Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.
Маркетинг
Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам.
Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.
Административно-правовые методы менеджмента | |
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы опираются на следующие системы: · систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения; · систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации; · систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива; · систему оперативного руководства (власти). Данная система включает: – распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях; – популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае; – делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано; – участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой: · организационное воздействие (регламентирование и нормирование); · распорядительное воздействие; · организационно-
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.
Административное воздействие о Цели административного воздействия: · регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников; · постановка задач исполнителям; · контроль за выполнением задач. Действенность организационного
воздействия зависит от четкости
составления должностных
Действенность распорядительног
Особую роль играет организационно- Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения. | |
Социально-психологические методы менеджмента
Успех любого дела определяется
тем, насколько активно и
Таблица 4.5 Общая характеристика социально-психологических методов
Признаки |
Содержание |
Объект управления |
- экологичность
выпускаемой продукции или - характер, психические,
антропометрические и - система подбора,
расстановки, подготовки и - организация рабочего места; - система стимулирования труда работников; - морально –
психологический климат в - условия отдыха работников; - инфраструктура региона. |
Функции управления |
- анализ форм
и нормативов социально- - выявление узких мест и недостатков; - формулирование проблемы; - планирование улучшения
норм и нормативов социально- - регулирование процессов; |
Методы управления |
- мониторинг окружающей природной среды; - технические измерения
социально-психологических - анкетирование; - наблюдение; - хронометраж, фотография рабочего дня; - метод моментных наблюдений процессов; - макетирование (физическое моделирование); - телефонный опрос; - проведение опытных и экспериментальных работ; - математико-статистические методы исследования; - экономико-математические
методы моделирования |
В основе использования социально-
Из социологических
Опыт зарубежных стран
показывает, что отношения партнерства
более эффективны, чем отношения,
основанные на административном принуждении.
Имущественное неравенство
Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.
Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.6).
Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.
Источники социологической информации:
· статистическая документация;
· статистические справочники;
· коллективное обсуждение проблем;
· наблюдение;
· анкетирование;
· интервью.
Отношения управления выступают
как психологические
Исследования показывают,
что результат производства во многом
предопределяется решением вопросов подбора
кадров, влиянием на психику работника
с целью повышения
Психологические методы управления представлены на рис. 4.7.
Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:
Система менеджмента на предприятии
как социально-управляемая
Любой вид управленческой
деятельности связан с управлением
людьми, объединенными в отделы,
отделения, службы. Иными словами, менеджмент
– это прежде всего управление
социальными коллективами людей, а
потому его необходимо рассматривать
как социально-управляемую
Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Менеджмент функционирует
в рамках отдельного предприятия, которое
является сложной социально-
Системы бывают закрытыми и открытыми (табл. 5.1).
Таблица 5.1 Сравнительный анализ открытой и закрытой систем
Фактор сравнения |
Система | |
Закрытая |
Открытая | |
Основная цель |
Экономическая |
Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды |
Внешняя среда |
Прогнозируемая |
Совершенно неопределенная |
Функция |
Точно описанные права, методы |
Точные инструкции отсутствуют |
Контроль т ответственность |
В соответствии с иерархией на предприятии |
Каждый несет ответственность за отдельную проблему |
Факторы престижа |
Положение в иерархии, должность |
Личностные качества, компетентность |
Управление |
Авторитарное: инструкции, правила, решения |
Демократическое: информация, предложения, советы |
Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер должен предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства. Менеджмент организации в закрытой системе должен быть ориентирован на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего производственного процесса. Модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сторону. В модели недостаточно учитывается роль человеческого фактора в эффективной работе организации.
Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. Главная идея открытой системы заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий.
Системе менеджмента на предприятии присущи следующие признаки открытой системы: взаимодействие с окружающей средой, синергизм, динамическое равновесие, равенство конечных результатов.
Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации (табл. 5.2).
Таблица 5.2 Анализ внутренней среды по направлениям
Направление |
Составляющие направления |
<p class="Normal_0020Table" style=" |