Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

 

– подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем и др.

 

Сертификация связана с действием третьей стороны, которой является лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

 

Действие по оценке соответствия производится должным образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, процедурами и управлением.

 

Значительно расширяется область распространения сертификации соответствия. В настоящее время ей подлежат продукция, процессы и услуги, в том числе процессы управления качеством на предприятиях и персонал.

 

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация является средством контроля за безопасностью продукции.

 

Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.

 

Международной организацией стандартизации определены восемь схем сертификации третьей стороной:

 

1) испытания  образца продукции(в независимой  испытательной лаборатории или  центре);

 

2) испытания  образца продукции с последующим  контролем на основе надзора  за образцами продукции предприятия, закупаемыми на открытом рынке (долговременный контроль, выборочные испытания продукции в процессе реализации);

 

3) испытания  образца продукции с последующим  контролем на основе надзора  за образцами предприятия, контроль  на стадии производства (применяется  при наличии прямой связи производителя и потребителя без услугторгово-посреднических организаций);

 

4) испытание  образца продукции с последующим  контролем на основе надзора  за образцами, приобретенными на  открытом рынке и полученными  с предприятия (объединение второй  и третьей модели сертификации);

 

5) испытания  образца продукции и оценка  заводского управления качеством  с последующим контролем на  основе надзора за заводским  управлением качества и испытаниями  образцов, полученных с завода  и открытого рынка (необходимость  создания на предприятии системы контроля качества с целью снижения брака);

 

6) только оценка  заводского управления качеством;

 

7) проверка партий  изделий (всеобъемлющие испытания  в независимых лабораториях). Проверяются  все эксплуатационные параметры  с учетом безопасности, эргономичности, экологического воздействия. Контроль продукции является выборочным;

 

8) 100 %-ный контроль.

 

60. ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Психология управления изучает иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.

 

К психологическим факторам относятся:

 

– морально-психологический климат в коллективе;

 

– сплоченность работников;

 

– психологическая совместимость людей в коллективе;

 

– уровень психологического давления коллектива на своих членов, степень конформизма.

 

На формирование морально-психологического климата воздействуют многие обстоятельства и побудительные мотивы деятельности людей (цели, ради которых создан и работает данный коллектив; способы и средства достижения целей; общепринятые нормы и правила взаимоотношений; справедливое распределение работы и обязанностей и др). Важное значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе имеет стиль руководства.

 

Быстрее сплачивается коллектив, где руководитель энергичный, целеустремленный, знает, как повлиять на людей, чтобы они сплотились. Еще лучше, если менеджер стал лидером коллектива, за ним идут, ему верят, подражают, объединяются вокруг него и его идей. При слабом управлении этот процесс идет медленнее, и в дальнейшем потребуется больше усилий для сплочения коллектива.

 

Психологическая совместимость работников в коллективе достигается при соблюдении следующих условий:

 

– совместимость характеров, типов темпераментов;

 

– высокий профессиональный уровень всех работающих в коллективе.

 

Менеджер должен:

 

– знать и использовать склонности людей, их позиции для формирования доверия;

 

– распределять работу и обязанности так, чтобы никто не мог пользоваться плодами работы другого;

 

– создавать условия для личной безопасности людей;

 

– содействовать возникновению чувства взаимной помощи и поддержки в труде;

 

– устранять причины, порождающие деструктивную деятельность людей;

 

– развивать у работников чувство ответственности перед коллективом за свои действия;

 

– обеспечивать распространение объективной информации;

 

– формировать систему контроля за работой. Уровень психологического давления коллектива на своих членов и степень конформизма (схожести мнений) зависит от морально-психологического климата, сплоченности и совместимости работников. Здесь важно использовать такой инструмент психологического влияния как мнение трудового коллектива. Степень конформизма зависит от количественного состава коллектива.

 

В практической деятельности менеджеры используют два основных метода управления коллективом.

 

1. Метод Дельфи, суть которого в том, что каждый  сотрудник работает над какой-либо  проблемой индивидуально, а результаты  работы анализируются и оцениваются сообща, коллективно, и разрабатывается единый вариант решения проблемы.

 

2. Метод мозговой  атаки – как метод психологического  давления состоит в том, что  опыт, профессионализм и творчество  отдельных работников положительно  влияют на других членов коллектива, открывают им возможность движения и развития.

 

61. МЕНЕДЖМЕНТ  КАЧЕСТВА

 

Э. Деминг в 1950 г. сформулировал следующие основные постулаты управления качеством.

 

1. Постоянная  цель – улучшение качества  продукции и услуг. Данный процесс должен осуществляться непрерывно и планомерно. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение ресурсов, удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность продукции, наращивание бизнеса, занятость и создание новых рабочих мест.

 

2. Принять новую  философию. Нельзя дальше жить  со сложившейся системой опозданий, отставания, ошибок, дефектностью материалов  и несовершенством рабочей силы. Необходимо изменить стиль управления: постоянно улучшать качество  всех систем, процессов, деятельности внутри компании.

 

3. Прекратить  зависимость от инспекции. Для  этого следует устранить массовые  инспекции как способ достижения  качества. Достичь этой цели можно  при условии, если вопросы качества  стоят для предприятия на первом  месте и оно имеет постоянную информацию о уровне качества, применяя статистические методы контроля качества при производстве и закупках.

 

4. Прекратить  практику заключения контрактов  на основе низких цен. Необходимо  соизмерять качество с ценой; выбирать одного поставщика одной продукции; постараться совместно с поставщиком снижать общие затраты.

 

5. Постоянно  и непрерывно улучшать систему  планирования, производства и обслуживания, предусматривать оперативное решение  возникающих проблем, постоянно  повышать производительность. Улучшение системы предполагает и постоянный мониторинг процессов в организации.

 

6. Обучать на  рабочем месте. Ввести современные  методы подготовки и переподготовки  на рабочих местах для всех, включая управленческий персонал, использовать возможности каждого работника.

 

7. Учредить руководство  с целью оказания помощи персоналу  в решении поставленных задач, а также для развития двусторонней  связи между руководителем и  подчиненным для повышения эффективности  и производительности.

 

8. Искоренить  страх. Работник фирмы не должен бояться перемен в своей работе, а стремиться к ним.

 

8. Устранить  барьеры между отделами и группами  персонала.

 

9. Избегать пустых  лозунгов.

 

10. Исключить  цифровые квоты в работе. Норма  на сдельную работу устанавливается  как среднее время ее выполнения. Поэтому половина рабочих ее выполняет быстро и потом отдыхает, а другая половина будет запаздывать с ее выполнением и продолжать работать. Сдельная система может быть заменена системой, обеспечивающей рост качества и продуктивности в коллективе, работающем как единая команда.

 

11. Дать возможность  гордиться принадлежностью к  компании (гордиться своей работой).

 

12. Поощрять образование  и самосовершенствование. Продвижение  по служебной лестнице должно  определяться уровнем знаний.

 

13. Вовлечь каждого в работу по преобразованию фирмы.

 

Эти постулаты были дополнены философией непрерывного улучшения качества Д. Джурана. Идея Джу-рана включает два подхода:

 

– улучшение, достигнутое нововведением (новая продукция, новая технология);

 

– непрерывное улучшение – используются невостребованные резервы, потенциальные способности, квалификация, опыт работников без дополнительных финансовых затрат.

 

62. ХРОНОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

 

Историю создания теории всеобщего управления качеством составляют четыре группы учений.

 

1. Научный менеджмент. Основателями считают Ф. Тейлора, М. Вебера, А. Файоля. Ф. Тейлор предложил  систему, которая включала понятия  верхнего и нижнего пределов  качества, поле допуска, вводила  измерительные инструменты как  шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, формы и методы воздействия на качество продукции.

 

2. Развитие статистических  методов контроля качества – SQC (В. Шухарт, Г. Додж, Г. Роминг и др.) Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции, регулирования технологических процессов.

 

В 20-х гг. ХХ в. специалисты поняли, что различные изменения в производственном процессе могут быть описаны с помощью статистических методов. В. Шухарт применял статистические методы к производственному процессу. В 1924 г. В. Шухарт предложил статистическое объяснение поведения производственного процесса во времени, которое позже было названо контрольными картами. В своих научных трудах он впервые фокусирует внимание на потребителя. В. Шухарт оказал большое влияние на своих соотечественников Э. Деминга и Д. Джу-рана.

 

Деминг, Джуран первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, акцентировали роль высшего руководства в решении проблем качества (руководителям финансов, маркетинга, производства, продажи).

 

3. В 50-80-е гг. появились  внутрифирменные системы за рубежом, которые называются системами  контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава) и др. В этот период начинается сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента.

 

Под всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимает такую систему, которая позволяет решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и людей, реализующих выпущенную продукцию (дистрибьютеров), по мере улучшения жизненного уровня населения.

 

Исикава считает, что всеобщий контроль качества – это система, призванная в первую очередь объединять усилия всех подразделений фирмы, направленная на удовлетворение требований потребителей.

 

4. В 80-е гг. появляются  системы, в которых управление  качеством рассматривается как  управление всем производством. Поэтому решение задач качества  требует создания такой организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, каждый работник компании на всех стадиях жизненного цикла продукции.

 

К таким системам относится система TQM – всеобщее управление качеством на базе стандартов ИСО 9000. Ее принцип – улучшению нет предела. TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок.

 

63. ХАРАКТЕРИСТИКА  НАДЕЖНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА

 

Одной из важнейших характеристик качества является надежность товара. Надежность рассматривается как свойство продукта сохранять значение своих параметров качества в определенных пределах, ожидаемых потребителем, в течение определенного (гарантированного производителем) времени и при определенных (заранее установленных потребителем и производителем)условиях эксплуатации.

 

Надежность товара – сложное свойство, которое определяется показателями безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и долговечности.

 

Безотказность (время безотказной работы продукта), т. е. время, в течение которого продукт сохранит свои параметры качества в заранее установленных пределах их изменения при оговоренных условиях эксплуатации. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка.

 

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.

 

При этом важно снижать долю ремонтопригодных продуктов по сравнению с невосстанавливаемыми. В процессе эксплуатации объекта важно соблюдать плановые и неплановые перерывы в работе для проведения технического обслуживания, ремонта, контрольных проверок, что поддерживает ремонтопригодность объекта.

Информация о работе Менеджмент и его специфика