Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа
Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.
Далее, исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней. Первая связана с применением логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX века барона А.А. Жомини (1779 – 1869), в которых он определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в задачах материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения и продовольствия, транспортом и войсками. Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.
Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646 – 1716). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.
Указанные две основные трактовки понятия «логистика» имеются в настоящее время практически во всех европейских языках. В табл. 2 приведены в хронологическом порядке определения, взятые из некоторых словарей. Более подробный семантический анализ термина приведен в терминологическом словаре по логистике.
Таблица 2
Словарные определения термина «логистика»
Определение |
Источник |
Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения |
Военный энциклопедический лексикон. – СПб., 1850 |
Математическая логика |
Словарь современного русского литературного языка. Т. 1–17. – М.–Л., 1948–1965 |
Символическая логика, новейшая разновидность формалистической логики |
Словарь иностранных слов. – М., 1954 |
Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения |
Мюллер В.К. Англо-русский словарь. – М., 1963 |
Материально-техническое |
Ганшина К.А. Французско-русский словарь. – М.: Русский язык, 1977 |
Тыл и снабжение, материально-техническое обеспечение, работа тыла |
Мюллер В.К. Англо-русский словарь. – М., 1990 |
Военная наука, связанная со снабжением, поддержкой и движением материалов и людей |
Webster's Desk Dictionary. – N. Y.: Portland House, 1990 |
Управление перемещением и материально-техническим обеспечением вооруженных сил. Один из четырех важнейших элементов военной науки (наряду с тактикой, стратегией и разведкой). Снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий |
The Encyclopedia Americana. International Edition. V. 17. – Danbury: Grolier Inc., 1991 |
Наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации |
Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – M.: Экономика, 1995 |
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. На рис. 1 представлена эволюция логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т.е. решения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
Рис.1. Эволюция логистики
В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов.
Период с 1920-х до начала
1950-х годов называется период
Рассматриваемый период важен
тем, что в нем были сформулированы
предпосылки будущего внедрения
логистической концепции. К ним
можно отнести следующие
• возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;
• рост транспортных тарифов;
• появление и быстрое
распространение концепции
• развитие теории и практики военной логистики.
Данный период характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего в США. К началу 1950-х годов была в основном сформирована теория военной логистики. Практическая значимость разработанных логистических подходов была доказана американской армией во время открытия второго фронта в годы Второй мировой войны, когда были успешно применены принципы единого управления и координации снабжения складирования и транспорта. Нельзя сбрасывать со счетов и опыт логистической координации работы тыла и транспорта, обеспечения снабжения и перемещения огромных воинских контингентов, осуществляемого советскими военными специалистами в годы Великой Отечественной войны. Необходимо отметить появление в рассматриваемый исторический период первых логистических организаций и сообществ. Старейшей организацией в США и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в 1915 г.), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат.
Одним из ключевых факторов
стремительной экспансии
• изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);
• давление фактора затрат на производство;
• прогресс в компьютерных технологиях;
• изменения в стратегиях формирования запасов;
• влияние военного опыта.
Эти факторы наиболее ярко проявились в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров).
В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти попытки в основном исходили от университетских ученых и многочисленных логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.
Одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций – Национальный совет по менеджменту физического распределения (США), преобразованный позднее в Совет логистического менеджмента (СЛМ), в то время определял логистику следующим образом: «Логистика – широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей».
К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями. К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.
Период с 1980-х до середины
1990-х годов характеризуется
В рассматриваемый период произошли существенные
изменения в мировой экономике, которые
объясняют феномен логистического «взлета».
Основными из них являются следующие:
1) революция в информационных
технологиях и внедрение
2) глобализация рынка;
3) изменения в государственном
регулировании инфраструктуры
4) повсеместное распространение
философии всеобщего
5) рост партнерства и стратегических союзов;
6) структурные изменения в организациях бизнеса.
Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками. В 1985 г. СЛМ уточнил определение логистики следую-щим образом: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».
В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. И наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.
Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция, взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела настоящий переворот в теории и практике менеджмента.
Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом.
Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.
Место логистики в современных методах управления экономической деятельностью
Логистический подход приводит к регулированию материальных потоков. Эти потоки возникают: при производстве тех или иных изделий; при обеспечении этого производства необходимыми материалами, комплектующими изделиями и сырьем; при складировании готовой продукции, ее распределении и доведении до потребителя.
Однако такое регулирование может осуществляться лишь через управление величиной, направлением, возникновением, прекращением, периодичностью, последовательностью, а также другими параметрами следующих потоков ресурсов: людских; энергетических; информационных; финансовых.
Эти потоки также являются материальными, хотя их физическая природа отличается от природы исходных материалов, превращающихся в результате экономической деятельности в изделия, удовлетворяющие определенные потребности конечных пользователей.
Поэтому понятие логистики в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику управления возникающими в процессе экономической деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как единым целым.
Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии