Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности и роли майнд-менеджмента в контексте функционирования организации и жизни современного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть эволюцию менеджмента и место майнд-менеджмента в системе управленческих.
2.Изучить сущность майнд-менеджмента и его основные понятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний 5
1.2 Возникновение майнд-менеджмента и его сущность 14
1.3 Интеллект-карты. Принципы использования 17
ГЛАВА 2. МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Интеллект-карты и менеджмент 22
2.2 Применение интеллект-карт на различных предприятиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
На одном из семинаров нескольким группам были розданы листы бумаги с нанесенным на них «скелетом» интеллект-карты (см. ниже), после чего каждой группе предложили коллективными усилиями наполнить карту конкретным содержанием по своему усмотрению. Вот что рассказали о результатах этой работы Джим Мессершмит и Тони Мессина, директора проектов и зачинатели внедрения метода интеллект-карт в «ЭДС»:
«Результаты были прекрасными, работа заняла совсем немного времени, и каждый участник вышел из-за рабочего стола с сознанием полностью выполненной работы и главное – с четким представлением о качествах и функциях хорошего лидера» [30].
Одна из заполненных в ходе описанной выше коллективной работы интеллект-карт на тему качеств/функций лидера («чемпиона») представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Законченная интеллект-карта, составленная персоналом компании «ЭДС»
Рациональное планирование времени
Интеллект-карта позволяет человеку эффективно планировать свое время. Интеллект-карта составлена Томасом X. Шапером, менеджером «Ассосэйшн интернэшнл менеджмент» (Геттинген, Германия). Интеллект-карта адресована другим менеджерам компании и содержит рекомендации по эффективному использованию личного времени; При этом автор фокусирует внимание на следующих аспектах: основные характеристики планирования временных ресурсов; биологические ритмы; оптимизация полезной энергии/работоспособности посредством рациональной траты времени.
Как нередко случается, когда имеешь дело с интеллект-картами, Шапер нашел для нее более чем одно применение. Она помогла ему оптимизировать собственное время и, кроме того, выступить в роли наставника для своих коллег. Как он признался, интеллект-карты стали одним из его хобби, и обретенные им навыки сделали его настоящим экспертом-майндмапером, к которому начинающие обращаются за помощью [31].
Рисунок 3. Интеллект-карта Томаса X. Шапера, менеджера Ассосэйшн интернэшнл менеджмент (Германия), на тему рационального планирования времени в жизни человека
Финансовое планирование – развитие деятельности
Интеллект-карты находят все большее применение в сфере финансового консалтинга. Лучшие студенты Английского института аудита используют их при подготовке к экзаменам; консультанты по налогам, занятые в таких престижных компаниях, как «Прайс Уотерхаус», применяют их для поиска оптимального решения в ситуациях, связанных с налогообложением, помогая своим клиентам. Кроме того, как видно из интеллект-карты, составленной Брайеном Ли, партнером-основателем «Би Эйч Ли энд Компани, бухгалтеры-эксперты, аудит и консультации по налогообложению», интеллект-карты получают применение и в сфере планирования, и экспансии бизнеса [32].
Три основных аспекта подвергаются
рассмотрению на интеллект-карте Брайена
Ли, а именно опасности и риски;
развитие деятельности; экспансия бизнеса.
Он предоставил несколько
Главной опасностью является
перебор в использовании
Нам не только необходимо развиваться, но и консолидировать свою деятельность. Нет смысла заполучать новых клиентов, если одновременно мы будем терять старых. Важно также понимать, что развитие предполагает улучшение ситуации не только с клиентами, но и с собственным персоналом.
Развитие достигается посредством эффективного маркетинга, рекламы, упрочения имиджа в деловых кругах и особенно путем интенсификации работы с текущими клиентами. Помощь в этом может оказать проведение расширенных консультаций, оказание дополнительных услуг, проведение семинаров и специальных мероприятий.
Перед тем как осуществлять
экспансию, необходимо четко определить
ее характер, цели и задачи. По каким
направлениям осуществляется экспансия:
партнеры, ассоциированные компании,
клиенты, персонал? Когда планируется
начать экспансию? К какому моменту
времени закончить? Где предполагается
осуществлять: место, регион? Планируется
ли осуществлять ее посредством создания
совместного предприятия, приобретения
других компаний, в ходе сотрудничества
с другими компаниями или конкретно
в форме партнерств? Также следует
продумать, каких перспектив можно
ожидать по каждому из направлений
экспансии и какого рода стимулы
заставят других партнеров присоединиться
(например, возможность выйти на
покой, взять отпуск, получить немедленную
помощь, расширить собственную империю,
снять с себя часть ответственности,
при этом одновременно заработать больше
денег). Какого рода затраты связаны
с рассматриваемой экспансией: капитальные,
ресурсные и затраты в
Следует применять осторожность
при использовании каких бы то
ни было методов осуществления
Мнение Брайена Ли таково:
«Бухгалтерско-аудиторский консалтинг традиционно оперирует в очень логичных, но нередко ограниченных рамках. Интеллект-карты позволяют придать мыслительному процессу гораздо больший размах».
Рисунок 4. Интеллект-карта, составленная Б. X. Ли, руководителем компании Би Эйч Ли энд Компании, на тему расширения деловой деятельности
Интеллект-карта позволяет учесть целый ряд аспектов, как то: диапазон товаров, по которым клиент хотел бы осуществить маркетинг; коммерческие и маркетинговые интересы клиента; информация (например, данные, положительно характеризующие качество товара), которую клиент хотел бы донести до потенциальных потребителей, а также какие способы передачи информации будут при этом использованы; виды и структура консалтинговых договоров; отбор средств массовой информации для использования в рамках конкретного маркетингового плана; сбор информации о спросе и мониторинг мнения потребителей; целевые рынки на ближайшую, среднесрочную и дальнюю перспективу. Ниже приводится мнение сотрудников компании «Темпл»:
«Мы используем интеллект-карты для финансового планирования и решения задач на всех уровнях. Мы убедились, кроме того, что интеллект-карта является мощным подспорьем для проведения, например, «мозговых атак», для более структурированного и логичного изложения на бумаге результатов коллективного творчества».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Н. Е. Ревская– СПб.: Альфа, 2001. – 238 с.
В. И. Кнорринг. – 2–е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА – ИНФРА–М, 2007. – 203 с.