описанные  права, методы

Точные инструкции отсутствуют

Контроль т ответственность

В соответствии с  иерархией на предприятии

Каждый несет  ответственность за отдельную проблему

Факторы престижа

Положение в иерархии, должность

Личностные качества, компетентность

Управление

Авторитарное: инструкции, правила, решения

Демократическое: информация, предложения, советы


Закрытая  система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер должен предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства. Менеджмент организации в закрытой системе должен быть ориентирован на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего производственного процесса. Модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сторону. В модели недостаточно учитывается роль человеческого фактора в эффективной работе организации.  

 

Открытая  система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. Главная идея открытой системы заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. 

 

Системе менеджмента на предприятии  присущи следующие признаки открытой системы: взаимодействие с окружающей средой, синергизм, динамическое равновесие, равенство конечных результатов. 

 

Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации (табл. 5.2). 

 

Таблица 5.2 Анализ внутренней среды по направлениям 

 

Направление

Составляющие направления

<p class="Normal_0020Table" style="


Информация о работе Лекции по менеджменту