Майнд-менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности и роли майнд-менеджмента в контексте функционирования организации и жизни современного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть эволюцию менеджмента и место майнд-менеджмента в системе управленческих.
2.Изучить сущность майнд-менеджмента и его основные понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Эволюция управленческих наук. Майн-менеджмент в системе управленческих знаний 5
1.2 Возникновение майнд-менеджмента и его сущность 14
1.3 Интеллект-карты. Принципы использования 17
ГЛАВА 2. МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Интеллект-карты и менеджмент 22
2.2 Применение интеллект-карт на различных предприятиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

4509-Менеджмент-Курсовая.docx

— 638.30 Кб (Скачать файл)

В основе технологии использования  интеллект-карт лежат два важных принципа:

  • использование лево- и правополушарного мышления одновременно. Как многие знают, разные полушария нашего мозга отвечают за разные операции. Так, левое — это прежде всего логика, линейные операции, анализ, речь, действия с числами и перечнями. Правое же полушарие отвечает за образы: пространственная ориентация, восприятие цвета, ритма, форм, а также объектов в целом, воображение, мечты. А интеллект-карты, как было сказано выше, отличает структурированность и наглядность. То есть, во время работы с ней задействованы возможности обоих полушарий;
  • ассоциативность мышления. Подавляющему большинству людей присуще именно ассоциативное, а не линейное, логическое мышление. Во всяком случае, если не контролировать поток мыслей специально, скорее всего при обдумывании, скажем, плана отчета о проделанной работе, в вашей голове будут возникать отдельные моменты, о которых следует упомянуть. И лишь после того, как вы их зафиксируете, удастся составить четкую и логичную структуру [22].

Как было отмечено, майнд-менеджмент особенно эффективен в бизнесе, который, как известно, не мыслим без новых  идей и оригинальных решений. Все  возникающие у вас мысли удобно представлять в виде интеллект-карты. Это поможет увидеть положение  дел целиком и принять правильные решения.

Каков же алгоритм майнд-менеджмента  и как в него вписываются интеллект-карты?

  • Рождение идеи. Все дела и великие свершения начинаются именно с этого. И в момент появления у вас мысли важно сразу же записать ее.
  • Мозговой штурм. На следующем этапе важно максимально задействовать интеллектуальные ресурсы и «набросать» как можно больше мыслей, связанных с вашей новой идеей. Уже на данном этапе можно воспользоваться специальной программой создания интеллект-карт на компьютере, например, MindManager. Если же ее нет — следует каждую новую мысль записывать на отдельном стикере.
  • Создание интеллект-карты, анализ. Этот этап состоит в упорядочивании возникших у вас во время мозгового штурма решений. В центре интеллект-карты, напомним, располагается ключевая идея. После того, как карта будет составлена, родится образ воплощения идеи в жизнь.
  • Действие. Согласно составленному плану шаг за шагом осуществляется реализация идеи.
  • Результат. И, наконец, наступает закономерный этап работы [23].

Следует отметить, что первые три описанные операции можно  производить в уме или записывая  все на лист бумаги. Но использование  карты памяти (особенно если вы используете  дополнительные возможности визуализации с помощью цвета или образа) позволяет представить картину  во-первых, наглядно, во-вторых, целостно. А это существенно упрощает процесс  анализа информации и ускоряет понимание  того, что именно надо делать для  получения результата.

Итак, в чем же польза интеллект-карт:

  • простота и удобство составления и использования;
  • возможность дополнительной визуализации идей;
  • в работу с интеллект-картой включены оба полушария мозга;
  • использование более привычного ассоциативного мышления;
  • вся информация представлена наглядно и целостно;
  • интеллектуальная работа выполняется быстрее и эффективнее []24.

Интеллект карты получают всё большую популярность среди  успешных людей. Они могут применяться  в различных сферах нашей жизни, для решения самых разных задач. Среди таких задач можно выделить ведение заметок и конспектирование, которое, если бы оно было применено  в школах и институтах, могло бы значительно увеличить уровень  интеллекта учеников. Рассмотрим основные задачи, которые можно решать с помощью интеллект карт.

Заметки. Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую  и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания  любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.

Вспоминание. Использование  интеллект карт способствует более  быстрому запоминанию и последующему вспоминанию информации. Используя  карты памяти, вы с большей лёгкостью  извлекаете информацию из своей памяти. Карты памяти служат также в качестве быстрого и эффективного средства анализа.

Творчество. Интеллект карты  помогают вам освободиться от линейного  мышления, что позволяет вашим  идеям появляться с большей лёгкостью  и с большей быстротой. Просто начните думать о каждом пункте вашей  интеллект карты как о центре другой интеллект карты, тогда идеи начнут литься из вас потоком.

Решение проблем. Если вы столкнулись  с проблемой, не важно, какого характера, личной или профессиональной, интеллект  карты могут помочь вам увидеть  все вопросы, а также то, как  они соотносятся друг с другом. Кроме того, они помогают получить обзор того, как вы видите различные  аспекты ситуации, и их относительную важность.

Планирование. Карты памяти могут помочь вам и в планировании. Благодаря картам разума вы собираете  в одном месте всю необходимую  информацию в организованном виде. Вы можете использовать интеллект карты  для создания плана любого рода: плана мероприятия или выступления, плана книги, или плана достижения вашей цели [25].

На рисунке 1 продемонстрирован  пример интеллект-карты «Преимущества  интеллект-карт».

 

Рисунок 1. Пример интеллект-карты «Преимущества интеллект-карт»

 

 

ГЛАВА 2

МАЙНД-МЕНЕДЖМЕНТ КАК  ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Интеллект-карты  и менеджмент

 

Интеллект-карты могут  использоваться лицом, занятым в  бизнесе или профессиональной деятельности, в любой ситуации, в которой  в ином случае потребовалась бы «линейная» запись информации.

Начнем с того, что интеллект-карты  могут использоваться при планировании рабочего дня. Кроме того, учет всей существенной информации по имевшим  место телефонным звонкам, деловым  встречам, совещаниям и интервью также  может вестись в форме интеллект-карты, что обеспечивает, в случае групповых  мероприятий, полное и точное усвоение и долговременное запоминание каждым участником подвергнутых обсуждению вопросов.

Найдя применение интеллект-картам в организации тренинга персонала, компании вроде «ЭДС», «Диджитал  компьютерс» и «Бритиш петролеум» обнаружили, что данный метод позволяет  экономить огромные средства – в  некоторых случаях экономия доходит до 80 %. Например, д-р Майк Стэнли, руководитель технических проектов в «Боинг эйркрафт корпорэйшн» (Сиэтл, США), трансформировал объемное инженерное руководство по авиастроению в 25-футовую интеллект-карту, принесшую ему подлинную славу внутри компании. Вот что рассказывает Стэнли:

«Использование интеллект-карт является составной частью моей программы по повышению качества продукции здесь, в «Боинге». Реализация программы позволила принести моей компании свыше 10 миллионов долларов экономии только в этом году (превысив план в десять раз). Мы разработали уникальный метод применения интеллект-карт для разработки рационализаторских предложений. В течение одного лишь месяца было предложено свыше 500 новаторских идей, воплощение которых в жизнь способно обеспечить многомиллионную экономию в результате снижения себестоимости продукции» [26].

В дополнение к тому, что  интеллект-карты увеличивают скорость и эффективность освоения учебного материала, они позволяют снизить  потери времени в процессе неумелого  запоминания, обнаруживаемые при рассмотрении так называемой «кривой забывания» и составляющие вплоть до 80 % всего  изучаемого в течение предшествующих суток материала. Повторение пройденного  с помощью интеллект-карт через  интервалы времени, рекомендованные  в главе 24, гарантирует не только закрепление усвоенного в памяти, но и включение его в число  активных «операндов» в процессе дальнейшей учебы. В общих словах, ранее рассмотренные области  применения интеллект-карт и соответствующие  навыки майндмапера, а именно осуществление  выбора; структурирование собственных  и чужих идей; индивидуальная и  коллективная творческая деятельность; анализ; обсуждение и разрешение проблемных ситуаций; определение ресурсов времени  на проработку материала в соответствующем  объеме; а также использование  интеллект-карт для нужд памяти и информационного обмена, – могут быть отмечены как наиболее важные при осуществлении успешного менеджмента.

Преимущества использования  интеллект-карт в менеджменте:

1. Интеллект-карты являются  хорошим подспорьем в менеджменте  и организации работы, способствуя  прямо или косвенно повышению  производительности, мотивации труда  и заинтересованности персонала.  Это, в свою очередь, ведет  к снижению потерь рабочих  дней и повышению имиджа компании.

2. Они улучшают обмен информацией среди персонала.

3. Увеличивают эффективность  тренинга и учебы в рамках повышения квалификации,

4. Помогают оптимизировать  маркетинг, что ведет к более  высоким объемам продаж [27].

 

2.2 Применение интеллект-карт  на различных предприятиях

 

Интеллект-карты могут  использоваться для совершенствования  структуры деловой организации, для разработки стабилизационных планов и подготовки организационно-деловых  презентаций для аудитории, состоящей  из клиентов и партнеров. К примеру, интеллект-карта Ян-Питера Сикса, вице-президента голландской страховой компании «Интерполис» принимает во внимание следующие аспекты: структура организации; корни; сферы и субъекты сотрудничества; приобретения; объем продаж; реорганизация бизнеса.

Организационное развитие рассматривается  с двух точек зрения: управленческой иерархии (высший менеджмент, отделение, филиал, отдел) и влияния на организационную  структуру таких аспектов, как  продукт (страхование от рисков, связанных  непосредственно с жизнью и здоровьем  клиента, или страхование «лайф»; страхование от рисков, не связанных  непосредственно с жизнью и здоровьем  клиента, или страхование «нон-лайф»), клиентура (фермеры, другие физические лица, юридические лица) и география  рынка (регионы деловой активности).

«Интерполис» уходит корнями  в голландские католические сельскохозяйственные кооперативы. От четырех союзов фермеров-католиков, по одному в каждой епархии, в свое время ответвились иные кооперативные  структуры, такие как банки, пенсионный фонд и страховые общества, изначально специализировавшиеся на взаимном страховании от огня.

В 1969 году пенсионный фонд и  четыре страховые компании слились  в единую компанию «Интерполис». Четыре года спустя центром деятельности «Интерполиса» стал город Тилбург, здесь же расположился главный офис. Основное внимание в то время отдавалось продукту, и это отразилось на организационной структуре компании.

В 1972 году «Интерполис» приобрел компанию «Хагелуни», специализированного  страховщика от погодных рисков, а  затем в 1985 году многопрофильную  компанию «Де Твальф Гевестен», которые  в настоящее время делят между  собой офисное здание, известное  под названием «Триадом Лейдшендам». Последним приобретением «Интерполиса» (1988 г.) явилась компания по страхованию скота «Паарден-Вее-Юние».

Некоторая часть полисов  «Интерполиса» продается через  посредников. Главными среди них  являются «Рабобанк», «ЛЛТБ» и «НЕВАТ».

До недавнего времени  собственный персонал, занятый в  сфере продаж, состоял из отдела маркетинга и пяти региональных офисов, каждый со своими генеральными и специализированными инспекциями.

Реорганизация, имевшая место  в 1987-1989 гг., внесла немало изменений  в деятельность компании. Например, в 1987 году специализированные инспекторы были выведены из персонала отделов  продаж и образованы специализированные инспекции как отдельные организационные единицы [28].

Маркетинг

Интеллект-карта находит  полезное применение в маркетинге. Британская компания «Темпл маркетинг» разработала так называемую «Маркетинг Матрикс Майнд Мэп» (ММММ) (маркетинговая  матричная интеллект-карта), позволяющую  учитывать потенциальные маркетинговые потребности каждого клиента.

Интеллект-карта позволяет  учесть целый ряд аспектов, как  то: диапазон товаров, по которым клиент хотел бы осуществить маркетинг; коммерческие и маркетинговые интересы клиента; информация (например, данные, положительно характеризующие качество товара), которую клиент хотел бы донести до потенциальных потребителей, а также какие способы передачи информации будут при этом использованы; виды и структура консалтинговых договоров; отбор средств массовой информации для использования в рамках конкретного маркетингового плана; сбор информации о спросе и мониторинг мнения потребителей; целевые рынки на ближайшую, среднесрочную и дальнюю перспективу. Ниже приводится мнение сотрудников компании «Темпл»:

«Мы используем интеллект-карты для финансового планирования и решения задач на всех уровнях. Мы убедились, кроме того, что интеллект-карта является мощным подспорьем для проведения, например, «мозговых атак», для более структурированного и логичного изложения на бумаге результатов коллективного творчества» [29].

Лидерство

«Электроник дэта системс» («ЭДС»), компания, специализирующаяся на разработке информационных систем, возводит обучение своего персонала  принципам радиантного мышления в ранг целей, отвечающих важнейшим  корпоративным интересам компании.

Случай, когда метод интеллект-карт мог быть с успехом применен, представился при определении набора качеств, необходимых настоящему лидеру, возглавляющему работу по проекту того или иного  типа. Важными предпосылками для  успешного ее решения являлось выполнение всестороннего анализа конкретных целей проекта заданного типа и описание спектра управленческих задач, стоящих перед подлинным  лидером, его функций в такой роли.

Информация о работе Майнд-менеджер