Менеджмент и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:30, доклад

Краткое описание

В экономике России это переход от административно-командной системы к рынку. В жизни отдельного человека — движение «винтика» социально-экономической системы к самостоятельности субъекта хозяйственной деятельности.
Подобные модернизации американцы определяют словом «вызов» (challenge). Вызов, который несет личности, организации, стране, как возможности, так и угрозы. Что требует овладения новыми знаниями, использования их на практике. Важная часть этого знания — постижение науки и искусства менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Трудно  сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, так как она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель  среднего звена часто возглавляет  крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержание работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также заседаниях различных комитетов.

В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме. В виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89% времени в устном взаимодействии.

Руководители  среднего звена как социальная группа испытывали особенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные компьютеры ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководителей среднего звена. Волна корпоративных слияний и общее давление с целью повышения эффективности в работе также вызвало радикальные сокращения числа руководителей среднего звена в некоторых организациях.

 

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА.

Высший  организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в институте — с ректорами.

Руководители  высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Ли Якокки . Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Но  велики и тяготы такого поста: человек  на этой должности, как правило, очень одинок. После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу:

«Таким  образом, работу по руководству большой  организацией можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена, очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель (как, впрочем, и другие руководители), не в состоянии уйти от своей среды ни физически (т.к. среда признает авторитет и статус его должности), ни в своих мыслях, которые нацелены на непрерывный поиск новой информации.

Основной  причиной напряженного темпа и огромного  объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму] выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность.

Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудач. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для него не редкость.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Чем эффективнее управляется организация, тем выше ее производительность. Ресторан, который готовит гамбургеры по себестоимости 15 рублей и продает их по цене 27 за штуку, имеет производительность выше чем ресторан, который готовит такие же гамбургеры по себестоимости 20 рублей и продает их по той же цене за штуку.

Если  же при увеличении объема выпускаемой  продукции она имеет более низкое качество, мы говорим о снижении производительности То же самое справедливо, если количество дефектов будет высоким. Таким образом, ключевой составляющей производительности является качество.

Производительность  на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, предпочтет продукцию более производительной организации потому, что она имеет более высокую ценность.

Больший объем продаж дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности. И если разрыв становится большим, то менее производительные организации в конечном итоге потерпят крах.

Серьезность последствий снижения производительности подчеркивается возрастающей конкуренцией, которая начинает носить поистине глобальный характер. С каждым годом успехи в развитии техники делают наш мир как бы меньшим по размерам, а политические факторы делают все более трудным рассмотрение его как укрытия, защиты интересов местного бизнеса от внешней конкуренции.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области  производительности организаций. Менеджеры решают, какие методы получения продукции будут использованы в организации. Менеджеры решают, какие формы стимулирования будут применяться в организации, для того чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности. Через разработанную политику организации, через личный пример руководители задают тон в организации, определяют будет ли в своей работе организация ориентирована на качество и на потребителей или останется к ним безразличной, вялой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Управленческие  решения, как бы ни были они хорошо обоснованы с точки зрения теории и подкреплены исследованиями, представляют собой всего лишь идеи, мысли.

Цель управления — выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически. Превращается в действие. Результативно, эффективно, успешно.

Как сделать организацию успешной?

Поскольку все организации имеют много  общих характеристик, мы можем разработать модели и диаграммы факторов, влияющих на успех организации. Модели, хотя они и не очень точны, оказываются полезными при понимании сложного взаимодействия в самой организации, и между организацией и окружающим миром. Возможно также определить общее,  применимое к управлению всеми формальными организациями. Этим общим являются подходы к управлению.

 

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

Известны следующие подходы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

  • Процессный подход,
  • Системный подход,
  • Ситуационный подход

 

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Управление  рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри  Файоль выделял следующие функции  – предсказание и планирование, организация, распоряжения, координация и контроль.

Современные исследователи выделяют следующие функции – планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор людей, представительство и ведение переговоров, заключение договоров.

Процесс управления состоит из четырех наиболее общих и взаимосвязанных функций – планирование,  организация, мотивация и контроль.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Мы уже определяли организацию как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей для всех цели (или целей).

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три основных вопроса:

  1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, 
    маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. 
    Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
  2. Куда мы хотим двигаться? Для этого оцениваются возможности и угрозы в окружающей организацию среде.  Это - конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения. Исходя из этого руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
  3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Посредством планирования руководство стремится  установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации.

Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ.

Организовать  — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации, такие как строительство жилых домов или сборка радио или обеспечение страхования жизни, или образовательный процесс.

Промышленная  революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.

В организации работу выполняют люди. Поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации. Сюда относится и работа по управлению.

Руководитель  подбирает людей для конкретной работы. Он делегирует отдельным людям задания и полномочия (права) использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

В связи  с чем,  делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Внесение систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена до создания структуры организации в целом.

МОТИВАЦИЯ.

  Руководитель всегда должен помнить,  что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет какую-то часть работы организации.

В связи  с чем,  задача функции мотивации в том, чтобы побудить членов организации выполнять спланированную работу в соответствии с делегированными им обязанностями.

Во  все времена руководители осуществляли функцию мотивации своих работников. Осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных — награды.

Информация о работе Менеджмент и управление