Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности и роли майнд-менеджмента в контексте функционирования организации и жизни современного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть эволюцию менеджмента и место майнд-менеджмента в системе управленческих.
2.Изучить сущность майнд-менеджмента и его основные понятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний 5
1.2 Возникновение майнд-менеджмента и его сущность 14
1.3 Интеллект-карты. Принципы использования 17
ГЛАВА 2. МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Интеллект-карты и менеджмент 22
2.2 Применение интеллект-карт на различных предприятиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие (единство распорядительства), единство направления (дирекции), подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим, вознаграждение персонала, централизация управления, скалярная цепь (иерархия), порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении.
Школы человеческих отношений и поведенческих наук
Авторы научного управления
и классического подхода
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого – бихевиористкого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика Херцберга. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом [12].
Школа науки управления (количественная школа). Новые виды менеджмента
Возникновение школы науки управления (количественная школа) в менеджменте (1950 – по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Она получила развитие в следствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем. Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания, внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Количественные методы сгруппированные под общим названием «исследование операций» используются при решении сложных управленческих проблем [13]. По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – является формой упрощенного и абстрактного представления реальности. Она облегчает понимание сложных взаимосвязей (например, дорожная карта позволяет увидеть пространственные соотношения на местности). На основе моделей осуществляется решение таких управленческих проблем, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
В теоретических подходах
современного менеджмента превалируют
два. Первый основан на первоначальном
выявлении некоторых новых
Второй подход основан на присвоении признакам нового явления (зачастую слабо проявляющимся) образного, привлекательного названия, которое сразу же становится популярным среди теоретиков и практиков менеджмента. Впрочем, каждый из них вкладывает в новое понятие свой смысл. При этом возникают различные ситуации методологического характера: и тупиковые, и перспективные [14].
Таким образом, менеджмент, наука управления в целом, постоянно эволюционируют с возникновением новых школ и концепций.
Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить отдельные виды менеджмента: финансовый, инвестиционный, стратегический, инновационный, международный, производственный, информационный, кадровый, тайм-менеджмент, антикризисный, социальный, банковский, налоговый, экологический, риск-менеджмент, а также майн-менеджмент [15].
На современном этапе менеджмент затрагивает не только управление организацией, но и управление сферами жизни человека, рассматривая его как единицу организации, развитие которой увеличит ее эффективность в целом. Одним из таких видов менеджмента является майнд-менеджмент.
В социологии управления в ХХI веке возрастает потребность в повышении адаптивности организации к неопределенности внешней среды, в повышении эффективности ее работы и скорости реакции на эти изменения. Такая адаптивность на данном этапе развития современного общества является ключевым фактором конкурентоспособности коммерческой организации, залогом ее выживания и развития. Одним из инструментов повышения эффективности работы коммерческого предприятия является внедрение в его организационную деятельность технологий тайм-менеджмента [16].
Дисциплина тайм-менеджмент
оформилось в самостоятельное направление
менеджмента организации к
Майнд-менеджмент – это
направление в тайм-
Сложно сейчас найти человека, который бы ничего не слышал про интеллект-карты, также называемые mind maps, “карты мозга”, “карты ума”. Однако мало кто знает, что это не только способ развития творческого мышления, но и эффективная технолгия решния бизнес-задач, которую используют многие крупнейшие западные компании, а в последние годы и наиболее передовые российские.
Интеллект-карты изобрел Тони Бьюзен в 70-е годы прошлого века и описал в своей книге «Думай головой». После этого они стали привычным инструментом работы многих интеллектуальных работников стран Западной Европы и США.
Тони Бьюзен – всемирно известный писатель, лектор и консультант правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Он дал рождение теории интеллект-карт (Mind Maps) – инструменту мышления, метко прозванному швейцарским армейским ножом вашего мозга [18].
Кроме того, Тони Бьюзен является основателем благотворительного трастового общества Брейн траст черити и движения брейн-клубов, президентом совета по интеллектуальным видам спорта и Бьюзен организэйшн, а также создателем концепций радиантного мышления и ментальной грамотности.
Тони Бьюзен родился в 1942 г. в Лондоне. В 1964 г. закончил университет Британской Колумбии, получив два почетных диплома: один по психологии, английскому языку и литературе и математике, а другой по общим наукам. В конце 1960-х–начале 1970-х гг. он работал в Дейли телеграф на Флит-стрит и редактировал Интернэшнл джернэл-ов-МЕНСА (международное издание общества высокоинтеллектуальных людей MENSA).
Барри Бьюзен – профессор факультета международных исследований в Вестминстерском университете Лондона и научный руководитель Центра исследований проблем мира и конфликтов при Копенгагенском университете. В 1988-1990 гг. он также являлся председателем Британской ассоциации международных исследований. Свою первую ученую степень он получил в университете Британской Колумбии (1968 г.), а звание доктора наук – в Лондонском экономическом колледже (1973 г.). Он активно использовал и развивал идею интеллект-карт с 1970 г., работал со своим братом над Супермышлением с 1981 г. своей академической работе он специализируется в вопросах истории и структуры систем международных отношений. Обладает обширными знаниями в области всемирной истории, политики, экономики, социологии. Его многочисленные письменные труды и лекции во многом касались концептуальных аспектов международной безопасности, теории международных отношений и региональной безопасности стран Европы, Южной Африки, Азии, а также Среднего Востока [19].
Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги, которая явилась прародителем «Супермышления», а именно «Работай головой». 21 апреля 1995 года в Королевском Альберт-холле состоялся большой праздничный прием по случаю выхода в свет второго издания «Супермышления».
Настоящее издание, выпущенное издательством «Би-би-си» и приуроченное к смене тысячелетий, призвано закрепить и без того феноменальный успех, которым пользуются идея и книга во всем мире. Подготовленное издательством и автором в дополнение к более полному и богато иллюстрированному изданию данное «стилизованное» издание являет собой важнейшую часть новой интеллектуальной серии Бьюзена.
С каждым годом число людей, использующих принципы радиантного мышления и интеллект-карт, растет почти экспотенциально. По нынешним оценкам, число пользователей интеллект-карт во всем мире превышает 250 миллионов человек, и есть свидетельства, что последователей нового учения можно встретить практически в любой стране мира [20].
С целью обеспечить взаимную поддержку и общение среди сторонников теории радиантного мышления и интеллект-карт, а также обеспечить координацию добровольных инициатив, направленных на включение теории и практики мышления в число учебных дисциплин любой современной школы, недавно было создано Общество пользователей интеллект-карт. Конечной целью общества является ознакомить к 2010 году все население земного шара с идеями радиантного мышления, интеллект-карт и ментальной грамотности.
Сейчас у всех на слуху понятие «тайм-менеджмент» — эффективная система по управлению собственным временем. Гораздо в меньшей степени известно одно из направлений тайм-менеджмента — майнд-менеджмент. А между тем оно является не менее полезным и результативным [21].
Майнд-менеджмент — технология
представления необходимой
Структура карты памяти проста.
В центре находится главное понятие
или вопрос. От него в разные стороны
протягиваются мысли и