Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение того, как сочетаются понятия лидер и менеджер.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.рассмотреть качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.сравнить понятия менеджера и лидера.
4. рассмотреть, как могут сочетаться эти качества в человеке на примере известных менеджеров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. менеджер как лидер в организации……………………………………5
1.1 Лидер – каков он……………………………………………………………5
1.2. Руководитель – организатор трудового коллектива……………………….8
1.3 Организаторские качества лидера и менеджера…………………………...12
1.4 Сходства и различия понятий лидер и менеджер………………………….16
Глава 2. Знаменитые лидеры-менеджеры……………………………………...22
2.1Коносуке Мацусита: история жизни и успеха……………………………...22
2.2Основатель крупнейшей в мире сети розничной торговли Сэм Уолтон…26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
По мере развития коллектив проходит определенный ряд последовательных этапов.
На первом этапе происходит притирка людей, они присматриваются друг к другу, определяя свое место в коллективе. Творческая коллективная работа практически отсутствует, а взаимодействие происходит формальным образом. Поэтому на первом этапе организаторская роль руководителя состоит в сплочении персонала организации.
На втором этапе в ходе конкурентной борьбы за лидерство возникают разного рода группировки, разногласия, проявляются сильные и слабые стороны людей. Коллектив ищет пути для достижения согласия и улучшения взаимоотношений. Роль руководителя в данной ситуации состоит в создании условий для скорейшего преодоления конфликтов, в управлении этими процессами.
Третий этап - экспериментирование - характерен поиском новых методов работы. На этом этапе возрастает потенциал коллектива. Задача руководителя состоит в том, чтобы позволить реализовать накопленную энергию, способности и ресурсы людей в реальное повышение производительности труда.
На четвертом этапе - роста эффективности - в зависимости от конкретных задач управленческие функции переходят от одного работника к другому. Накопленный опыт успешного решения проблем и использования ресурсов позволяет максимально эффективно осуществлять работу. Возникающие проблемы рассматриваются реалистически, а решение осуществляется творчески.
Последний, пятый этап - зрелости - характерен тем, что коллектив демонстрирует значительные стабильные результаты работы и устанавливает высокие стандарты поведения. В коллективе формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, отношения складываются в основном неформально, межличностные разногласия быстро устраняются.
Основная задача руководителя - помочь своим работникам успешно пройти все стадии развития на пути к зрелости, полностью раскрыть свой потенциал, расширить границы полномочий в процессе выполнения людьми своих обязанностей.
Характеристики руководителей с высокой и низкой способностью формирования коллектива даются в таблице.5
Признаки руководителей по способностям формирования коллектива
Низкая способность |
Высокая способность |
Не обладает достаточными навыками руководства |
Имеет прочные навыки руководства |
Непоследователен |
Последователен |
Исповедует антиколлективные взгляды |
Поддерживает идеи коллектива |
Подбирает неподходящих сотрудников |
Правильно подбирает сотрудников |
Недостаточно заботится о других в коллективе |
Заботится о членах коллектива |
Нечетко представляет себе роль организации |
Четко представляет себе роль организации |
Не владеет эффективными методами работы |
Распределяет обязанности между сотрудниками |
Сочетает критику с анализом |
Анализирует без критик в адрес конкретных людей |
Не занимается вопросами индивидуального развития |
Поддерживает личное развитие своих сотрудников |
Подавляет творческий потенциал |
Поощряет творческий потенциал |
Избегает обратной связи на межличностном уровне |
Стремится к обратной связи |
Не умеет создать положительный климат |
Создает положительный климат |
Не достаточно интересуется результатами работы |
Заинтересован в результатах работы |
Организационные способности руководителя играют решающую роль при формировании команды, когда нужно объединить большое число людей и научить их эффективно работать на общую цель в обстановке сотрудничества.
1.3 Организаторские качества лидера и менеджера
Организаторские качества лидера.
Лидер создает образ привлекательного для своих последователей будущего и доводит его до их сознания. Он формирует у последователей определенные ценности и поведенческие нормы, мотивирует на достижение высоких результатов.
Лидер разрабатывает и с помощью последователей внедряет основные элементы организации: структуру, культуру, управленческие системы – вознаграждения, отбора, информационного обмена и т.д. В рамках созданной им организации эффективный лидер играет еще одну роль – развития своих последователей, их подготовки к решению более сложных задач:6
Умение создать команду.
Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями, идеалами, умением убедить человека) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.
Способность организовать коллектив на решение поставленных задач.
Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.
Видение перспективы.
Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность, видение перспективы деятельности своей группы, которая следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера.
Лидеры не имеют права зацикливаться на мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду то, что является по-настоящему важным.
Гибкость поведения и чувствительность к ситуации.
Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находятся на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственное правильное решение.
Готовность поддержать в трудную минуту.
Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна, и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его статуса лидера.
Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если человек сконцентрирован на том, что он может дать своим последователям, а не на том, что может от них получить, то последователи будут уважать этого лидера, а это сделает их взаимоотношения длительными и более прочными.
Организаторские качества менеджера.
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В основе психологической структуры личности руководителя лежат организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
-психологическую
-практическую направленность
интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию
руководителя на использование
данных о психологическом
-психологический такт - способность соблюдения чувства меры.
2. Эмоционально-волевая
3. Склонность к организаторской
деятельности, т.е. готовность к организаторской
деятельности, начиная мотивационными
факторами и заканчивая
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
1.4 Сходства и
различия понятий лидер и
Лидерство - это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.
В современной науке менеджмента лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные понятия лидерства:
- лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек (группа лиц);
- это руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;
- это способность оказывать постоянное, руководящее, приоритетное над другими и опирающееся не на прямое применение силы, а на авторитет (признание правомерности) руководства влияние;
- это символ общности и образец поведения группы.
Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.8
Происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства была сформулирована, ставшая знаменитой, максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не так заметно, так как по мере развития менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.
Основываясь на своем профессионализме, способностях и умениях, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, сводя к минимуму варианты путей решения проблемы, принимающихся на основе опыта, а лидер предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные пути решения проблемы. После решения проблемы лидеры берут на себя риск появления новых проблем, особенно при возможности получения соответствующего вознаграждения. В большинстве менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике их не проявляют.
Управление в организации как процесс межличностного общения включает в себя отношения «менеджер - сотрудник», а также все области жизни индивидов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Поэтому необходимо рассматривать природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми, так как управляемый взаимодействует с управляющим.
Современный менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т.е. менеджмент невозможен без лидеров. Управление и лидерство - не синонимы, но способность быть лидером - ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер - это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.
Организацию можно рассматривать в двух аспектах: как формальную и неформальную.
Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят в следующем:
1) отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологические, эмоциональные;
2) руководство занимает
особое место в системе