Майнд-менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности и роли майнд-менеджмента в контексте функционирования организации и жизни современного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть эволюцию менеджмента и место майнд-менеджмента в системе управленческих.
2.Изучить сущность майнд-менеджмента и его основные понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний 5
1.2 Возникновение майнд-менеджмента и его сущность 14
1.3 Интеллект-карты. Принципы использования 17
ГЛАВА 2. МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Интеллект-карты и менеджмент 22
2.2 Применение интеллект-карт на различных предприятиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

4509-Менеджмент-Курсовая.docx

— 638.30 Кб (Скачать файл)

Файоль сформулировал 14 принципов  управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие (единство распорядительства), единство направления (дирекции), подчиненность  личных (индивидуальных) интересов  — общим, вознаграждение персонала, централизация управления, скалярная  цепь (иерархия), порядок, справедливость, стабильность рабочего места для  персонала, инициатива, корпоративный  дух. Предложенная Файолем классификация  принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность  принципов управления, не ограничивая  их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом  опыте, его анализе и обобщении.

Школы человеческих отношений и поведенческих наук

Авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии  их ограничивались такими аспектами  как справедливая оплата, экономическое  стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческое отношения зародилось в ответ на неспособность полностью  осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция  на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой [11].  Двух ученых – Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно М.П. Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».  Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне («Хоторнский эксперимент»),  открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагал Маслоу, являются в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Развитие таких наук, как  психология и социология и совершенствование  методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в  большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур  более позднего периода развития поведенческого – бихевиористкого  направления можно упомянуть, в  первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса  Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика  Херцберга. Школа поведенческих  наук значительно отошла от школы  человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания  межличностных отношений. Как и  более ранние школы, этот подход отстаивал  «единственный наилучший путь»  решения управленческих проблем. Его  главный постулат в том, что правильное применение науки о поведении  всегда будет способствовать повышению  эффективности как отдельного работника, так и организации в целом  [12].

Школа науки  управления (количественная школа). Новые виды менеджмента

Возникновение школы науки  управления (количественная школа) в  менеджменте (1950 – по настоящее время) связано с возникновением кибернетики  и исследований операций. Она получила развитие в следствие широкого применения количественного анализа при  решении военных и логических проблем. Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания, внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Количественные методы сгруппированные под общим названием «исследование операций» используются при решении сложных управленческих проблем [13]. По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – является формой упрощенного и абстрактного представления реальности. Она облегчает понимание сложных взаимосвязей (например, дорожная карта позволяет увидеть пространственные соотношения на местности). На основе моделей осуществляется решение таких управленческих проблем, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

В теоретических подходах современного менеджмента превалируют  два. Первый основан на первоначальном выявлении некоторых новых свойств, тенденций, закономерностей объекта  исследования. Затем формируется  понятийный аппарат, уже познанному явлению дается определение, которое  однозначно трактуется научной общественностью.

Второй подход основан  на присвоении признакам нового явления (зачастую слабо проявляющимся) образного, привлекательного названия, которое  сразу же становится популярным среди  теоретиков и практиков менеджмента. Впрочем, каждый из них вкладывает в  новое понятие свой смысл. При  этом возникают различные ситуации методологического характера: и  тупиковые, и перспективные [14].

Таким образом, менеджмент, наука управления в целом, постоянно  эволюционируют с возникновением новых  школ и концепций.

Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации  можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также  выделить отдельные виды менеджмента: финансовый, инвестиционный, стратегический, инновационный, международный, производственный, информационный, кадровый, тайм-менеджмент, антикризисный, социальный, банковский, налоговый, экологический, риск-менеджмент, а также майн-менеджмент [15].

На современном этапе  менеджмент затрагивает не только управление организацией, но и управление сферами  жизни человека, рассматривая его  как единицу организации, развитие которой увеличит ее эффективность  в целом. Одним из таких видов  менеджмента является майнд-менеджмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Возникновение  майнд-менеджмента и его сущность

 

В социологии управления в  ХХI веке возрастает потребность в повышении адаптивности организации к неопределенности внешней среды, в повышении эффективности ее работы и скорости реакции на эти изменения. Такая адаптивность на данном этапе развития современного общества является ключевым фактором конкурентоспособности коммерческой организации, залогом ее выживания и развития. Одним из инструментов повышения эффективности работы коммерческого предприятия является внедрение в его организационную деятельность технологий тайм-менеджмента [16].

Дисциплина тайм-менеджмент оформилось в самостоятельное направление  менеджмента организации к концу 60-х гг. ХХ века. Тайм-менеджмент –  это совокупность технологий планирования работы, которые человек применяет  самостоятельно для повышения эффективности  использования своего рабочего времени  и для повышения контроля возрастающего  количества задач.

Майнд-менеджмент – это  направление в тайм-менеджменте, отвечающее за повышение эффективности  личной и корпоративной деятельности с помощью интеллект-карт [17].

Сложно сейчас найти человека, который бы ничего не слышал про  интеллект-карты, также называемые mind maps, “карты мозга”, “карты ума”. Однако мало кто знает, что это не только способ развития творческого мышления, но и эффективная технолгия решния бизнес-задач, которую используют многие крупнейшие западные компании, а в последние годы и наиболее передовые российские.

Интеллект-карты изобрел  Тони Бьюзен в 70-е годы прошлого века и описал в своей книге «Думай головой». После этого они стали  привычным инструментом работы многих интеллектуальных работников стран  Западной Европы и США.

Тони Бьюзен – всемирно известный писатель, лектор и консультант  правительственных учреждений, деловых  компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Он дал рождение теории интеллект-карт (Mind Maps) – инструменту мышления, метко прозванному швейцарским армейским ножом вашего мозга [18].

Кроме того, Тони Бьюзен является основателем благотворительного трастового общества Брейн траст черити и  движения брейн-клубов, президентом совета по интеллектуальным видам спорта и Бьюзен организэйшн, а также создателем концепций радиантного мышления и ментальной грамотности.

Тони Бьюзен родился в 1942 г. в Лондоне. В 1964 г. закончил университет  Британской Колумбии, получив два  почетных диплома: один по психологии, английскому языку и литературе и математике, а другой по общим  наукам. В конце 1960-х–начале 1970-х гг. он работал в Дейли телеграф на Флит-стрит и редактировал Интернэшнл джернэл-ов-МЕНСА (международное издание общества высокоинтеллектуальных людей MENSA).

Барри Бьюзен – профессор  факультета международных исследований в Вестминстерском университете Лондона и научный руководитель Центра исследований проблем мира и  конфликтов при Копенгагенском университете. В 1988-1990 гг. он также являлся председателем Британской ассоциации международных исследований. Свою первую ученую степень он получил в университете Британской Колумбии (1968 г.), а звание доктора наук – в Лондонском экономическом колледже (1973 г.). Он активно использовал и развивал идею интеллект-карт с 1970 г., работал со своим братом над Супермышлением с 1981 г. своей академической работе он специализируется в вопросах истории и структуры систем международных отношений. Обладает обширными знаниями в области всемирной истории, политики, экономики, социологии. Его многочисленные письменные труды и лекции во многом касались концептуальных аспектов международной безопасности, теории международных отношений и региональной безопасности стран Европы, Южной Африки, Азии, а также Среднего Востока [19].

Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги, которая явилась прародителем «Супермышления», а именно «Работай головой». 21 апреля 1995 года в Королевском Альберт-холле состоялся большой праздничный прием по случаю выхода в свет второго издания «Супермышления».

Настоящее издание, выпущенное издательством «Би-би-си» и приуроченное к смене тысячелетий, призвано закрепить и без того феноменальный успех, которым пользуются идея и книга во всем мире. Подготовленное издательством и автором в дополнение к более полному и богато иллюстрированному изданию данное «стилизованное» издание являет собой важнейшую часть новой интеллектуальной серии Бьюзена.

С каждым годом число людей, использующих принципы радиантного  мышления и интеллект-карт, растет почти экспотенциально. По нынешним оценкам, число пользователей интеллект-карт во всем мире превышает 250 миллионов человек, и есть свидетельства, что последователей нового учения можно встретить практически в любой стране мира [20].

С целью обеспечить взаимную поддержку и общение среди  сторонников теории радиантного  мышления и интеллект-карт, а также обеспечить координацию добровольных инициатив, направленных на включение теории и практики мышления в число учебных дисциплин любой современной школы, недавно было создано Общество пользователей интеллект-карт. Конечной целью общества является ознакомить к 2010 году все население земного шара с идеями радиантного мышления, интеллект-карт и ментальной грамотности.

Сейчас у всех на слуху  понятие «тайм-менеджмент» —  эффективная система по управлению собственным временем. Гораздо в  меньшей степени известно одно из направлений тайм-менеджмента — майнд-менеджмент. А между тем оно является не менее полезным и результативным [21].

Майнд-менеджмент — технология представления необходимой информации в максимально наглядном, понятном и структурированном виде. Важное понятие майнд-менеджмента —  интеллект-карта, также употребляются  названия карта памяти, mindmap. Как  следует из названия, такой способ обработки информации предназначен в первую очередь для интеллектуальной деятельности: написание рефератов, дипломов, книг, любое планирование, будь то отпуск семьи или концепция  крупной компании. Особенно эффективно применение интеллект-карт в бизнесе.

 

1.3 Интеллект-карты.  Принципы использования

 

Структура карты памяти проста. В центре находится главное понятие  или вопрос. От него в разные стороны  протягиваются мысли и ассоциации «по поводу». Вокруг этих мыслей также  образуется структура из ассоциаций уже по поводу этого понятия и  т. д. Используя сравнение, можно  сказать, что интеллект-карта —  это система вложенных списков, представленная не линейно, а радиантно. Главный плюс такого расположения —  наглядность. Кроме того, во время  составления ассоциативных связей можно и нужно использовать возможности  выделения цветом или добавления картинки-ключа, что является дополнительной визуализацией ваших мыслей.

Информация о работе Майнд-менеджер