Логистическая система управления ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 187.18 Кб (Скачать файл)

Оценка повышения конкурентоспособности  фирм в результате введения управления на базе принципов логистики требует калькуляции издержек и их связи с последствиями логистических решений. Напрямую это сделать трудно – так же трудно, как количественно оценить непосредственный эффект от установки множества телефонных аппаратов в офисе фирмы. Однако телефонизация офисов является хотя и затратным, но современным и потенциально эффективным мероприятием, на которое идут без каких бы то ни было сомнений.

Соображения, по которым оценивается  влияние логистики на конкурентоспособность  фирм, для разных товаров являются различными.

Так, для большей части продовольственных товаров эффективность и необходимость поставки того или иного вида продукции определяется в результате маркетинговых исследований. Вопросы оптимизации распределения и своевременность доставки товаров к потребителям успешно решаются в рамках концепции логистики, и ее применение оказывается оправданным.

Другим характерным видом  продукции являются так называемые инвестиционные товары. Эти товары необходимы потребителю для выполнения таких его собственных новых проектов, как строительство, выпуск неповторяющихся сложных изделий (например, специальных объектов космической техники, создание собственных производств). В этих случаях первостепенным фактором в конкурентоспособности оказываетсянадежность доставки требуемой продукции требуемого качества в нужное место в согласованные сроки и в согласованном количестве.

Следующим видом продукции, требующим отдельного рассмотрения, являются товары длительного пользования. Как правило, подобные товары всегда имеются в каналах распределения. Надежность поставки в обусловленные сроки не является здесь определяющим фактором. По этим же причинам не являются критическими величины запасов таких товаров. Поэтому маркетинговые исследования и их результаты не могут оказать решающего воздействия на конкурентоспособность подобных товаров. Решающее значение здесь приобретает логистическое управление материальными потоками не на выходе, а на входе производственного процесса, а также по ходу этого производственного процесса. Таким образом достигается снижение производственных издержек и снижение себестоимости производства.

Наконец, еще одним видом  товаров, которые с точки зрения эффективности логистики должны рассматриваться отдельно, являются комплектующие для налаженного производства. Примерами такого рода являются промышленные компоненты, а также применяемые в строительстве отделочные материалы. Товары такого рода поставляются с целью удовлетворения специфических требований потребителей, поэтому затраты на их разработку могут оказаться достаточно высокими. Однако круг потребителей подобных товаров обычно бывает достаточно широким, а сами эти потребители в большинстве случаев являются постоянными и обеспечивают долговременный спрос. В данном случае превалирующее значение принимает такое свойство логистического управления, как обеспечение надежности поставок в нужном количестве в требуемое время.

Влияние тех или иных свойств  логистического управления на конкурентоспособность  при производстве и поставке различных  видов продукции показано на рис. 17.

Рис. 17. Влияние логистики  на повышение  
конкурентоспособности различных товаров  

 

Таким образом, логистика, как  совокупность методов и средств, позволяющих рационально управлять  материальными и связанными с  ними информационными потоками, способна сама по себе повысить конкурентоспособность  применяющей ее фирмы при наличии  следующих четырех условий.

1. Потенциальные рынки  товаров являются многочисленными.

2. Тенденцией, превалирующей  на этих рынках, является снижение  разнообразия номенклатуры требующихся товаров.

3. Стратегия фирмы может  быть быстро изменена радикальным  образом.

4. Имидж и авторитет  фирмы являются результатом ее  активного и долговременного  участия в рыночных отношениях.

Концепция логистики открывает  для фирмы следующие пути повышения конкурентоспособности:

  • изменение сегментации рынка;
  • расширение круга клиентуры;
  • изменения в рыночных требованиях;
  • изменения ситуации в окружающей экономической среде;
  • снижение себестоимости производимой и поставляемой продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции и/или приведение его в соответствие с требованиями потребителей;
  • возможность маневрирования в области технической, ценовой, закупочной и распределительной политики.

Важно отметить, что в литературе обращается внимание на характерную  особенность влияния использования  логистики с целью повышения  конкурентоспособности фирмы. Дело в том, что такое повышение  конкурентоспособности не происходит мгновенно и не является разовым  или однократным. Это повышение  представляет собой растянутый во времени  процесс, не обязательно являющийся монотонным, то есть повышение конкурентоспособности  чередуется с ее снижением. Этот процесс  проходит, как минимум,две стадии.

На первой стадии фирма, применяющая логистику, завоевывает новые позиции на рынке благодаря предложению новых услуг и повышению качества предлагаемой продукции и сопровождающих ее услуг. Однако со временем и конкурирующие фирмы начинают предлагать то же самое, и этот фактор перестает действовать. Примеры такого рода весьма характерны и широко известны. Такова, например, история появления автомобилей различной окраски вместо традиционного однотонного черного цвета или автомобилей со встроенным радиоприемником.

Поэтому наступает вторая стадия конкурентной борьбы, когда за счет применения логистики превалирующими факторами становятся снижение издержек производства и, соответственно, уменьшение себестоимости продукции.

Логистические системы: понятия, основные черты, классификация

Большинству реально функционирующих  на практике логистических систем присущи  основные черты сложных (больших) систем, позволяющие применять к их анализу и проектированию системный подход, а именно:

? сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложно организованного управления; воздействие на систему большого числа стохастических факторов внешней среды;

? иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления;

? эмерджентность (целостность), т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

? структурированность – это наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять логистическая  система, являются:

? различные формы собственности  и организационно-правовые формы;

? различия в характере  и целях функционирования;

? различия в производственной  мощности, уровне концентрации производства, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

? рассредоточенность технических  средств и трудовых ресурсов  на большой территории;

? экстерриториальность и  высокая мобильность средств  транспорта;

? зависимость результатов  деятельности от большого числа  внешних факторов и смежных  звеньев и др.

Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев логистической  системы являются синтезом субъектов  и объектов логистического управления со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью логистической системы. Это значительно усложняет формирование управления в логистической системе и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий звеньев логистической системы.

На рис. 21 представлена классификация  логистических систем. Согласно предлагаемой классификации логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и мак-рологистические системы.Микрологистическая система – это определенная организация бизнеса, предназначенная для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Рис. 21. Классификация логистических  систем

Внутрипроизводственные логистические  системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к конечным потребителям.

Выделение базисных и ключевых логистических функций привело  к появлению внешних логистических  систем физического распределения (дистрибьюции), снабжения (закупок) и  др. Соответственно в западной и  отечественной экономической литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики. Однако в полной мере концепция  бизнес-логистики в современном  понимании была реализована при появлении интегрированных логистических систем, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распределительной системе, при организации продаж готовой продукции потребителям и послепродажном сервисе.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы  рассматривают как подсистемы интегрированной  логистической системы. На рис. 22 в  укрупненном виде представлена схема микрологистической системы. Базисные логистические функции (снабжение, производство, сбыт) реализуются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной структуры, которая включает в себя высший логистический менеджмент, осуществляющий координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками, и множество звеньев логистической системы. Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т.п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции. На рис. 22 показаны логистические функции, выполняемые звеньями логистической системы в процессах снабжения, производства и сбыта. Кроме прямых материальных потоков ресурсов и готовой продукции, на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), образуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибьюции) и снабжения возвращаемой готовой продукцией, тарой, возвратными (вторичными) материальными ресурсами и отходами.

Рис. 22. Укрупненная схема  микрологистической системы: 
ЗЛС – звенья логистической системы; МР – материальные ресурсы; НП – незавершенное производство; ГП – готовая продукция; ВМП – возвратные материальные потоки  

 

Общая структура микрологистической системы, представленная на схеме (рис. 22), может функционировать как  интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости  от степени охвата базисных логистических  функций и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия  в микрологистической системе реализуются  обычно на внутрифирменном уровне специальным  отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.

Макрологистическая система – это система, назначением которой не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса и которая создается на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Мак-рологистические системы могут быть классифицированы (см рис. 21) по нескольким признакам.

По объектно-функциональному  признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий  одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т.п. В западной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии