Логистическая система управления ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 187.18 Кб (Скачать файл)

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но применительно  к задачам логистики эти свойства приобретают конкретизированный характер.

1. Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Без логистической системы эти элементы обладают лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Однако именно вследствие этой потенциальной способности в результате логистического подхода подобные разрозненные элементы объединяются в единое целое.

2. Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существуют вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные. Элементы, образующие логистическую систему, должны быть связанными друг с другом и взаимообусловливать свое поведение в более значительной степени, чем с элементами, оказавшимися вне этой системы.

3. Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия. Эти воздействия должны упорядочить связи между элементами и организовать их в некоторую целостную структуру.

4. Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система как единое целое проявляет качества, которыми составляющие ее элементы по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: «Эффект суммы превышает сумму эффектов». Применительно к логистической системе такое свойство является наиболее характерным, потому что эта система должна быть способна поставить нужное изделие в нужное время в нужное место в нужном количестве с наибольшей достигаемой эффективностью. Каждый из элементов материальных или информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, сам по себе решить эту задачу не в состоянии.

Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих  использование подобной концепции  организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К числу таких изменений условий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод в строй или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т.п.

Поэтому логистическая система  представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Это позволяет корректировать ее функционирование по отклонениям от желаемого результата. Эта система является также адаптивной. Иными словами, характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий. Характерной особенностью таких систем являются развитые связи, позволяющие собирать и использовать информацию о текущем состоянии внешней среды.

Любая логистическая система  состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Звенья логистической  системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающиематериальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанныезвенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.

Логистическая цепь (то есть цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от получения исходных компонентов и до передачи готовой продукции потребителю) представляет собой линейно упорядоченную совокупность физических и/или юридических лиц. К таким элементам логистической цепи могут относиться поставщики, продуценты, производственные подразделения, промежуточные, входные и выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т.д. В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразования входного материального потока в выходной последовательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков. Логистические цепи создаются последовательностью взаимосвязанных производственных подразделений и подразделений сферы обращения.

Логистические цепи стремятся  создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два, казалось бы, взаимоисключающих  принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, иконкуренции – с другой. Здесь возникает возможность использовать свободные ресурсы участников логистической цепи для того, чтобы сглаживать колебания условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической цепи позволяет специальными разовыми поставками (через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.

Информационные связи  между отдельными модулями, образующими  логистическую цепь, реализуются  с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризованные системы сбора и обработки информации. Для их построения используются локальные вычислительные сети(ЛВС), в которых обеспечивается сквозная (то есть по всей логистической цепи) передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети (например, в Интернет). Формат и структура передаваемых и обрабатываемых данных при этом должны регламентироваться с целью обеспечения их совместимости и увязки.

Сами модули логистической  цепи могут строиться по иерархическому принципу. Это означает, что наряду с отдельными производственными, складскими, транспортными и т.п. ячейками, формируются их группы, образующие целые производства, транспортные, складские и другие системы. Создаются также такие крупные элементы логистической цепи, как группы предприятий различного профиля.

Общая структура логистической  цепи приведена на рис. 11.

=> – материальные потоки; -> – информационные потоки

Рис. 11. Общая структура  логистической цепи

Важнейшие требования логистики

Логистика способствует повышению  эффективности работы фирмы при  соблюдении следующих требований:

• поддержание связи логистики  с корпоративной стратегией;

• совершенствование организации  движения материальных потоков;

• поступление необходимой  информации и современная технология ее обработки;

• эффективное управление трудовыми ресурсами,

• налаживание тесной взаимосвязи  с другими фирмами в области  выработки стратегии;

• учет прибыли от логистики  в системе финансовых показателей;

• определение оптимальных  уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;

• тщательная разработка логистических  операций.

Целесообразно дать более  детальную характеристику указанным  требованиям.

1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики. Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, уже по-другому подходят к совершенствованию управления движением материальных потоков и всей деятельности фирм. В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются вопросом: обеспечивают ли логистические операции конкурентоспособность компании на рынке? Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает максимальное приближение к потребителю при обеспечении должного качества продукции и логистических операций. Специалисты в области логистики разработали схему управления, которая предусматривает непосредственные связи логистической деятельности с корпоративной стратегией (рис. 12).

Рис. 12. Схема операций при  выработке стратегии корпорации  

 

2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специальное подразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.

3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.

Рассматривая должную  степень информационного обеспечения  как одно из важных условий получения  прибыли, компании все активнее стали  инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные  и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки  информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15-20 раз).

4. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. В последние годы это уже стандартная практика.

5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и т.д.). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс корпорейшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.

7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельностиявляется одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным классам (табл. 4), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа.

Таблица 4

Программа обслуживания потребителей

Класс потребителей услуг

Доля потребителей  
в объеме продаж, %

Уровень обслуживания, %

А Б В Г Д

60 20 15 3 2

95-98 90-95 90-95 85-90 85-90


 

 

8. Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось, – одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.

Американские специалисты  Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что  выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности, т.е. повышению конкурентоспособности фирм.

Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии