Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

 

4) рынок рабочей  силы обеспечивает организацию  кадрами необходимой специальности  и квалификации, уровня образования  и др.

 

Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.

 

Сложность внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.

 

Динамизм внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.

 

47. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ  РЕШЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

Управленческое решение – это сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Это вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

 

Принятие управленческих решений в организации характеризуется как:

 

– сознательная и целесообразная деятельность, осуществляемая человеком;

 

– поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

 

– процесс взаимодействия членов организации;

 

– выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

 

– часть общего процесса управления;

 

– неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

 

– важное для выполнения всех других функций управления.

 

При принятии любого решения присутствуют три момента: интуиция, суждения и рациональность.

 

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограм-мированные.

 

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено, выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

 

Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

 

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Как правило, интуиция обостряется вместе с приобретением опыта. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но они основаны не только на интуиции, а и на знаниях и накопленном опыте.

 

Рациональные решения основаны на изучении экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации; на применении научных походов при анализе, прогнозировании и экономическом обосновании управленческих решений.

 

Так как решения принимаются людьми, то их характер отражает особенности личности менеджера. В связи с этим различают уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

 

Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии как следует их проверить, оценить, уточнить.

 

Инертные решения являются результатом осторожного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому они не оригинальны.

 

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез.

 

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу.

 

48. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Определяющим моментом систематизации управленческих решений являются условия, в которых принимается решение, в связи с этим все решения делятся на:

 

– решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах каждой из альтернатив;

 

– решения, принимаемые в обстановке риска (неопределенности), здесь менеджер может определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

 

В зависимости от сферы деятельности выделяют:

 

– экономические решения, отвечающие на вопросы: что производить, в каких количествах, какой уровень производственных затрат будет оптимальным, какие выгоды принесет производство инвестору и обществу в целом;

 

– организационные отвечают на вопросы: где географически разместить производство, какие для этого потребуются помещения, какова будет потребность в персонале;

 

– технические решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений и их совершенствования;

 

– коммуникативные предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды. По сроку действия последствий решения бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

 

Исходя из влияния на перспективы развития выделяют: оперативные, тактические и стратегические управленческие решения.

 

По частоте принятия выделяются одноразовые (случайные) и повторяющиеся.

 

По широте охвата – общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные управленческие решения.

 

По функциональному назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие.

 

По форме подготовки выделяют единоличные, групповые и коллективные решения. При принятии индивидуальных решений большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления.

 

При групповом и коллективном подходе управленческие решения принимаются совместно с сотрудниками и делегируются по уровням управления.

 

По уровню сложности: простые и сложные решения.

 

По жесткости регламентации:

 

– контурные, которые лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

 

– структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, а инициатива может проявляться лишь при решении второстепенных вопросов;

 

– алгоритмические предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают инициативу.

 

По направленности управленческих решений на объекты они подразделяются на внешние и внутренние решения. Однако управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.

 

По степени уникальности все управленческие решения делятся на рутинные (нетворческие) и уникальные (творческие) решения.

 

По методу формализации и представления управленческие решения могут иметь вид текстового документа, графической или математической модели.

 

Разработанные управленческие решения до исполнителей и заинтересованных лиц доводятся по способу передачи вербальными, письменными и электронными управленческими решениями.

 

49. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.

 

1. Категория  решаемой проблемы:

 

– стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам. Главную роль должны играть умения и навыки;

 

– типовые проблемы решаются на базе множества определенных, наперед заданных правил, в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, который позволяет добиться успеха;

 

– эвристические проблемы, при решении которых нужно либо где-то найти, либо сформулировать самим правила их решения с последующим их использованием.

 

2. Условия использования:

 

– квазистабильные, или благоприятные условия, – перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он пребывает в обычной спокойной обстановке;

 

– экстремальные, т. е. условия, когда от специалиста требуется показать все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;

 

– кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, ведущие или могущие привести к срыву обычных показателей деятельности, (приводящие к авариям, катастрофам и аналогичным явлениям).

 

3. Достаточность  исходной информации:

 

– при недостаточности исходной информации необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;

 

– достаточный объем исходной информации;

 

– при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявить только необходимую информацию и пользоваться лишь ею.

 

4. Достоверность  исходной информации:

 

– явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;

 

– псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют получать правильное решение исходной задачи;

 

– полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.

 

5. Масштаб проблемы:

 

– глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;

 

– локальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;

 

– микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.

 

6. Техническое  оснащение:

 

– отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;

 

– имеется в недостаточном объеме для устойчивого и качественного принятия решения;

 

– имеется в достатке.

 

Универсальные факторы могут быть дополнены другими в зависимости от поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения. К их числу можно отнести:

 

– последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на что-либо);

 

– воздействие на организацию (последствия принятия решения);

 

– срочность проблемы и ограничения во времени;

 

– степень использования способностей и времени руководителя;

 

– внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);

 

– степень поддержки решения проблемы извне;

 

– жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).

 

50. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Под качеством управленческих решений понимается совокупность параметров решений, обеспечивающих их успешное выполнение. В составе свойств управленческих решений выделяются следующие:

 

1) обоснованность  как необходимость учета всей  совокупности факторов и условий, связанных с разработкой решения. Это его всесторонняя сбалансированность  по срокам, ресурсам и целям: если  выбраны неверно цели, ошибка проявится быстро, и коррективы внести легко. Исполнители должны быть убеждены, что решение обосновано;

 

2) своевременность  как необходимость преодоления, устранения, смягчения возникающего  противоречия. Своевременность решения  определяется тем, на какой стадии оно принимается: в самом начале, когда конфликт только еще зарождается и его можно устранить без больших затрат; в период, когда он назрел и приобрел острые, открытые формы и уже неизбежны крупные потери и издержки, или на стадии, когда уже ничего не изменить и остается только подсчитать убытки и наказать «стрелочников»;

 

3) экономичность  решения – это высокие конечные  результаты при наименьших затратах, материализация передовой управленческой  концепции в выборе стратегических направлений, движущих сил и сроков;

 

4) эффективность, т. е. принятие решения должно  наиболее полно обеспечивать  достижение поставленной организацией  цели;

 

5) осуществимость, т. е. решение должно быть реально  осуществимо, и нельзя принимать  нереальные абстрактные решения. Принятое решение должно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. Дополнительные параметры-требования могут быть следующие: непротиворечивость, конкретность, правомочность и др.

 

Эти свойства управленческих решений позволяют объективно ответить на следующие вопросы:

 

– что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)?

 

– как делать (по какой технологии)?

 

– с какими производственными затратами делать?

 

– в каком количестве и в какие сроки?

 

– где (место, производственное помещение, персонал)?

 

– кому поставлять и по какой цене?

 

– что это даст инвестору и обществу в целом? Объективные экономические условия разработки качественных управленческих решений следующие:

 

– знание руководителем, менеджером объективных тенденций развития управленческого объекта и умение их использовать на пользу организации;

 

– ориентация в общих целях развития экономики страны, региона, города и определение исходя из этого конкретных задач своей организации;

 

– умение своевременно реагировать на меняющуюся обстановку и на новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства, региона и т. д. На качественный уровень управленческих решений влияют две группы факторов:

 

– факторы ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы: они действуют до принятия решения и заключаются в умении сформулировать проблему, спрогнозировать последствия;

 

– факторы поведенческого характера: стиль управления руководителя, политическая и социально-экономическая среда, общественные и правовые нормы, мотивы и интересы, квалификация и личностные характеристики руководителя.

Информация о работе Менеджмент и его специфика