Логистическая система управления ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 187.18 Кб (Скачать файл)

Управление производственными  процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую функцию в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т.п.

К одной из ключевых логистических  функций относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят: складирование; грузопереработку; защитную упаковку; обеспечение возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; сбор возвратных отходов; информационно-компьютерную поддержку.

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стеллажах и т.п.

В процессах дистрибьюции готовой продукции производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата готовой продукции предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям.

В процессах производства и сбыта готовой продукции  возникают так называемые вторичные  материальные ресурсы, которые состоят  из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления.

Вторичные материальные ресурсы  образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.

Современные логистические  системы не могут функционировать  без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики.

Рассмотренные логистические  функции являются основными, но не исчерпывают  всего их многообразия в плане  возможных действий над материальными  потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми  потоками в современном бизнесе.

На рис. 4 представлена схема-классификация  логистических операций и функций. На схеме дополнительно в качестве одной из ключевых логистических  функций показано физическое распределение. Это комплексная логистическая функция, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.

Рис. 4. Схема-классификация  логистических операций и функций

Логистические операции и  функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой  функции. Для определения объема логистических операций и функций  фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства. Факторы, влияющие на объем логистических операций и функций, могут быть сгруппированы в следующие группы.

1. Отраслевые факторы:

• номенклатура, габариты и  масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;

• число поставщиков материальных ресурсов;

• число получателей готовой  продукции;

• существующая система организации внешних перевозок (централизованные перевозки, перевозки, осуществляемые фирмой или ее партнерами);

• наличие проектно-технологических  организаций для разработки проектов совершенствования комплекса логистических  операций;

• наличие посреднических фирм, занимающихся комплексной поставкой  материальных ресурсов;

• наличие инновационных  пусконаладочных предприятий.

2. Региональные факторы:

• существующая в регионе  система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции фирмы (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);

• наличие специализированных предприятий по обеспечению перевозок внутри региона, специализированных предприятий по изготовлению и ремонту стандартных средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и тары.

3. Внутрипроизводственные факторы:

• габариты и масса изготовляемой  продукции;

• объем выпуска продукции;

• тип производства (единичное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое);

• форма организации производственного  процесса (технологическая, предметная, подетальная специализация);

• генеральный план предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей);

• компоновка технологического оборудования;

• строительные характеристики складских и производственных помещений (число пролетов, высота, допустимая нагрузка на пол и перекрытия и  пр.).

На объем логистических  операций, обслуживающих межцеховые грузопотоки, значительное влияние  оказывает сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут значительно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Модель определения объема логистических операций для материальных потоков логистической системы фирмы будет иметь следующий вид:

 ,

где:  – общий объем логистических операций;

– объем логистических операций на грузопотоках логистической системы (i =1, п – число грузопотоков логистической  системы);

– объем логистических операций на складах логистической системы (j -1, к – число складов логистической системы).

В наиболее распространенной организационной структуре предприятия  общий объем логистических операций рассчитываются по следующей формуле:

где:   – объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление);

– объем логистических операций на общезаводских складах;

– объем логистических операций на межцеховых грузопотоках;

– объем логистических операций на цеховых и межцеховых складах;

– объем логистических операций на цеховых и межучастковых грузопотоках;

– объем логистических операций на межучастковых складах;

– объем логистических операций на межоперационных грузопотоках. 

 

Дальнейшее перемещение  грузов уже не является объектом изучения логистики, так как оно становится частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопительных устройствах технологического оборудования.

С концептуальных позиций  можно выделить следующие функции  логистики.

Системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком смысле слова логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства).

Интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к общей оптимизации.

Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы.

Результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение–производство–распределение–потребление», иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

В практическом плане на современном  этапе развития логистический подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т.п.

Логистическая миссия и  логистическая среда фирмы

Задачи логистики на фирме  нельзя рассматривать в отрыве от стратегических целей ее бизнеса. В  этом смысле на Западе часто используют понятие «миссия», определяющее философию  фирмы на рынке сбыта ее продукции (услуг). При формулировке миссии фирмы  ее высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что представляет собой фирма в настоящее время и каковы основные направления ее развития? Таким образом, миссия – это исходный фундамент, который определяет все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения.

На современном этапе  развития рыночных отношений для  большинства фирм в заявляемых ими  миссиях так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг, порожденная широко распространившейся за рубежом философией всеобщего управления качеством. Потенциал логистики как раз и позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют как правило «семи R», или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost», что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наименьшими затратами». В правиле «семи R» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество продукции, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, не противоречащую общей маркетинговой и производственной стратегии. Целью логистики на фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.

Для более четкого понимания  места логистики (логистического менеджмента) на фирме необходимо рассмотреть ее окружение – логистическую среду фирмы, которую обычно подразделяют на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду). На рис. 5 представлена схема, отражающая воздействия на логистику факторов внешней и внутренней (внутрифирменной) среды.

Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии