Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:34, контрольная работа
Целью данной работы является изучение личности в организации
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Выявить основные характеристики личности в организации
- Исследовать личность в организации на примере магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
- Разработать рекомендации по усовершенствованию личности в условиях работы в «ВСК»
Введение 3
1. Функциональная роль личности в организации. 4
2. Индивидуальные свойства и психологические особенности работников организации. 5
3. Психические процессы, свойства и состояния личности 12
4. Факторы, определяющие поведение в организации 13
5. Психотипы поведения работников 14
6. Самоподача, самооценка и самореализация личности 15
7. Заключение 23
8. Задание 23
Список использованной литературы 27
Если мы повернулись к собеседнику лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной — другое. Очень хорошо это прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или прячется. Если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно: когда они обижены — отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. Все это — знаки определенного отношения.
Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.
Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что...", "я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.
Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся.
Если два приятеля собираются на важный разговор к руководителю и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть "соответственно ", а другой презирает такое подлаживание под ситуацию и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый "подает" официальность, уважение, статус, респектабельность, другой "предъявляет "независимость, наивность, самостоятельность.
Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой.
6.2 Самооценка личности.
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
При явно завышенной
самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства
(«я самый правильный»), или комплекс 2-летннх(«я
лучше всех»);
- имеет идеализированное представление:
о себе, о своих способностях и возможностях,
о своей значимости для дела и для окружающих
людей (стараясь жить согласно этому идеальному
«Я», часто порождает ничем не оправданные
трения с другими людьми; ведь, как говорил
Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть
в жизни впросак, чем считать себя лучше
других);
- игнорирует свои неудачи ради поддержания
своего психологического комфорта, сохранения
привычного для себя высокого самомнения;
отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся
представлению о тебе;
- истолковывает свои слабые стороны как
сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других,
«душевно глухим», теряет обратную связь
с окружающими, не при слушивается к чужому
мнению;
- экстернален, cвой неуспех связывает
с внешними факторами, чужими происками,
кознями, обстоятельствами - с чем угодно,
но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны
других относится с явным недоверием,
относя все это к придир кам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые
цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий
его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие,
зазнайство, стремление к превосходству,
грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что
воспринимается окружающими как высокомерие
и пренебрежительность (отсюда — скрытое
или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических
и даже истерических проявлений («я способнее,
умнее, практичнее, красивее, добрее большинства
людей; но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты
своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая
осанка, высокое положение головы, прямой
и продолжительный взгляд, командные нотки
в голосе.
При явно заниженной
самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным,
застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу
такой самооценки;
- как правило, не уверен в себе, застенчив,
нерешителен, чрезмерно осторожен;
- более остро нуждается в поддержке и
одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других
людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности,
стремится самоутвердиться, самореализоваться
(иногда — любой ценой, что приводит его
к неразборчивости в средствах достижения
своих целей), лихорадочно наверстать
упущенное, доказать всем (и прежде всего
самому себе) свою значимость, что он чего-то
стоит;
- ставит перед собой более низкие цели,
чем может достигнуть;
- нередко уходит в свои неприятности и
неудачи, преувеличивая их роль в своей
жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим,
чрезмерно самокритичен, что приводит
нередко к замкнутости, зависти, подозрительности,
мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, доводит окружающих
мелочами, вызывая конфликты как в семье,
так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова
чуть втянута в плечи, походка нерешительная,
как бы вкрадчивая, при разговоре часто
глаза отводит в сторону.
Адекватность самооценки
определяется соотношением двух противопололшых
психических процессов в
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении,
обратном действительности.
Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.
Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть,
используя психоаналитическое понимание
психологической структуры личности.
По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой
психики имеется три «царства»:
«Оно» - бессознательная система, движимая
принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера,
неукротимые страсти.
«Я» - сознательная система, регулирующая
процесс взаимодействия с внешним миром.
Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности.
«Сверх-Я» - своеобразная внутренняя «полиция
нравов», моральная цензура. Устав ее составляют
нормы и запреты общества, принятые личностью.
Между «Я» и «Оно»
всегда имеются отношения
Самооценка
относится к наиболее устойчивым
психологическим
- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь
себя;
- изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств,
особенно тех, которые важны для взаимодействия
с другими людьми;
- постоянно копаться в себе, выискивать
«психологический мусор», стараясь либо
выбросить его (волевое преодоление), либо
упрятать за фасад (формирование своего
положительного имиджа).
Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.
6.3 Самореализация личности.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.
Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:
а) трудовой способ существования;
б) наличие сознания;
в) специфический человеческий
вид взаимоотношений между
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.
Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.