Менеджмент и трудовые отношения : Стратегия управления персоналом в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение управления персоналом условиях кризиса, причин возникновения кризисных ситуаций.
Задачи работы:
1 Рассмотреть теоретические подходы к проблеме управления персоналом в условиях кризиса;
2 Раскрыть современные формы, методы и принципы управления персоналом в условиях кризиса;
3 Провести диагностику финансово-экономического состояния деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
• 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА…………………………………………………………..8
o 1.1 Причины возникновения кризисной ситуации 8
o 1.2 Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия 9
o 1.3 Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия 15
• 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЭКО-МАЛ……………….23
o 2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ» 23
o 2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ» 27
o 2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ» 41
• 3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………………….43
o 3.1 Создание кадровой службы……………………………………………………………..43
o 3.2 Система оценки персонала в организации…………………………………………….45
o 3.3 Аттестация персонала…………………………………………………………………...48
• Заключение………………………………………………………………….51
• Список литературы……………………………………………………....52
• ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)
поддерживать свой первоначальный уровень.
Модель Таффлера
Z = 0,53х1 + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4
Z - показатель надежности и степень отдаленности от банкротства
х1 = прибыль от реализации / краткосрочные обязательства 
х2 = оборотные активы / весь заемный капитал 
х3 = краткосрочные обязательства / сумма активов 
х4 = выручка от реализации / сумма активов 
Таблица 5 - Показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства по Таффлеру
 

Обозначение

2000 год

2001 год

2002 год

 

Z

0,4

0,5

0,3

 

х1

0,3

0,3

0,2

 

х2

0,9

0,9

0,4

 

х3

0,3

0,3

0,6

 

х4

0,7

1,17

0,7

 
         

 

Рассчитав показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства за 2000-2001 года видно, что Z намного больше 0,3. Это означает, что у ЗАО «ЭКО-МАЛ» есть неплохие перспективы в развитии организации, но в 2002 году Z=0,3 - это говорит о риске банкротства, правда небольшом. В целом предприятию необходимо поддерживать свой первоначальный уровень.
Модель Ковалева и  Волкова
N = 25N1 + 25N2 + 20N3 + 20N4 + 10N5
N1 = выручка от реализации / средняя стоимость запасов 
N2 = оборотные средства / краткосрочные пассивы 
N3 = собственный капитал  / заемные средства
N4 = прибыль / итог баланса 
N5 = прибыль / выручка  от реализации 
Таблица 6 - Показатель надёжности и степень отдалённости от банкротства по Ковалеву и Волкову
 

Обозначение

2000 год

2001 год

2002 год

 

N

216,9

329

196

 

N1

6

10,5

6,8

 

N2

0,9

0,9

0,4

 

N3

2,1

2,1

0,6

 

N4

0,07

0,07

0,1

 

N5

0,2

0,06

0,2

 
         

 

Рассмотрев данную модель видно, что в 2000 и 2001 годах на предприятии  была очень хорошая финансовая ситуация, т.к. N ? 100, а в 2002 году ситуация изменилась, произошёл спад и N стал равен 196,но это очень хороший показатель, он говорит о том, что банкротство предприятию пока не грозит.
Диагностика банкротства  на основе интегральной бальной оценки финансовой устойчивости.
Сущность этой методики заключается в классификации  предприятий по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого предприятия, выраженного в баллах.
Таблица 7 - Диагностика  банкротства на основе интегральной бальной оценки финансовой устойчивости
 

Показатель

2000

2001

2002

 
 

Знач.

балл

Знач.

балл

Знач.

балл

 

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,09

4

0,007

0

0,003

0

 

Коэффициент быстрой ликвидности

0,4

0

0,6

6

0,2

0

 

Коэффициент текущей ликвидности

0,9

0

0,9

0

0,4

0

 

Коэффициент финансовой независимости

0,6

15

0,6

0

0,3

0

 

Коэф. обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,08

0

-0,08

0

-1,25

0

 

Коэф. обеспеченности запасов собств. капиталов

0,09

0

0,03

0

0,1

0

 

значение границы

 

19

 

6

 

0

 
               

 

По данной методике ЗАО  «ЭКО-МАЛ» относится к 6 классу устойчивости. И если в 2000году предприятие принадлежало к 5 классу устойчивости, то в последующих годах оно принадлежит к 6 классу, т.е. является банкротом.

2.3 Анализ системы управления  персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ»

Стержень любой организации -- работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Система управления персоналом очень разносторонняя и многогранная. Она включает в себя все аспекты взаимодействия работников с организацией.[9]

Управление персоналом организации является целенаправленной деятельностью руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом. Она включает в себя разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Для того чтобы проанализировать систему управления персоналом, рассмотрим схему управления ЗАО “ЭКО-МАЛ”.

51

Рис.1. Структурная схема  управления ЗАО «ЭКО-МАЛ”

Исходя из этой схемы  видно, что управление персоналом осуществляется генеральным директором, которому в  свою очередь подчиняются исполнительный и финансовый директора. Исполнительному директору подчиняются производственный цех, автотранспортный участок и карьер, где осуществляются захоронения отходов. Финансовому директору подчиняется бухгалтерия. Производственный цех подразделяется на участок по переработке шлаков, участок по подготовке шихты, служба главного

механика, служба главного энергетика, бюро материально-технического снабжения и сбыта, хозслужба. Во главе каждого из участков стоит  начальник участка, который осуществляет управление персоналом участка. В

службах главного механика и электрика управление персоналом осуществляют главный механик и  главный электрик. Во главе автотранспортного  участка также стоит начальник  участка, осуществляющий управление персоналом участка. Управление персоналом карьера, осуществляет начальник карьера. Как видно из схемы у предприятия отсутствует отдел кадров, кадрами занимается один человек-кадровик. У ЗАО “ЭКО-МАЛ” отсутствует кадровая политика, управление кадрами осуществляется неэффективно, что несет за собой проблемы в деятельности организации.

3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

3.1 Создание кадровой  службы

Из анализа системы  управления видно то, что у предприятия  отсутствует

отдел кадров и это  влечет за собой множество проблем в деятельности предприятия. В первую очередь проблемы с кадрами и с их переподготовкой.

Так, по моему мнению, необходимо на ЗАО «ЭКО-МАЛ” создать  отдел кадров, который мог бы заниматься разработкой и реализацией кадровой политики, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников.

На ЗАО «ЭКО-МАЛ” кадровая служба должна будет решить ряд задач:

- прогнозирование, определение  текущей и перспективной потребности  в кадрах и источников ее  удовлетворения, уточнение потребности  в подготовке специалистов по прямым связям с учебными заведениями, разработка и реализация мер по формированию трудового коллектива;

- планирование и регулирование  профессионального, квалифицированного  роста кадров, процессов их высвобождения  и перераспределения; 

- организационно-методическое обеспечение профессиональной, экономической учебы, подготовки и переподготовки кадров, планирования этой работы с учетом потребностей производства, направление работников в различные учебные заведения и на стажировку на передовых предприятиях и в организациях, обучение руководителей первичного звена передовым методам и формам работы с кадрами;

- изучение профессиональных, деловых и нравственных качеств  работников на основе аттестации, широкого применения психологических  и социальных исследований, разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в соответствии с их способностями и наклонностями;

- организация работы  по профессиональной ориентации  молодежи, адаптация молодых специалистов  и рабочих на предприятиях, развитие  наставничества, изучение причин текучести кадров, динамики изменений трудового коллектива, разработка мер по стабилизации и совершенствованию его социальной и демографической структуры;

- обеспечение эффективного  использования всех форм материального  и морального стимулирования работников в соответствии с их трудовой деятельностью и с учетом общественного мнения, изучение влияния стимулов на повышение трудовой и социальной активности трудящихся, укрепление морально-психологического климата в коллективе и др.

Эффективное управление персоналом невозможно без активного и постоянного участия высшего руководства организации в определении задач управления персоналом, вытекающих из целей организации, моделировании производственного поведения, создании и внедрении систем управления персоналом, оценке их эффективности.[12] Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях, особенно на низших этажах иерархии - на уровне цехов, бригад, групп. Это заметно снижает эффективность управления персоналом в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления персоналом, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируется в низкое качество управления персоналом.

ЗАО «ЭКО-МАЛ” может добиться более  высокой степени участия руководителей  в управлении персоналом за счет:

- эффективной коммуникации, включающей разъяснение необходимости и преимуществ участия линейных руководителей в управлении персоналом на понятном последним языке цифр, издержек, прибылей, производительности и т.д. К сожалению, довольно часто специалисты по персоналу не достаточно хорошо разбираются в специфике организации и не могут объясниться на привычном для руководителей языке;

- привлечения руководителей к  участию в "привлекательных"  для них формах работы с  персоналом - проведении собеседований  с кандидатами, занятий по профессиональному обучению, управлении отдельными проектами. Это позволит им приобрести опыт непосредственного участия в разработке и применении методов управления персоналом и предоставит возможность составить более объективное представление об управлении персоналом вообще;

- специального обучения управлению  персоналом, позволяющего сформировать  представление об этой функции  управления организацией, соответствующее  сегодняшнему дню, и выработать  практические навыки работы с  персоналом.

Для более эффективного управления персоналом можно предложить два способа: систему оценки персонала в организации и аттестацию персонала.

3.2 Система оценки персонала  в организации

Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень  реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, то есть насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы, а эффективность работы организации в целом складывается из эффективности использования каждого из организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника.[9]

Естественно, что сотрудники организации  неодинаково выполняют свои производственные обязанности -- в любой организации  есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему регулярной оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Такая система повышает эффективность управления персоналом организации через:

-- положительное воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь благотворно сказывается на мотивации, работников, позволяет им скорректировать свое поведение на рабочем месте и добиться повышения производительности;

-- планирование профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность определить недостатки в квалификационном уровне каждого сотрудника и предусмотреть меры по их исправлению;

-- планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру;

Информация о работе Менеджмент и трудовые отношения : Стратегия управления персоналом в условиях кризиса