Менеджмент и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:30, доклад

Краткое описание

В экономике России это переход от административно-командной системы к рынку. В жизни отдельного человека — движение «винтика» социально-экономической системы к самостоятельности субъекта хозяйственной деятельности.
Подобные модернизации американцы определяют словом «вызов» (challenge). Вызов, который несет личности, организации, стране, как возможности, так и угрозы. Что требует овладения новыми знаниями, использования их на практике. Важная часть этого знания — постижение науки и искусства менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)


Время, в которое мы живем, - эпоха перемен, в рамках которой Россия проходит очередную модернизацию (петровские реформы, легальный марксизм конца 19 - начала 2000 века, капитализм конца 20 века).

Модернизация – преодоление или замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность - разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений.

 В экономике России это переход от административно-командной системы к рынку. В жизни отдельного человека — движение «винтика» социально-экономической системы к самостоятельности субъекта хозяйственной деятельности.

Подобные модернизации американцы определяют словом «вызов» (challenge). Вызов, который несет личности, организации, стране, как возможности, так и угрозы. Что требует овладения новыми знаниями, использования их на практике. Важная часть этого знания — постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент и управление

Менеджмент (в общем) — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент (по-русски управление) — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Это также область знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Начало менеджера как метафоры (другого слова, обозначающего менеджмент, идет от погонщика лошади, ходящей по кругу на примитивном кирпичном производстве.

Значимость менеджмента  была ясно осознана в 30-е годы. Эта деятельность превратилась в профессию, а множество её представителей в влиятельную общественную силу. Как область знаний - в самостоятельную дисциплину.

Растущая роль этой силы заставила заговорить о «революции менеджеров», управляющих корпорациями-гигантами, обладающих огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом. Сопоставимых по мощи с целыми государствами. «Дженерал Моторс», «Хьюлетт паккард», «Филипс» и др. включают как государства (США, Япония, Китай, Россия и др.), так и корпорации. Являясь стержнем экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру.

Решения их менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм. По значению - наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения – рабочие места. Умело управлять в малом бизнесе значит выжить, устоять, вырасти.

Вопрос — можно ли считать, что английское понятие менеджмент и русское управление (менеджер и руководитель) - синонимы. И да, и нет. В общем смысле - да. Но есть и отличия. Два - существенные.

1. Говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. Управляющего людьми для решения задачи, решения. В рамках организации в целом они применяют термин администрация, администрирование (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления.

 2. Когда говорят «менеджер», то, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - человек, прошедший специальную подготовку.

Как становятся менеджером?

Для этого нужно занять управленческую должность, стать руководителем. Главное же — сознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менеджмента, придерживаться некоторых стандартов, быть носителем поведения, которое присуще менеджерам.

Полноценному менеджеру, например, в какой бы он стране не находился, нужно знать английский язык. При всём этом не следует забывать некий стандарт:

  • ценен тот руководитель, который знает свое дело,
  • умеет хорошо управлять,
  • добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования.

Менеджмент и бизнес

В культуре развитых капиталистических стран менеджмент и бизнес очень часто соседствует. Бизнес - деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом (business management) - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим применяется термин business administration, который можно перевести как деловое администрирование.

Термин менеджмент применим к любым типам организаций. Но если речь идет о государственных органах любого уровня точнее использовать термин public administration — государственное управление.

Бизнесмен,  менеджер и предприниматель

Бизнесмен —  тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления.

Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

Несколько более  частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.

Различия между  менеджером и предпринимателем. Менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.

Широкий интерес людей к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США. Школы являются частью инфраструктуры управления базовыми отраслями национальной экономики. Различают производственную и управленческую инфраструктуры.

Инфраструктура - комплекс отраслей. Инфраструктурные отрасли в производстве — энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п., В непроизводственной сфере - образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т.п.

Развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи, и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем.

Оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес. Сегодня США - страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 — это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов. Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действует свыше 10 тыс. консультативных (консалтинговых) фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу. США сегодня — лидер в развитии науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.

Системы образования по бизнесу и менеджменту

Система образования по бизнесу и менеджменту, как и по большинству других специальностей, является в США трехступенчатой. После окончания средней школы, проучившись четыре года в университете или колледже, можно получить степень бакалавра, что примерно соответствует нашему диплому о высшем образовании. При этом после первых двух лет можно прервать образование, что будет равносильно окончанию «младшего колледжа». Далее следует двухгодичное образование по магистерским программам: «магистра делового администрирования» Master of Business Administration — знаменитой MBA (Эм Би Эй); «магистра науки управления» — Master of Management Science - MMS (Эм Эм Эс); «магистра международного менеджмента» — Master of International Management - MIM (Эм Аи Эм) и подобным им.

Обычно  на магистерские программы поступают  люди в возрасте 25-30 лет, имеющие  кроме степени бакалавра не менее двух лет практической работы. Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, вообще говоря, не является ученой степенью. Это степень скорее «профессиональная». Свидетельствует о том, что получивший ее выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания + навыки в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей и т.п.

Программы МВА - основные для школ бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются исключительной интенсивностью учебы и гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Например, начальная зарплата магистра Гарвардской школы бизнеса, вот уже много лет занимающей первое место, как правило, превышает 60 тыс. долл. в год. Ее постоянный соперник — Стэнфордская школа бизнеса, ведущие места занимают Уортонская школа в Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте, Школа бизнеса Мичиганского университета и другие.

И в  то же время у тех, кто оканчивает менее престижные школы, могут возникнуть проблемы с трудоустройством. В целом же, чтобы сделать карьеру профессионального управляющего в США, особенно в крупной фирме, или же специалиста по бизнесу и менеджменту высокого ранга, наличие магистерской степени считается весьма желательным. В последнее время широко распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для руководителей-практиков высшего звена (Executive MBA). В целом профессиональную степень МВА ежегодно получают около 72 тыс. американцев, что составляет четвертую часть всех магистров, которых готовят американские университеты по всем специальностям.

Третьей ступенью обучения бизнесу и управлению являются программы, ведущие к получению степени доктора философии — Philosophy Doctor -- Ph.D. (Пи Эйч Ди). Предусматривают трех- четырех годичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением ученой степени Ph.D. Эта степень, примерно равная степени кандидата наук в сильном советском ВУЗе или научно-исследовательском институте, выше степени магистра, но существует как бы параллельно.

Магистерская  степень — профессиональная, а докторская - ученая. Те, кто ее получают, не намереваются становиться менеджерами-практиками, а будут заниматься исследованиями, преподаванием в этой области, либо профессиональной работой плановика, аналитика на фирмах. Высокое качество Ph.D. в университетах США (где, кстати, нет аналогов второй, более высокой степени «доктора наук», присваиваемой у нас и в Европе). Определяется освоением, прежде всего, огромного массива научной литературы и многочисленными специальными курсами по предмету. Нередко аспирант, начинающий программу Ph.D. в одном университете, заканчивает ее в другом, что диктуется его научными интересами, логикой исследования, наличием крупных ученых, занятых исследованиями по интересующим его проблемам.

На  программу Ph.D. поступают аспиранты, имеющие степень бакалавра, а иногда степень магистра, в этом случае срок обучения уменьшается. Эта американская система является весьма разветвленной, гибкой и дорогостоящей. Плата за обучение по программе МВА обычно составляет в ведущем университете около 15 тыс. долл. в год, а получение степени Ph.D. обходится еще дороже.

Такая система образования управленцев в США нередко подвергается критике. Так как формирует людей, находящихся «в башне из слоновой кости», имеющих высокие амбиции, но не знающих реальной жизни, неспособных приспособиться к переменам.

Тем не менее, школы бизнеса в США отнюдь не разоряются. Более того, доходы от магистерских программ — это обычно хорошая поддержка для других, некоммерческих видов деятельности американских университетов. Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы бизнеса предпочитают брать в преподаватели людей, поработавших на руководящих должностях в фирмах и госведомствах и в то же время имеющих степень Ph.D., опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого рода «ротацию» — это особая, очень ценная для школ бизнеса категория преподавателей.

Американский путь формирования менеджеров — не единственный в мировой практике. В Японии, например, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом, для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучения посредством опыта», перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму.

Лишь  в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений. Старшие (наставники) учат младших. Направление практиков на обучение в сторонние учебные центры — дело не частое, хотя, например, на фирме «Мацусита Дэнки» существует Академия Мацуситы, где способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет. Но это исключение для элиты.

В странах  ЕС также имеют школы бизнеса. В европейской ассоциации школ бизнеса зарегистрировано около 300 полноценных центров обучения менеджеров. Многие из них отличаются высоким уровнем подготовки, хотя магистерские степени в области бизнеса и управления не так распространены и не столь высоко котируются, как в США. Несколько большее значение в европейских школах имеют приближенные к производству дисциплины, изучение социальных, а также страноведческих и международных аспектов бизнеса и управления.

Информация о работе Менеджмент и управление