Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить современный этап эволюции менеджмента в Республике Беларусь на примере конкретного предприятия.
Введение……………………………………………………………………………3
Менеджмент как наука………………………………………………………..5
1.1. Эволюция теории менеджмента…………………………………………..…5
1.2. Основные школы менеджмента…………………………………………..…9
1.3. Современные подходы в менеджменте…………………………………….21
2. Организация как объект управленческой деятельности……………………26
2.1. Общее представление об организации…………………………………….26
2.2. Общие характеристики организаций………………………………………28
2.3. Менеджмент как процесс управления………………………………….......33
3. Практика управленческой деятельности в ООО «Феррум-плюс»…………36
3.1. Основные характеристики деятельности…………………………………..36
3.2. Определение эффективности управления …………………………………42
3.3. Совершенствование системы управления………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………..48
Список используемой литературы………………………………………………49
Как видно из таблицы, современный этап характеризуется пятью направлениями, два из которых берут свои истоки еще в 19 столетии, а остальные существуют лишь с 60-х годов ХХ века.
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенных вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.
По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.
После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние
науки управления или количественного
подхода было значительно меньше,
чем влияние поведенческих
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Здесь
рассматриваются функции
Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. При планировании руководитель должен:
Функция организации - процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности.
Контроль - каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации. Этапы контроля:
Мотивация - процесс побуждения других к деятельности для достижения цели организации. Процесс мотивации включает:
В
СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.
Внешняя среда прямого воздействия. | |||
Внешняя среда косвенного воздействия. | Внутренняя среда: стр-ра, культура, ресурсы. | Политика, право, экономика, технология, социально-культурные, организационно-технические, географические условия | |
Акционеры, конкуренты, поставщики, потребители, местные органы, правительственные органы |
2. Организация как объект управленческой деятельности
2.1. Общее представление об организации
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.
Что такое организация? Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:
ОРГАНИЗАЦИЯ
— это группа людей, деятельность
которых сознательно
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Для большей точности скажем, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации настолько важны, что мы посвятим им целую главу. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово организация, мы всегда будем иметь ввиду формальную организацию.
СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Один
простой пример: «МакДоналдс» является
организацией, состоящей из 7 с лишним
тысяч самостоятельных предприятий, работа
которых обеспечивается поддержкой большого
числа организаций, работающих «за кулисами»,
ведущих строительство магазинов и цехов,
осуществляющих рекламу, производящих
закупку продуктов, разрабатывающих новые
виды продукции, осуществляющих контроль
качества. Каждое заведение «МакДоналдс»
имеет свои планы реализации продукции
и прибыли. Каждая вспомогательная единица
также имеет свои цели, такие как, например,
закупка говядины по выгодным ценам. Эти
цели взаимосвязаны и взаимозависимы.
Например, ресторан может реализовать
свои цели, добившись запланированной
прибыли, только если служба закупки добьется
своих целей, обеспечив достаточное количество
булочек по нужной цене, если служба маркетинга
обеспечит достаточный приток покупателей,
технологи найдут способ эффективного
приготовления и т.д. Основная причина,
позволившая «МакДоналдс» стать крупнейшим
предприятием в своем бизнесе в мире, заключается
в том, что компании дастся не только достичь
всех вышеперечисленных целей, но и эффективно
взаимоувязать их с наименьшими затратами.
2.2. Общие характеристики организаций
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организации характеристики.
Эти общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
РЕСУРСЫ. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Процесс преобразования ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все эти виды ресурсов.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Вероятно, самой очевидной
характеристикой организаций
В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Владельцы, которые являются одновременно и управляющими маленьких ресторанов, могут поочередно то готовить еду, то обслуживать посетителей. Но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия. Корпорация «МакДоналдс» имеет специальные подразделения для каждой основной функции организации — отделы маркетинга, закупок, недвижимой собственности и т.д. Эти подразделения у «МакДоналдса» и в других организациях имеют свои собственные, более мелкие, более конкретные подразделения. «МакДоналдс», например, являясь такой крупной и широко разветвленной компанией, формирует подразделения как по географическому принципу, так и по отдельным видам деятельности. Отдел недвижимой собственности разделяется на подотделы — выбора новых мест размещения предприятий, управления имеющейся собственностью, а в каждом из этих подотделов имеются группы по географическим зонам.
Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Организации имеют также большое количество неформальных, спонтанно возникающих групп. Например, поток студентов, изучающих менеджмент, является подразделением колледжа бизнеса. Уже после нескольких совместных занятий такого потока, как вы, наверное, замечали и сами, создается несколько сплоченных группировок, неформальных групп, формирующихся самостоятельно внутри потока.
Если факультет управления, являющийся сам по себе подразделением организации, не достигает своей цели, то и весь колледж, т.е. организация в целом, не достигнет своей цели.
Информация о работе Менеджмент, как наука, искусство и практика управленческой деятельности