Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:06, реферат
От того, как мы себе сегодня представляем менеджера будущего сильно зависит организация всей системы подготовки управленческих кадров. Главные вопросы сегодняшнего дня, на которые требуется интенсивный поиск ответа, на наш взгляд, состоит не в том, чему учить или как учить (хотя и это, безусловно, важнейшие проблемы), а в том, на кого учить. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего менеджера сегодня, если мы хотим, чтобы завтра он был востребован на рынке квалифицированной рабочей силы. Эта проблема актуальна как для развивающихся, переходных, так и для высокоразвитых экономик.
Прежде всего следует избегать чрезмерных эмоций, так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать сразу несколькими проблемами. Упорно стремиться
1 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.
к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя только при этом принципа «мы за ценой не постоим».
Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер.
Хороший руководитель
должен уметь обеспечивать сопричастность
сотрудников к работе. Для этого
необходимо правильно поощрять людей,
превращать любую, даже самую нудную
работу в увлекательную игру, отыскивая
нестандартные подходы и
Но самое главное
— менеджер должен обладать умением
руководить, организовывать и поддерживать
работу коллектива, быть готовым к
действиям, риску. Он должен уметь определить
объем своих служебных
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Существует определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.
И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Рад из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в
некоторых случаях
• Основа навыков современного менеджера - высокий профессионализм, знание рынка, владение информационными технологиями
• Менеджер будущего должен обладать созидательным умом, свободно принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять качества лидера
• Повседневная задача педагогов и руководителей - искать менеджерские таланты
Профессор Гарвардского
университета Стерлинг Ливингстон однажды
сказал, что нет прямой связи между
тем, как люди учатся в школе или
в рамках обучающих программ, и
их успехами в практике управления.
С его точки зрения, академические
показатели не являются надежным мерилом,
которое можно использовать для
измерения управленческого
Значение личности в управлении
Люди - самая
большая ценность в любой организации,
но в то же время они наименее
предсказуемы для управления. Это
справедливо в отношении не только
промышленных и торговых компаний,
но и любой оперативной
Компании приводятся в движение не логикой, а убежденными людьми, действующими в определенном культурном и историческом контексте. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции.
Когда надо решить, что наиболее приемлемо для управления нашими интересами, мы интуитивно осознаем, что именно достойная личность даст нам больше, чем набор методов, трюков, новых форм или готовых рецептов. Конечно, такая личность должна обладать надлежащими техническими навыками и разбираться во всевозможных вспомогательных системах, но это быстро становится неотъемлемым свойством специалиста. Соответствующая подготовка - это необходимое условие.
Как получить менеджера, который способен действовать и реагировать на релевантные внутренние и внешние импульсы, возникающие в сфере его деятельности, или, выражаясь современным языком, в окружающей деловой среде? Для этого необходимо "формировать" и "развивать" людей, а не только технически подготавливать их. Такое "созидание" может происходить где угодно - в школе, внутри и за пределами компании, в своей стране и за рубежом. Это могут быть обучение, передача опыта, наблюдение. И процесс этот должен идти на протяжении всей жизни человека.
Чтобы стимулировать такой процесс или говорить о его полезности, зададимся вопросом: "Для какого делового мира мы готовим менеджеров? Что принесет нам XXI столетие?"
Каким будет деловой мир
в начале следующего века?
Но, вообще говоря,
деловая жизнь развивается
К сожалению, среди бизнесменов последнее в большей степени правило, нежели исключение. Проблема в том, что они упускают возможности, а не в отсутствии возможностей. Поэтому развитие навыков и умение людей должны быть направлены на обнаружение и исследование динамики окружающей предпринимательской среды.
Каким же окажется деловой мир в первой декаде XXI столетия? Его характер будет определять тип менеджера, который нам нужен.
Можно предположить, что под влиянием быстрого развития технологий произойдет всеохватывающая глобализация торговли, что предельно обострит конкуренцию. Многонациональные компании вступят в жестокие сражения на рынках в глобальном масштабе, но в то же время будут оперировать и в рамках малых децентрализованных хозяйственных единиц, разбросанных по всему миру, приводя таким образом в движение процесс создания малых и средних предприятий.
Наряду с этим регионы, возможно, приобретут более важное значение, чем национальные государства, которые преобладали в XIX-XX вв. Сегодня процесс регионализации вводит в замешательство. С одной стороны, национальные государства объединяются в крупнейшие региональные блоки, такие, как Европейский союз, Северо-Американская ассоциация свободной торговли, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Цель этих блоков - усиление экономического, финансового и политического влияния для завоевания более сильных позиций по отношению к другим группировкам и совместное достижение на этой основе более высокого уровня благосостояния.
С другой стороны,
нации распадаются на более мелкие
части, также называемые регионами,
которые пытаются таким образом
сохранить свое культурное наследие
или - иногда из чисто эгоистических
соображений - закрыть доступ к своим
природным ресурсам. Такая тенденция
наблюдается не только в России,
но и в Великобритании (стремление
к отделению Шотландии и
Все эти процессы воздействуют на корпоративную жизнь, влияют на политику, а также на организацию корпораций и способ их управления.
Требования к менеджеру будущего
В этой связи я хотел бы обратиться к проблеме, которая всегда удивляла меня в бизнес-образовании, а именно к тому факту, что акцент здесь всегда делается на крупных корпорациях. Занимаясь в аудитории, каждый приходит к выводу, что расцвет национальных хозяйств является результатом деятельности крупных компаний.
Однако мы знаем, что большинство национальных хозяйств не находится под их доминирующим влиянием. Они в большей степени зависят от процветания и эффективности малых и средних компаний. Последние работают на национальном уровне, в рамках национальных культур и тоже нуждаются в адекватном управлении.
Хотя в
Калькутте, Детройте, Буэнос-Айресе или
Москве, в малых национально-
Существуют
определенные навыки, которые обязательны
для сегодняшнего дня и будут
необходимы в предстоящие десятилетия.
Их основой являются прежде всего
высокий профессионализм и
На деле менеджеры будущего должны быть предпринимателями по своему образу жизни. Им следует исходить из того, что нет ни гарантии, ни перспективы занимать длительное время определенную должность на каком-либо конкретном предприятии. Корпорациям потребуются различные типы менеджеров на разных стадиях корпоративной жизни. Для некоторых менеджеров это не создаст проблем, так как они могут приспособиться к быстрой смене вверенных им дел и эффективно работать, но это редкий случай.
Такой поворот событий не надо воспринимать драматически. Это, напротив, многообещающая перспектива. Готовность и подготовленность для работы в различных условиях должна сделать жизнь более яркой, чем, например, перспектива делать одно и то же в течение 30 лет.
Для лиц, несущих ответственность за какую-либо деятельность, будь то работа корпорации или другой хозяйственной единицы, очень важно выбрать личность, которая найдет выход из любой ситуации, и вверить ей управление тем или иным подразделением компании. Такой личностью является тот, кто более приспособлен к сегодняшней действительности и обозреваемому будущему. Поэтому важны не только способности индивида, но и предвидение в отношении их со стороны ответственных лиц. Тем не менее существует определенное единодушие по поводу элемента называемого "умственная способность".
Человеку, стремящемуся играть лидирующую роль в мире бизнеса, необходимо уметь адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций, воспринимать и применять новые формы работы, противостоять новым видам давления, что требует гибкого интеллекта. Менеджер следующего десятилетия должен обладать независимым, созидательным умом, быть готовым к риску с осознанием того, насколько далеко он может зайти в рамках корпорации, на которую работает.
Все это должно
исходить не только из желания принять
на себя ответственность или проявить
свое "я", но прежде всего быть
естественной потребностью для менеджера
во имя поддержания