Лекция по "Стратегическому управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:48, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Стратегическое управление"

Вложенные файлы: 1 файл

lektsii.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

 

Стратегическое управление - это набор действий и решений, предпринятых руководством для достижения поставленных целей.

В рамках этого процесса осуществляются четыре основных вида правленческой деятельности:

- распределение  ресурсов;

- адаптация к  внешней среде;

- внутренняя координация;

- организация стратегического  планирования.

Концепция стратегического управления включает всебя формулирование и практическую реализацию стратегии бизнеса.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, необходимый для осуществления  миссии организации и достижения намеченных целей.

Стратегия - общий план, в котором должны быть задействованы компетентность и ресурсы компании для достижения ее общих целей. Стратегия свидетельствует о том, как фирма использует свою компетентность и ресурсы для удовлетворения запросов рынка в целях получения прибыли. Стратегия позволяет определить, что компания может сделать, а что нет и какие средства находятся в ее распоряжении. Компетентность и ресурсы компании должны быть сопоставлены с требованиями рынка, компетентностью и ресурсами конкурентов.

Стратегия предполагает занятие компанией такого положения  относительно рынков и конкурентов, которое дало бы ей сравнительное  преимущество в конкурентной борьбе.

Основная задача стратегического управления - увеличение стоимости фирмы для ее владельцев.

В настоящее время  стратегия большинства фирм в  значительной степени ориентирована  на победу в конкурентной борьбе в  условиях перенасыщения рынка.

Стратегия формируется  и разрабатывается высшим руководством предприятия, а ее реализация предусматривает  участие всех уровней управления. Стратегия формулируется в стратегическом плане развития фирмы, который разрабатывается  с учетом перспективы предприятия  на долгосрочный период.

Термин "стратегическое управление" (стратегический менеджмент) стал впервые применяться в конце 60-х - начале 70-х годов, чтобы подчеркнуть различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на уровне высшего руководства и направленным на выживание организации в долгосрочной перспективе. Ранее многие фирмы могли успешно функционировать, решаяпроблему эффективного использования ресурсов в своей текущей деятельности. Однако быстрые изменения внешней среды, в т.ч. НТП, изменение запросов потребителей, обострение конкурентной борьбы и другие, выдвинули на первый план проблему адаптации фирмы в новых условиях. Центр внимания высшего руководства был перенесен на внешнее окружение, на определение перспектив организации, вытекающих из опасностей и возможностей, связанных с внешней средой, а также сильными и слабыми сторонами организации.

 

Отличие стратегического  и оперативного управления


23.07.2010 17:09

 

 

Отличие стратегического  и оперативного управления 

 

Характеристики

Оперативное управление

Стратегическое  управление

Основополагающие цели

Производство товаров  и услуг, максимизация прибыли

Выживание иразвитие организации,баланс с внешним окружением

Учет фактора времени

Текущая исреднесрочная перспектива, экстраполяция на будущее

Долгосрочнаяперспектива, взглядот будущего к настоящему

Сосредоточениевнимания руководителей

Закрытая система,взгляд внутрь организации, поиск путейэффективного использования ресурсов

Открытая система, ориентация на победу в конкурентной борьбе, своевременный  учет возможностей и опасностей

Основные факторы построения системы управления

Функции и организационные  структуры,процедуры, техника и технологии

Люди, система информационного обеспечения, маркетинг, инновация, состояние рынка

 

Характеристики

Оперативное управление

Стратегическое  управление

Управление персоналом

Взгляд на человека как  на ресурсорганизации для выполнения отдельных работ и функций

Человек-основа организации, главный источник ее выживания и процветания, главная ценность организации

Оценка эффективности

Прибыль, текущие финансовыепоказатели, внутренняя рациональность и экономичность работы

Доля на рынке, стабильность сбыта, динамика рентабельности, наличие конкурентных преимуществ,приспособляемость к изменениям


 

 

Что будет без стратегического  управления?


 

 

Стратегическое управление - такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменение в организации, отвечающее вызову со стороны окружения, позволяющее добиться конкретных преимуществ, что в совокупности позволяеторганизации выжить. Результативность стратегического управления выражается в том, насколько быстро и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения.

Отсутствие стратегического управленияпроявляется в следующем:

1) организация планирует  свою деятельность исходя из  того, что окружение либо вообще  не меняется, либо в нем не  происходит существенных качественных  изменений;

2) при нестратегическом  управлении планирование начинается  с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации; в результате поставленные цели могут остаться не достигнутыми, если их достижение зависит от изменяющихся желаний и потребностей клиента, а также от поведения конкурентов.

Стратегическое  управление имеет ряд проблем  и ограничений:

1) стратегический  план не может дать точной  и детальной картины будущего;

2) для осуществления  стратегического управления необходимы  большие затраты времени и  ресурсов;

3) резко усиливаются  негативные последствия ошибок  стратегического планирования, когда  в сжатые сроки создаются новые  продукты, кардинально меняются  направления вложений, появляются  новые возможности для бизнеса,  исчезают старые. В этом случае  величина ошибки может быть  очень велика.


 

Стратегическое планирование


23.07.2010 17:12

 

Один из основных элементов стратегического управления стратегическое планирование. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Для этого должен постоянно проводиться сбор и анализ огромного количества информации. Стратегический план придает фирме определенность и индивидуальность. Стратегические планы должны разрабатываться так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию в условиях меняющейся внешней среды.


 

Миссия организации


23.07.2010 17:14

 

Миссия - общая цель организации, объединяющая все аспекты ее деятельности. Миссия выражает философию существования организации. Она выступает как основной ориентир всей деятельности организации.

Основная общественная цель организации, четко выраженные причины и функции ее существования  рассматриваются как ее миссия. Таким  образом,миссия - утверждение, раскрывающее смысл ицелесообразность существования организации с точки зрения общества (какие общественные потребности организация удовлетворяет и каким образом).

Миссия должна отражать влияние организации на все заинтересованные группы, к которым относятся:

- собственники;

- деловые партнеры;

- потребители;

- сотрудники;

- органы государственной  власти;

- общество в целом.

Миссия детализирует общественный статус организации, обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегии  на различных организационных уровнях.

Цель  миссии - произвести благоприятное впечатление на общество, сформировать привлекательный образ фирмы в глазах потребителей. Формулировка миссии - важнейший элемент имиджа фирмы.


 

Формулировка  миссии организации


23.07.2010 17:15

 

Формулировка миссии организации должна содержать следующие  составляющие:

1) задачи фирмы с точки зрения  ее основных услуг или изделий,  основных рынков и технологий;

2) внешняя среда  по отношению к фирме, определяющая  рабочие принципы;

3) культура организации,  в том числе рабочий климат  в организации;

4) определение основных  запросов потребителей и их  эффективное удовлетворение.

Чтобы выбрать соответствующую  миссию, руководство должно ответить на 2 основных вопроса:

1. Кто наши клиенты?

2. Какие потребности  клиентов мы можем удовлетворить?

Правильная формулировка миссии организации имеет определяющее значение для дальнейшего успеха всей ее деятельности.

Существует 2 подхода  к формулировке миссии организации:

1) краткая формулировка  миссии (Форд: "предоставление людям  дешевого транспорта"; IBM: "удовлетворение  информационных потребностей");

2) развернутая формулировка  миссии организации (иногда называется  философией компании). Она, как  правило, включает 3 части:

• главное направление организации, общественные потребности, которые  она удовлетворяет;

• указывает на социальную ответственность организации перед обществом;

• указывает на социальную ответственность перед работниками организации.


 

Примеры миссии организаций


23.07.2010 17:17

 

"Миссия компании  Sunbanks заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию общества и организаций, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг, таким образом, и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечению справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливому отношению к сотрудникам компании".

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, т.к. в  целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными (табл. 2).

Таблица 2

Примеры формулировок миссии

Организация

Миссия

Коммерческий банк

Содействие становлению  и развитию среднего и малого бизнеса  в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу  потребителей с различным достатком

Компания, производящая оборудование для офисов

Наша цель - это решение  проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать  капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал  дальнейшего роста

Государственное предприятие  научно-технической направленности

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отраслей, поддержание высокого уровня разработок, создание новых  рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду


  

Информация о работе Лекция по "Стратегическому управлению"