Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:34, контрольная работа
Целью данной работы является изучение личности в организации
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Выявить основные характеристики личности в организации
- Исследовать личность в организации на примере магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
- Разработать рекомендации по усовершенствованию личности в условиях работы в «ВСК»
Введение 3
1. Функциональная роль личности в организации. 4
2. Индивидуальные свойства и психологические особенности работников организации. 5
3. Психические процессы, свойства и состояния личности 12
4. Факторы, определяющие поведение в организации 13
5. Психотипы поведения работников 14
6. Самоподача, самооценка и самореализация личности 15
7. Заключение 23
8. Задание 23
Список использованной литературы 27
3. Психические процессы, свойства и состояния личности.
Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.
Психические процессы - это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.
Выделяют три класса психических процессов:
- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие
отражение окружающего мира (ощущения,
восприятия, представление, внимание,
память, мышление, воображение);
- эмоционально-волевые, или процессы психической
регуляции, обеспечивающие особенности
поведения и деятельности (чувственные
переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля,
принятие решений);
- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие
людей как при выполнении совместных действий,
так и в ситуациях межличностного общения
(невербальное и вербальное общение).
Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.
Психические состояния различаются по ряду характеристик.
В частности, по:
- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные:
стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
- уровню интенсивности (активационные);
- уровню психофизиологического ресурса
(тонические);
- уровню психического напряжения (тензионные);
- продолжительности состояния (временные);
- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).
Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.
Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.
Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.
4. Факторы, определяющие поведение в организации.
На поведение человека в организации
оказывают большое влияние
Однако при всем разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие детерминанты.
Поведение человека в организации определяется:
- его собственными (личностными) чертами;
- особенностями группы, в которую он включен;
- условиями совместной
- своеобразием организации, в которой он работает.
Таким образом, возможности успешного включения человека в организацию зависят как от организационного окружения, так и от характеристик его личности.
Черты личности складываются как под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности), психологических свойств личности (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, чувства и настроение), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и др.)
5. Психотипы поведения работников.
Один из подходов к классификации типов личности сформировался при изучении организационных культур различных компаний, так как в процессе исследования была выявлена зависимость между психологическим типом руководителя и культурой возглавляемой им организации.
В соответствии с данным подходом выделяют пять психологических типов «невротических» руководителей: харизматический, параноидальный, депрессивный, изоляционистский, педантичный.
Личность харизматического типа склонна наделять себя исключительными чертами: особой одаренностью, мудростью, героизмом, святостью, непогрешимостью суждений. Такие люди приписывают себе роль божества, недосягаемого для окружающих.
Параноидальный тип личности отличается особой подозрительностью, свято уверен в том, что все желают ему зла. Такой человек никому не доверяет, окружающих считает врагами и изобретает различные способы снижения исходящей от них мнимой угрозы. Как правило, данный тип личности ведет себя достаточно скрытно и склонен к агрессии.
Человек, относящийся к депрессивному типу личности, чувствует себя беспомощным, никому не нужным, считает, что в жизни он ничего не достиг. Он отличается особым пессимизмом по отношению к любым начинаниям, инертен, боится любых изменений.
Изоляционистский тип личности проводит в жизнь идею невмешательства. Они испытывают чувство отчуждения от окружающих, стараются изолировать себя от общества. Они холодны в общении и беспристрастны в оценках.
Педантичные люди отличаются особой аккуратностью, точностью, формализмом. Будучи сами очень ответственными при выполнении различных поручений, они не терпят необязательности окружающих. Такие люди излишне строги в выполнении мелочных, формальных требований.
Индивидуумы адаптируются к организациям, а организации - к индивидуумам. Каждый, кто остается в организации, должен разрешить конфликт между работой и другими интересами, установить взаимоотношения с коллегами по работе, достичь минимального уровня компетенции. Взаимодействие общественного с личным играет значительную роль в выборе путей приспособления индивидуума к работе, в достижении определенного уровня удовлетворенности, получаемой им от такого приспособления. Независимо от того, насколько успешно такое приспособление, существуют три основные его разновидности, в соответствии с которыми выделяют «организационалиста», «профессионала» и «индифферента».
Организационалист - это человек, очень преданный месту работы и проявляющий следующие склонности:
- в значительной степени отождествляет себя с организацией - его собственное мировоззрение ориентировано на концепцию организации;
- стремится к наградам и продвижению в организации, так как это означает успех и положение в организации;
- высокомотивирован и получает удовольствие от работы;
- нетерпим к неопределенности в области постановки целей и задач;
- солидаризируется с вышестоящими и относится к ним с уважением;
- содействует устранению конфликтов и созданию благоприятного климата в организации из-за желания продвинуться по службе;
- придает особое значение повышению производительности и рентабельности;
- заботится о статусе, что выражается в обеспокоенности относительно различных видов угрозы успеху организации;
- избегает конфликтов;
6. Самоподача, самооценка и самореализация личности.
6.1 Самоподача личности.
Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача (причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления). Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия.
К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.
Самоподача превосходства. Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства — одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача — это управление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы при подобном механизме социального восприятия были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены.
Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных. Когда все одеты одинаково, этот фактор не сработает.
Если же нам необходимо скрыть превосходство, то мы должны позаботиться об обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы. Вероятно, для нее чрезвычайно важно подчеркнуть свой статус — ей нужно завуалировать молодость, акцентировать некоторую официальность.
Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, — руководителей, юристов и многих других. Они, как правило, знают об этом, но не всегда понимают, какие имеются конкретные пути для достижения успеха. Именно поэтому во многих странах мира существуют консультативные фирмы, которые помогают "поставить" нужную самоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как в конкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представители других групп и как они должны выглядеть, чтобы их деятельность была эффективной.
Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее. Признаком превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные нарушения норм общения.
Например, вызывающее поведение молодежи служит именно тому, чтобы подчеркнуть такой манерой поведения свое превосходство. Кто не слышал в общественном транспорте преувеличенно громкий смех, подчеркнутое употребление либо непонятных, либо нецензурных слов? Это своеобразный способ самоподачи — только через независимость (в данном случае — в речи). Разумеется, такое поведение — признак низкой культуры в общении.
Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого.
Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.
Самоподача отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему — чаще хорошее, но иногда и плохое.
Мы прекрасно осознаем, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагают окружающих к подобному партнеру, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но, конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что такое "открытый взгляд"? Обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств. Но имеется одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой вызывающий взгляд часто интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия.
Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Они очень точно и полно описаны сатириками. Н.В. Гоголь, уделявший много внимания описанию самоподачи Чичикова, дает очень полный список вербальных приемов. Вот только некоторые из них:
В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные, и что те правители, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые еще были только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: "ваше превосходительство ", что им очень понравилось.
Гоголь Н.В., "Мертвые души".
Если проанализировать подобные приемы, то мы увидим, что главное в них — это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Часто такие же приемы мы используем в ситуациях обыденного общения.
Например, мы знакомимся с новым человеком. Наиболее приемлемая тактика — найти общую тему для разговора. Причем важно найти именно такую тему, точки зрения по которой заведомо совпадают. Может быть именно поэтому для начала общения так характерен разговор о погоде.
Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику.