Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:58, курсовая работа
С момента своего появления, гражданская авиация была стратегически важной отраслью в любой стране, поэтому подавляющее большинство авиакомпаний были либо полностью в собственности государства, либо государство владело контрольным пакетом акций, но в том и другом случае авиакомпании в своей деятельности руководствовались не только экономическими, но и политическими соображениями. Государство регламентировало и деятельность более мелких авиакомпаний, которые находились в руках частных собственников
Введение 2-3
I. 1. Понятия и особенности маркетингового исследования
1.1. Маркетинговые исследования рынка 4-7
2.Конкурентноспособность
2.1. Конкурентноспособность товара………………………...…………….8-14
3. Сегментация рынка……………………………………………….……..15-17
II. 1.Маркетинговое исследование услуги авиакомпании ОАО «Аэрофлот
1.1.Профиль компании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»….... 18-19
1.2.Деятельность ОАО «Аэрофлота»……………………………………….20-21
2.Стратегические цели и пути их достижения услуги ОАО "Аэрофлот"………………………………………………….………………..22-24
2.1. Планирование ассортимента предоставляемых услуг….
3.Конкурентноспособность на международном рынке, на примере услуги ОАО «Аэрофлот»………………………………………………….…..…….25-31
III.Заключение 32-33
IV.Список литературы: 34-35
Еще одним шагом в конкурентной борьбе является присоединение компании к американской системе поощрения часто летающих пассажиров и введение такой услуги, как бронирование мест по телефону и оплата билетов в аэропорту по кредитной карточке.
Подводя итог всему вышесказанному, надо отметить, что «Аэрофлот» — в условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных и российских авиакомпаний должен осуществлять работу по улучшению качества и спектра предоставляемых сервисных услуг, расширению географии полетов, оптимизации маршрутов как на международных рейсах, так и внутри России.
Конкуренты |
Cap, млн.$ |
P/E |
P/S |
ROS, % |
EV/EBITDA | |
Аэрофлот |
1 864.5 |
4.51 |
0.48 |
10.69 |
14.88 |
Авиакомпания ЮТэйр (UTair Aviation JSC) |
437.5 |
-33.79 |
0.21 |
-0.61 |
8.67 |
Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines) |
114.2 |
3.71 |
0.06 |
1.69 |
- |
АК Трансаэро |
694.2 |
-11.16 |
0.62 |
-5.52 |
10.83 |
Среднее по отрасли |
3 110.4 |
-9.18 |
0.34 |
1.56 |
11.46 |
[16]
В целях повышения конкурентоспособности умение управлять рисками достигает наибольший эффект в том случае, если будут выделены конкретные риски и проведен анализ сильных и слабых сторон в деятельности компании (табл. 2)
Таблица 2.
Преимущества |
Недостатки |
|
Сильная команда управляющих |
Возможная потеря права на сборы за пролет иностранных самолетов над российской территорией |
|
Широко известный бренд |
Коэффициент загрузки рейсов ниже среднего по конкурентам, входящим в Международную ассоциацию воздушного транспорта |
|
Членство в Sky Team |
Преобладание в самолетном парке российских машин с низкой топливной эффективностью |
|
Внедрение технологии электронного билета и других IT-услуг для увеличения числа пассажиров и сокращения издержек |
Концентрация акционерного капитала в руках нескольких крупных инвесторов, действия которых могут вразрез с интересами миноритариев |
|
Модернизация и повышение
топливной эффективности |
Низкая ликвидность акций |
|
Приоритетное развитие наиболее прибыльных маршрутов: среднемагистральных внутренних и длижнемагистральных международных |
||
Открытие терминала «Шереметьево-3» в 2009 г. |
||
Возможности |
Угрозы |
|
Благоприятные перспективы российской экономики |
Усиление конкуренции |
|
Рост спроса на авиаперевозки |
Резкое замедление экономического роста |
|
Консолидация отрасли |
Дефицит квалифицированных кадров, включая летный состав |
|
Постепенная отмена квот в российских аэропортах |
Рост цен на авиационное топливо |
|
Высокие ставки пошлин и НДС на импорт авиатехники |
||
Из проведенного анализа слабых и сильных сторон ярко выделяются следующие риски:
· Устойчиво высокие цены на авиационный керосин могут вынудить авиакомпании поднять цены на билеты, что приведет к уменьшению спроса на услуги авиаперевозчика.
· Резкое снижение темпов роста экономики и частного потребления может замедлить рост спроса физических лиц на услуги авиаперевозчиков
· Усиление конкуренции со стороны иностранных компаний, способных предложить потребителям услуги более высокого качества по умеренным ценам, может привести к сокращению доли российских авиаперевозчиков
· Дефицит квалифицированных кадров, обусловленный сокращением числа выпускников авиационных ВУЗов и летных училищ, может затруднить развитие российской авиатранспортной отрасли
· Усиление геополитической
напряженности и
Пассажиры «Аэрофлота» переплачивают за билеты из-за неэффективных расходов авиакомпании. Почти 10% в стоимости перевозок «Аэрофлота» — это рекламные и административные расходы компании, сделали вывод аудиторы Счетной палаты. После скандала вокруг контракта «Аэрофлота» с коммуникационной группой «Апостол» Тины Канделаки авиакомпания уже объявила о старте новых пиартендеров стоимостью более 200 млн рублей. Счетная палата передает материалы проверки в Службу экономической безопасности ФСБ. В «Апостоле» говорят, что доля их контракта в маркетинговом бюджете авиакомпании не превышает 0,5%.
Пассажирам «Аэрофлота» приходится оплачивать большой объем неэффективных затрат авиакомпании. Такой вывод сделала Счетная палата по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности «Аэрофлота» за 2010–2011 годы и девять месяцев 2012 года.
Счетная палата проверит, как «Аэрофлот» формирует цены на билеты. «Хватит обманывать народ!» — пояснил Сергей Степашин. →
В январе председатель СП Сергей Степашин анонсировал проверку формирования цен на билеты в авиакомпании. «Запланировали проверку не просто «Аэрофлота», а вопрос формирования цены, — сказал он. – Посмотрим конкурентную среду. Почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам. Серьезные международные авиационные компании».
«Ну хватит обманывать народ, на самом деле!» — эмоционально добавил тогда Степашин.
По итогам проверки Счетная палата пришла к выводу, что высокая стоимость перевозок по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия, удобное для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные самолеты), но также наличием большого объема неэффективных затрат.
53,1% стоимости авиаперевозок
связаны с выполнением непосред
9,5% — организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы), говорится в материалах проверки.
В 2012 году выручка «Аэрофлота» вновь выросла (+31% к результату 2011 года), следует из отчета компании за 2012 год по РСБУ →В 2011 году у «Аэрофлота» произошел рост доходов, но в основном за счет роста объема пассажирских перевозок на 24,2% (в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3% к уровню 2010 года и обеспечили 75,7% общего объема доходов перевозок). Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%. Из-за роста пассажиропотока увеличились и расходы компании (на 24,2%).
Но в 2011 году «Аэрофлот» в 3,6 раза увеличил
и расходы на оказание «консультационно-
СП в числе претензий отмечает, что компания проводила торги «преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры стоимостью свыше 10 млн рублей заключены без проведения торгов».
Ведомство не детализирует эпизоды. Но в марте 2013 года член совета директоров Алексей Навальный рассказывал, что «обнаружил заключенный по очень странной процедуре контракт с рекламной компанией ООО «Апостол», принадлежащей Тине Канделаки».
«Контракт, по моему мнению, заключен с нарушением и 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний, и нарушением внутренних правил самого Аэрофлота», — писал Навальный в блоге, ссылаясь на переписку между ним и гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым (была опубликована в «Ведомостях»). Контракт «достаточно большой», уточнял член совета директоров «Аэрофлота», но «не достаточно велик, чтоб его рассматривали на СД». Основанием для заключения контракта было поручение гендиректора «Аэрофлота» от 12 января 2012 года.
За 9 месяцев 2012 года на коммерческие и маркетинговые расходы «Аэрофлот», согласно отчету по МСФО, потратил $232 млн. За это время «Апостол» получил от компании «Аэрофлот» 34 млн рублей - то есть примерно 0,49%. Поэтому говорить о том, что мы являемся основным фигурантом в вопросе нерациональных расходов, которые влияют на повышение цен на авиабилеты, смешно, говорит представитель компании.
В апреле 2013 года «Аэрофлот» открыл ряд конкурсов по выбору компаний, которым предстоит заняться продвижением или оказанием консалтинговых услуг в интересах авиаперевозчика.
Среди тендеров – «разработка креативной концепции рекламного видеоролика, позиционирующего бренд «Аэрофлот» через спонсорство футбольного клуба» (стоимостью не более 1 млн рублей), «разработка серии коммуникационных стратегий в интересах ОАО «Аэрофлот», а также дочерних и зависимых компаний группы «Аэрофлот» на 2013–2014 годы» (не выше 29 млн рублей), «оказание информационных и консалтинговых услуг в виде реализации программы формирования лояльности сотрудников к компании» (не выше 15 млн рублей), «информационное сопровождение инициатив «Аэрофлота» в эфире российских федеральных телевизионных каналов в 2013 году» (69 млн рублей).
Один из самых дорогих тендеров – по «информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов ОАО «Аэрофлот», путем организации публикаций на основе новостей и пресс-релизов». Цена контракта – 100 млн рублей.
Итоги конкурсных закупок должны быть подведены в мае.
Расходы по статье «оказание консультационно-информационных услуг» в отчетностях «Аэрофлота» не детализируются. По статье «коммерческие и маркетинговые расходы» у группы фиксируется рост. Так, в 2011 году, согласно отчетности по МСФО, компания потратила $236 млн (годом ранее – $198,7 млн). За 9 месяцев 2012 года по этой статье зафиксировано $232 млн расходов (за аналогичный период 2011 года - $167.1 млн). «Но доля коммерческих и административных расходов группы «Аэрофлот» в структуре себестоимости находятся на уровне 9%. И это достаточно адекватная цифра», — считает Алла Юрова из инвесткомпании «Регион».
Показатель существенно зависит от бизнес-модели авиакомпании, уточняет она.
«У Lufthansa он – 5% от себестоимости, у easyJet – всего 3%, у Turkis Airlines – 11%, — поясняет аналитик. – Сейчас «Аэрофлот» реализует стратегию активного повышения лояльности на международных рынках, рекламные компании в разных странах мира, на это требуются средства. Не думаю, что «Аэрофлот» выходит за приемлемые цифры».
«Темп роста затрат на неосновные виды деятельности – различные административные расходы, расходы на оказание консультационно-информационных услуг и так далее – росли существенно выше, чем производственные затраты, — понимает претензии Счетной палаты Олег Абелев, глава аналитического отдела «Риком-траст». – Если затраты на основные статьи увеличились в целом на 30-40%, то непрофильные расходы выросли почти в 4 раза». Это настораживает и заставляет СП говорить о неэффективности решений совета директоров, считает аналитик.
«Как и любой перевозчик, «Аэрофлот» устанавливает прямую зависимость цен на билеты от затрат, которые включаются в себестоимость отчетности компании, — напоминает он. – Вопрос в том, что в цене на билет учитываются, прежде всего, прямые, а не косвенные затраты, к которым безусловно относятся консультационные услуги».
«Стабильно высокий рост числа пассажиров «Аэрофлота» говорит об их лояльности, — считает Елена Садовская из Rye, Man & Gor Securities. – Клиенты готовы платить премию за безопасность, удобное время, достойный сервис и относительно хорошее питание на борту».
Коллегия Счетной палаты решила направить представления в Минтранс, Росавиацию и «Аэрофлот — Российские авиалинии», информационное письмо – в Росимущество, материалы проверки – в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД, а отчет по результатам проверки в палаты Федерального собрания.
В «Аэрофлоте» не смогли оперативно прокомментировать выводы Счетной палаты. В Росавиации и Минтрансе затруднились прояснить возможные действия ведомств по итогам проверки СП, так как представление от палаты еще не получено. «По решению коллегии Счетной палаты отчету о проверке ОАО «Аэрофлот» был присвоен гриф «Для служебного пользования», — сообщили в СП.
III.Заключение
Перемещение представляет собой наиболее характерную черту туризма, а транспорт, обеспечивающий это перемещение, является важнейшей отраслью, оказывающей услуги туристского типа. Без транспорта нет туризма, если не говорить о пеших экскурсиях и походах, ограниченных как числом туристов, так и расстоянием.
Туристский транспорт подразделяется - как транспорт вообще – на: сухопутный, водный (речной и морской) и воздушный. Удельный вес отдельных видов транспорта в туристских перевозках формируется обычно по-разному в международном и внутреннем туризме, а также в разрезе всей страны либо ее регионов.
Значение воздушных сообщений в туризме возрастало по мере увеличения провозной способности самолетов, повышения комфорта, сокращение времени полета. Особенно это отмечается с середины 50-х гг., когда появились реактивные самолеты со скоростью 700-950 км/час. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолёт можно, фигурально выражаясь, назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.
Системы международного воздушного транспорта составляют не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.
Информация о работе Маркетинговое исследование услуги авиакомпании ОАО «Аэрофлот»