Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:48, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Стратегическое управление"
Цели и ценности руководства |
23.07.2010 19:45 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценности - это то значение, которое в организации придают вещам и явлениям. Ценности определяют общее поведение руководства. "Как индивиды,
так и организации Эти определенные типы
стратегического поведения Таблица 3 Сферы ценностей
Выбор тех или иных ценностных ориентаций зависит от профиля деятельности организации, состояния окружающей среды и других факторов. Ценностные ориентации находят свое отражение в формулировке миссии организации. Ценности - это морально-этические нормы, существующие в организации, обязательные для выполнения. Они, как правило, включают в себя понятия: долг, честь, следование традициям, обязательность, ответственность, принятые в организации нормы и правила поведения, уважение к коллегам, самоуважение. Цель - это идеальное описание желаемых результатов деятельности организации. Определение целей на ближайшую и долгосрочную перспективы является одной из важнейших задач менеджмента. Без четкой формулировки целей своей деятельности организация не может утвердиться на рынке и выжить в конкурентной борьбе. Смысл установления цели организации заключается в определении наиболее значимых направлений деятельности и ожидаемых результатов с тем, чтобы сконцентрировать основное внимание на достижении этих результатов. Цели устанавливаются с учетом ценностей организации. Цели зависят от состояния внешней и внутренней среды, поэтому они имеют изменчивый характер и многозначность (табл. 4). Таблица 4 Группировка целей по критериям
Цели являются важнейшим
инструментом управления. К целям
предъявляются следующиетребова 1) цели должны быть достижимы (реальны); 2) цели должны быть конкретны; 3) цели должны быть измеримы; 4) цели должны быть ориентированы по времени; 5) цели индивидов,
групп, подразделений и 6) цели должны
быть известны работникам Цели фирмы определяют
концепцию ее развития и основные
направления деловой Следует различать цели общие или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров. Общие цели отражают
концепцию развития фирмы и разрабатываются
на длительную перспективу. Одновременно
с формированием целей |
Пример ранжирования общих целей (общие цели выражаются в количественных показателях или путем формирования общих направлений политики фирмы):
1) обеспечение оптимальной рентабельности определяется следующими показателями:
• объемом продаж;
• уровнем и нормой прибыли;
• темпами ежегодного прироста объема продаж и прибыли;
• долей на рынке;
• структурой капитала;
• доходом на одну акцию;
• ценами на акции;
• уровнем дивидендов;
• суммой выплачиваемой заработной платы;
• уровнем качества продукции;
2) обеспечение устойчивости фирмы на рынке определяется по следующим направлениям:
• техническая политика, в том числе расходы на исследование и разработку новых продуктов;
• потенциал, в т.ч. снижение издержек;
• конкурентоспособность;
• инвестиционная политика (
• кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, квалификация персонала, система подготовки и переподготовки управляющих и специалистов);
• решение социальных вопросов;
3) разработка новых направлений развития включает:
• диверсификацию продукции;
• вертикальную интеграцию;
• развитие информационных систем;
• разработку новых видов продукции;
• определение конкретных фирм, акции которых подлежат скупке.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. Основное место занимают следующие цели:
- определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли;
- разработка перспективного направления развития подразделения.
Другие специфические
цели разрабатываются после
- по маркетингу:
достижение определенного уровня продаж в абсолютном выражении или установление доли продаж на одном или нескольких рынках или сегментах;
- в области научных исследований и разработок:
развитие новых
продуктов, приспособление традиционных
продуктов к требованиям
- в области производства:
снижение издержек производства, повышение производительности труда, распределение производственных заданий между отдельными подразделениями и конкретными исполнителями;
- в области финансов:
определение структуры и источников финансирования, в т.ч. доли собственных средств в предполагаемых капиталовложениях, разработку конкретных форм и методов перераспределения прибыли, минимизацию налогообложения.
Анализ среды включает в себя:
- анализ макроокружения;
- анализ микроокружения;
- анализ внутренней среды организации.
Анализ внешней среды - процесс, посредством которого разработчики стратегии определяют внешние по отношению к организации факторы , чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Обычно анализ внешней среды происходит по трем параметрам:
1. Оценка изменений и их воздействие на различные аспекты выбранной стратегии и цели.
2. Определение факторов, представляющих угрозу для текущей деятельности фирмы и выбранных целей.
3. Определение факторов,
представляющих дополнительные
возможности для достижения
Материалы анализа
внешней среды дают организации
время для прогнозирования
Таким образом, анализ внешней среды включает 2 основные составляющие:
1) определение возможностей;
2) определение угроз.
К возможностям относят:
- ускорение роста рынка;
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение производства;
- увеличение ассортимента производимой продукции;
- благоприятная политика правительства;
- "спокойное" поведение конкурентов и др.
К угрозам относят:
- замедление роста рынка;
- изменение потребностей и вкусов покупателей;
- рост продаж замещающего продукта;
- появление новых конкурентов;
- сокращение платежеспособного спроса населения;
- рост цен у поставщиков;
- неблагоприятная политика правительства.
После анализа внешней среды и получения данных о возможностях и угрозах руководство организации должно оценить свои внутренние силы, которые позволяют воспользоваться предоставленными возможностями и предотвратить угрозы. Кроме сильных сторон, оцениваются также слабые стороны организации, которые в будущем могут стать источником проблем.
Таким образом, анализ внутренней среды организации включает выделение ее сильных и слабых сторон.
К сильным сторонам организации (потенциалу) могут относиться:
- хорошее знание рынка;
- лидирующие позиции на рынке;
- инновационные разработки;
- преимущества в области издержек;
- адекватные финансовые ресурсы;
- высокий уровень техники и технологии;
- высокая квалификация и компетентность кадров;
- хорошая репутация фирмы;
- конкурентные преимущества и др.
К слабым сторонам организации относят:
- неразвитость маркетингового обеспечения;
- слабое знание рынка;
- отставание в области исследований и разработок;
- устаревшая техника и технология;
- недостаточные финансовые ресурсы;
- отсутствие квалифицированных кадров по ряду направлений деятельности.
После составления списка возможностей, угроз, сильных и слабых сторон организации проводят их попарное сравнение и определяют, что требует немедленного внимания и на что следует опираться, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы (табл. 5).
Анализ внутренней и внешней среды проводится как для организации в целом, так и для каждой отдельной стратегической зоны бизнеса. Стратегическая зона бизнеса ( стратегическая зона хозяйствования) - это отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет или хочет получить выход (часть внешнего окружения, отдельные направления деятельности, рынки определенной продукции).
SWOT: - strengths - сильные стороны, потенциал;
- weaknesses - слабые стороны, недостатки;
- opportunities - возможности;
- threats - угрозы, опасности, препятствия.
Матрица SWОТ
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности: 1) Рост доходов потреби-телей; 2) Организация фонда поддержки малого бизнеса |
Угрозы: 3)Появление нового конкурента; 4)Введение госконтроля качества продукции |
Сильные стороны: А) Лидер на рынке; В) Высокое качество продукции |
Поле Сил. ст. и В.: А1 "+" A2 "+" B1 “+” B2 “+” |
Поле Сил. ст. и У.; АЗ "+" ВЗ "+" В4 "+" |
Слабые стороны: C) Высокая арендная плата за оборудование; D) Высокая з/п персонала |
Поле Сл. ст. и В.: С1"+" С2"+" D1 "+" |
Поле Сл. ст. и У. C3 “--” D3 “--” |
Резюме:
1) Поле сильных сторон и возможностей:
сильные стороны
предприятия позволяют в полной
мере воспользоваться
2) Поле сильных сторон и угроз:
сильные стороны предприятия позволяют успешно нейтрализовать угрозы (благоприятная тенденция).
3) Поле слабых сторон и возможностей:
слабые стороны
предприятия заключаются в
4) Поле слабых сторон и угроз:
высокие издержки ослабляют
позицию предприятияпри обостре
Стратегия - долгосрочное, качественное определение направления развития организации, включающее развитие на перспективу системы мер, обеспечивающих достижение конкретных, намеченных организацией целей.
Если миссия задает
общие ориентиры существования
организации, а цели определяют, к
чему организация конкретно
Выбор стратегии начинается с анализа стратегических альтернатив. При этом руководство решает 3 основных вопроса:
- какой бизнес продолжить?
- какой бизнес прекратить?
- в какой бизнес перейти? (освоение новых перспективных направлений деятельности)
При выборе стратегии
учитываются следующие
1) степень риска;
2) увязка с существующими стратегиями;
3) реакция владельцев акций;
4) фактор времени.
Стратегии концентрированного роста(стратегии интенсивного роста), которые связаны с изменением либо продукта, либо рынка (матрица Анзоффа, табл. 7).
Таблица
Матрица "Продукт - рынок" И. Анзоффа
Рынок Продукты |
Традиционные |
Новые |
Имеющиеся |
1. Обработка рынка Р = 50%; 3 = 100% |
2. Развитие рынка Р = 20%; 3 = 400% |
Новые |
3. Развитие продукта Р = 33%; 3 = 800% |
4.Диверсификация Р = 5%; 3 = 1200 - 1600% |