Менеджер 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

От того, как мы себе сегодня представляем менеджера будущего сильно зависит организация всей системы подготовки управленческих кадров. Главные вопросы сегодняшнего дня, на которые требуется интенсивный поиск ответа, на наш взгляд, состоит не в том, чему учить или как учить (хотя и это, безусловно, важнейшие проблемы), а в том, на кого учить. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего менеджера сегодня, если мы хотим, чтобы завтра он был востребован на рынке квалифицированной рабочей силы. Эта проблема актуальна как для развивающихся, переходных, так и для высокоразвитых экономик.

Вложенные файлы: 1 файл

нту.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Осмысление  тех радикальных изменений, которые  сегодня на рубеже XXI века все отчетливее становятся видны в нашем обществе, экономике и технической базе производства заставляют по-новому взглянуть и на функции управления в современной организации, на роль, место, a главное, профессиональные характеристики менеджера, необходимые и достаточные для успешного управления современным бизнесом.

Можно, конечно, на них взглянуть с позиций  конкретной российской ситуации –  ситуации переходного периода к  рынку, рыночному механизму регулирования  экономики. Первое, что бросается  при этом в глаза – это проблемы:

– проблемы, связанные со структурной перестройкой народного хозяйства; –– проблемы, связанные с разгосударствлением  собственности;

– проблемы, связанные с неплатежами, дефицитом  государственного бюджета, ростом внешнего долга страны.

От того, как мы себе сегодня представляем менеджера будущего сильно зависит  организация всей системы подготовки управленческих кадров. Главные вопросы  сегодняшнего дня, на которые требуется  интенсивный поиск ответа, на наш  взгляд, состоит не в том, чему учить  или как учить (хотя и это, безусловно, важнейшие проблемы), а в том, на кого учить. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего менеджера сегодня, если мы хотим, чтобы завтра он был востребован на рынке квалифицированной рабочей силы. Эта проблема актуальна как для развивающихся, переходных, так и для высокоразвитых экономик.

 

 

 

 

1. Качества менеджера 21 века

Есть определенные  качества, которые  в обязательном  порядке  должны быть  присущи  профессиональному  менеджеру.

Существует три  группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские  и  деловые. Познакомимся  с  ними.

Личные качества

К личным качествам  в первую очередь относятся честность  и порядочность, предполагающие  всегда  соблюдение  норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель  должен стараться понимать своих  подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться  в их поведении, быть человечным и  заботиться о людях, стремиться  к  сотрудничеству, учитывая  при  этом  интересы  всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь  противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно  и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца  те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим Посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать  данное  слово.

Менеджер должен оберегать дружеские и семейные, да и просто человеческие отношения, которые сами собой не сохраняются, но поддерживать лишь наиболее важные личные контакты с теми, кто по- настоящем  у привлекают  и  обогащают  жизнь, не соглашаться из вежливости  на  все  требования  и  просьбы  окружающих.

Работа менеджера  чрезвычайно тяжела, и поэтому  одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает  быть  энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары  судьбы, успешно  справляться  со  стрессами. Для поддержания  хорошего физического здоровья нужны  постоянные тренировки, сбалансированные  нагрузки, предполагающие  смену  видов деятельности — ведь отдых  не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими  делами, чтобы  в  каждом  добиться  успеха, но  нельзя  приучать себя  к  постоянным  стабильным  нагрузкам  и  время  от  времени  разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший  руководитель  на  него  уже  не  будет  способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру  не достаточно. Он должен быть еще и  эмоционально здоровым человеком, иначе  просто не выдержит всех сваливающихся  на его голову перегрузок. Поэтому  нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность  и  любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но  и  эмоциональной  зрелости, которая  выражается  в  умении и готовности идти навстречу  острым ситуациям, успешно справляться  с ними, не делать непереживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном  пути любого менеджера. Между тем, многие в таких ситуациях страдают от чувства неспособности справиться с ними, создают себе  дополнительное  напряжение, имеющее свойство накапливаться  и, в  конце  концов, приводить  к  стрессам.

Но стресс —  это такая реакция  организма, которой в определенной степени  можно управлять. В какой-то мере она даже полезна, Поскольку стимулирует  активность. Ведь недостаточная нагрузка и нехватка острых ощущений приводят к ухудшению морального состояния, низкой эффективности  работы, потере  самоуважения, появлению  личных  проблем.

Для  успешного  управления стрессами нужно прежде всею уметь должным образом относиться к проблемам, не «пороть горячку», не волноваться и откладывать  решение до тех пор, пока для него не созреют все предпосылки. Нужно  регулярное расслабление и отдых  от физических и психических  нагрузок. В сложных  ситуациях нельзя теряться, давать стрессу поглотить себя, а наоборот, зная свои силы и возможности и не перенапрягаясь, идти с «открытым забралом» навстречу трудностям и неприятностям. А для этого нужно стремится познать себя, обрести уверенность, избавившись от «комплексов» и «выкорчевать» их причины. Успеху  сопутствует установление тесных  личных отношений. Это позволяет не держать в голове постоянно мысль о том «А что обо мне подумают  люди?», а  выработать  реалистичное  и оптимистичное отношение к самому себе, а также к разным сферам своей деятельности.   

Необходимо постоянно  стремиться к успеху, не ставить  перед собой невыполнимых  задач  и  спокойно  относиться  к  поражениям.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни  и работе, создавать «здоровое» окружение  путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом  не  нужно  опасаться  потерять  авторитет — в  большинстве  случаев сотрудники за такое  отношение  к  ним  платят, наоборот, признанием  и  благодарностью.

Наконец, современный  руководитель  должен  нести  ответственность  за  развитие  собственной семьи, из которой он черпает основные жизненные  силы  и  ценности, а  также  находить время для друзей, но только  самых  близких.

Профессиональные качества

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру  — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система  специальных  знаний  и  практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это  культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен  и  ряд  других моментов.

Прежде всего  современного руководителя отличает хорошее  знание действительности  как  внутренней, так  и  внешней, понимание  целей  фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них  наиболее существенные стороны, быть восприимчивым  к новизне и изменениям. Это  невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически  оценивать  различные  планы  и  программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать  для  этого, быть  энергичным  и  решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко  образованной, но  еще  и  творческой  личностью. От  него  требуется  не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь  их мобилизовать и использовать, преодолевая  все встречающиеся  на  пути  препятствия. Для этого необходимо  быть  настойчивым, испытывать потребности  в переменах, уметь порывать с  традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя  метод мозговой атаки, поощряет свободное  выражение  эмоций  и  идей  и  непрестанно  учится, в   том  числе и  на  собственных  ошибках.

Творчество  немыслимо  без способности находить информацию и делиться  ею  с  подчиненными, прислушиваться  к  окружающим  независимо от того, кто  они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся  взглядам  на  мир, ставя  при  этом  все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то  интерес  для  фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь  приобретаемые  знания  со старыми, обладать умением и способностью  учиться  как  на работе, так и  вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой  специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность  и никогда не прекращается.

Организаторские и деловые  качества

Третья группа качеств менеджера, определяющих его  собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение им технологией  управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности  подразделений  служб, оперативных  планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским  качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить  время на пустяки. Поскольку в  мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы  цели устанавливать, а упорно к ним  стремиться. Это  и  отличает  менеджера  от  остальных  работников.

Другим организаторским  качеством, которое должно быть присуще  менеджеру, является деловитость. Она  заключается в умении четко и  своевременно ставить задачи, принимать  обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и  распорядительным в действиях  и  поступках.

Важным организаторским  качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей  уверенностью, стремлением действовать  путем  логического  внушения, личного  примера, собственного  оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этою он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому  менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к  их поведению, а  также  контролировать  дисциплину  подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться  напряженно, не  принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается  дурным  тоном  для  высших руководителей  задерживаться в офисе  после  окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно  беречь  для  главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том  числе  и  во  время  командировок.

Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний  мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к  себе людей, слушать и понимать   их, убеждать  в  своей  правоте.

С точки зрения контактности можно выделить несколько  типов руководителей.

Во-первых, те, кто  большую  часть  времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и  только 1/3 на осуществление внешних  связей.

Во-вторых, те, кто  уделяет  тому  и  другому  примерно  поровну  времени.     

В-третьих, те, кто  осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится  вообще  всех  контактов.

Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый — для  стратегического. Третий  тип  руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым  к современным управляющим. Его  даже в армии с ее жесткой дисциплиной  и подчиненностью  с  трудом  поймут.

Важная черта  менеджера — реализм. Он  должен  уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать  в  облаках, тогда  не  так  больно  будет  падать  при  неудаче.

 Хороший менеджер  характеризуется здоровым оптимизмом  и уверенностью. Руководить людьми  без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего  хотят. Они  никогда  не  прибегают  к  обходным путям.  Их взгляды на проблемы всегда  четкие и ясные, и они стремятся   к  тому, чтобы все об этих  взглядах знали, а поэтому высказывают  свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при  этом  уважают  других  людей  и  их  мнения.

Однако  уверенностью  в своих силах могут похвастаться далеко не многие. Причин ее  отсутствия  немало: это  и  недостаток  практики, который порождает незнание, что  же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных  реакций  со  стороны  окружающих; это  и  собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру  неуверенность в себе приносит много  неудобств, так как подчиненные, видя такое его свойство, могут  устроить «праздник непослушания»

Но, как  считают  психологи, отсутствие  уверенности  в  себе — «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают  другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому поводу известные специалисты  в  области  менеджмента  Вудкок  и  Френсис.1

Информация о работе Менеджер 21 века