Менеджмент и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:30, доклад

Краткое описание

В экономике России это переход от административно-командной системы к рынку. В жизни отдельного человека — движение «винтика» социально-экономической системы к самостоятельности субъекта хозяйственной деятельности.
Подобные модернизации американцы определяют словом «вызов» (challenge). Вызов, который несет личности, организации, стране, как возможности, так и угрозы. Что требует овладения новыми знаниями, использования их на практике. Важная часть этого знания — постижение науки и искусства менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому управление является ключевой  характеристикой деятельности организации.

Хотя  и  в малых организациях на первый взгляд может и не быть четко выделенной группы управляющих. Например, в небольшом магазине, управляемом двумя партнерами, один из них может принимать решения, касающиеся закупок, выполняя тем самым управленческую функцию в течение одной недели, а второй — в течение другой. Оба они координируют рабочие графики своих немногочисленных подчиненных, чтобы обеспечить работу магазина в установленные часы работы. Но оба партнера также выполняют и неуправленческие функции, обслуживая покупателей и раскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяином или управляющим. Но, хотя управленческие функции и не выделены четко, основная функция — координирование — выполняется.

Даже  в крупных организациях большинство руководителей выполняет часто работу, не связанную с координированием работы других. Руководители высшего звена в большой торговой компании, например, иногда сами звонят клиентам или выходят в торговый зал, для того чтобы сохранить связь с клиентами, ощутить их потребности.

Однако, во всех организациях, за исключением  самых маленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей, определять круг их обязанностей и ответственность.

СУТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В чем  состоит работа по управлению в повседневной практике?

  Большинство людей, в том числе  и сами руководители - практики полагают, что рутинная работа руководителя не намного отличается от работы тех, кем он руководит.

Вместе  с тем, исследования показывают, что управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от не-управленческой. И действительно, работа руководителя отдела (маркетинга, логистики) имеет гораздо больше общего с работой генерального директора компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением.

«Почти  всякая работа в обществе требует  специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, программисты порой затрачивают месяцы на разработку компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности.

Один  из классиков английского менеджмента  Д. Гест: мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день. Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера.

РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Общая черта управленческой работы — роль руководителя. Роль - набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Точно так же, как герои в пьесе, игроки футбольной команды имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений. Именно это определяет их служебное поведение. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, игроки, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию эти ролей.

Выделяет 10 ролей, которые принимаю на себя руководители в различные периоды и в разной степени. В рамках трех крупных категорий:

  • межличностные роли,
  • информационные роли,
  • роли по принятию решений.

Роли не могут быт независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют дл создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений:

распределение ресурсов,

улаживание  конфликтов,

поиск возможностей для организации,

ведение переговоров от имени организации.

Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации.

Заведующий секцией магазина «Одуванчик» каждый день взаимодействует продавцами. Они приходят к заведующему для получения специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих проблем, связанных с работой, а часто просто пообщаться. Заведующий получает большой объем информации о toм как работают секции. Например, в отношении высказывания клиентов о товарах. Информация, по большей части, не может быть получена из формальных источников. Таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ  УПРАВЛЕНИЯ.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию управленческих функций.

Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение управления.

УПРАВЛЕНИЕ  — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управление  — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.

Именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне-школьного, во всех развитых странах мира — в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% — проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций. Могу добавить, что их учителя тоже относятся к этому числу.

Хотя все  руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не - руководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.

Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должны быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координировние работы других руководителей. Те, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.

Обычно  в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Простой пример капитан в армии — это младший офицерский состав, а во флоте — старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными, или территориальным руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Размер организации — это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Римская католическая церковь — организация, насчитывающая миллионы членов — имеет только четыре уровня между Папой Римским и приходским священником.

В противоположность - армия США. В ней имеется 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генерала от рядового в батальоне, численностью 1000 человек.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации:

  • институциональный уровень,
  • управленческий уровень,
  • технический уровень.

Лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.

Руководители  на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Другой способ описания уровней управления состоит в выделении:

  • руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих,
  • руководителей (управляющих) среднего звена
  • и руководителей (управляющих) высшего звена.

 

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА.

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями. Это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими).

Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование.

Типичным  названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в институте или школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам . Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении – подчиненными, другими мастерами, начальством.

 

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.

Работа  младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последнее время среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим.

Таким образом образуются четыре основных уровня управления:

  • высший,
  • верхний средний,
  • низший средний,
  • низовой.

Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в институте), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях.

Информация о работе Менеджмент и управление