Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение того, как сочетаются понятия лидер и менеджер.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.рассмотреть качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.сравнить понятия менеджера и лидера.
4. рассмотреть, как могут сочетаться эти качества в человеке на примере известных менеджеров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. менеджер как лидер в организации……………………………………5
1.1 Лидер – каков он……………………………………………………………5
1.2. Руководитель – организатор трудового коллектива……………………….8
1.3 Организаторские качества лидера и менеджера…………………………...12
1.4 Сходства и различия понятий лидер и менеджер………………………….16
Глава 2. Знаменитые лидеры-менеджеры……………………………………...22
2.1Коносуке Мацусита: история жизни и успеха……………………………...22
2.2Основатель крупнейшей в мире сети розничной торговли Сэм Уолтон…26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет очного обучения
Кафедра управления и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Теория управления»
НА ТЕМУ: «Менеджер в качестве лидера»
Выполнила студентка группы Гк-324
Нижний Новгород
2014
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. менеджер как лидер в организации……………………………………5
1.1 Лидер – каков он……………………………………………………………5
1.2. Руководитель – организатор
трудового коллектива……………………….
1.3 Организаторские качества
лидера и менеджера…………………………..
1.4 Сходства и различия
понятий лидер и менеджер………………
Глава 2. Знаменитые лидеры-менеджеры……………………………………
2.1Коносуке Мацусита: история жизни и успеха……………………………...22
2.2Основатель крупнейшей
в мире сети розничной
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Каждый, претендующий на место лидера в коллективе должен обладать лидерскими качествами. Организация будет наиболее эффективной, если лидером и менеджером будет выступать одно и то же лицо.
В настоящее время тема лидерства очень актуальна: проводится масса дискуссий, собраний, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.
Вопросы, которые волнуют в наше время людей всех видов профессий: можно ли научиться быть лидером? Что для этого необходимо делать, какими качествами обладать?
Сейчас очень часто путают такие понятия, как «менеджер» и «лидер», но они совершенно разные.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Лидерство представляет собой совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), расцениваемую как его умение оказывать влияние на группу людей для достижения поставленных целей. Лидерство является важным составляющим эффективного руководства группой (организацией).
В отличие от руководства, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».
Целью курсовой работы является изучение того, как сочетаются понятия лидер и менеджер.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.рассмотреть качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.сравнить понятия менеджера и лидера.
4. рассмотреть, как могут сочетаться эти качества в человеке на примере известных менеджеров.
Глава 1. менеджер как лидер в организации.
С древних времен люди задавались вопросом о том, что дает лишь ограниченному числу им подобным вести за собой массы и создавать военные, политические и бизнес империи. 200 лет назад Наполеон создал первую известную истории управленческую матрицу, классифицировав своих последователей с точки зрения силы и ума и энергии. Обладающим этими качествами отводилась роль лидеров-генералов, только умом – штабистов, лишенного этого качества энергичных мужчин - пехота, а остальных великий император предлагал расстреливать. Традиционные отечественные представления об эффективных лидерах достаточно близки к наполеоновским: незаурядный ум и железная воля – вот ключевые характеристики успешного лидера в России.
Эффективный лидерский стиль определяется большим количеством признаков, но самые очевидные из них – это индивидуальные особенности лидера (характер, ценности, опыт, формальная власть), его последователей (характер, ценности, потребности, взаимодействие между собой) и конкретная ситуация (сферой деятельности, состоянием организации и внешней для нее среды).
Лидерство – это всегда процесс взаимодействия с конкретными людьми, который происходит не в вакууме, а в конкретных обстоятельствах.
Современные исследователи сделали вывод, что эффективным лидером является тот, который имеет последователей и с их помощью достигает результатов, стабильно превышающих средние (по отрасли, региону, стране): обеспечивает устойчивый рост доходов и курса акций на протяжении 20 лет (Джек Велш из «Дженерал Электрик»), за 5 лет увеличивает капитализацию зрелой компании в 2 раза (Михаил Ходорковский из «Юкоса»), выигрывает 9 чемпионатов мира подряд (хоккейный тренер Аркадий Чернышев). Причем лидеру совершенно не обязательно сосредотачивать в своих руках административную власть.
Лидер создает образ привлекательного для своих последователей будущего и доводит его до их сознания. Заряжая их созидательной энергией, он формирует у последователей определенные ценности и поведенческие нормы, мотивирует на достижение высоких результатов.
Для эффективного исполнения роли лидера требуются специальные навыки и качества, называемые компетенциями. Успешные лидеры отличаются пониманием самих себя, собственных настроений и эмоций, а также способностью их регулировать, направлять в желаемое русло. Они так же понимают эмоциональное состояние других и умеют устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом людей.
Еще одно качество выделяет лидеров – сильная мотивация, несгибаемое стремление добиваться своей цели и исключительный уровень энергии, трансформирующийся в интенсивную социальную деятельность.1
Каждый человек, претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно эти качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.
Качества лидера – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Существуют различные типы качеств лидера:
Личные качества лидера
Знание себя, своих чувств и эмоций.
Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции, четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает, что хочет.
Готовность к риску.
Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь, является понимание, что за непроявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся предугадывать события, всегда готовы пойти на риск.
Уверенность в себе.
Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в сочетании с уверенностью в себе помогают ему в необходимых ситуациях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт.
Надежность, нормативность и последовательность.
Лидер - это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его взгляд на мир, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали — честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.2
Активная жизненная позиция.
Для правильной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество, которое позволяет лидеру всегда находиться в центре событий, узнавать обо всем первым и быть более информированным.
Инициативность и умение мотивировать себя.
Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то заставит их работать. Они понимают, что только на них лежит ответственность заставить себя действовать. Вот, что говорил Теодор Рузвельт, один из величайших людей 20 века, наделенный массой лидерских качеств: «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что, по моему убеждению, нужно было сделать. И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал».3
1.2. Руководитель – организатор трудового коллектива.
Хороший организатор – это не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные. Задача руководителя состоит в том, чтобы уметь находить людей, способных выполнять определенную работу, и уметь проверять их работу.
По мере того как организации и задачи становятся сложнее, руководителям приходится прикладывать все больше усилий для достижения результатов и повышения эффективности работы своих коллективов. Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских навыках, среди которых в специальной литературе выделяют четыре группы:
1) способности по формированию коллективов;
2) исполнение роли лидера коллектива;
3) умение повышать уровень развития коллектива;
4) способности к преодолению трудностей, препятствующих эффективной работе коллектива.
Организация эффективно работающего коллектива - сложный и трудоемкий процесс. Коллектив нельзя создать без усилий, целеустремленности и доверия. Организующая роль руководителя проявляется, прежде всего, в функциях координации. На основе стоящих перед организацией целей и задач он призван обеспечить согласованные и целенаправленные действия подчиненного ему персонала.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.4
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять различный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
При создании коллектива нужно начинать с постановки ясных целей. Постановка перед коллективом задач, требующих активной работы всех членов и связанных с профессиональным ростом, создает благоприятный климат, сплачивает коллектив, дает возможность раскрывать по-новому его потенциал.
Руководитель должен быть в курсе потребностей своих работников и иметь четкую программу создания коллектива, а также последовательности прохождения этапов развития. При этом важно, чтобы были известны способности каждого человека и возможности их использования; организационное строение группы соответствовало выполняемой задаче; развита самодисциплина. Нужно, чтобы каждый работник представлял себе цели совместной деятельности.