Менеджмент, как наука, искусство и практика управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить современный этап эволюции менеджмента в Республике Беларусь на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Менеджмент как наука………………………………………………………..5
1.1. Эволюция теории менеджмента…………………………………………..…5
1.2. Основные школы менеджмента…………………………………………..…9
1.3. Современные подходы в менеджменте…………………………………….21
2. Организация как объект управленческой деятельности……………………26
2.1. Общее представление об организации…………………………………….26
2.2. Общие характеристики организаций………………………………………28
2.3. Менеджмент как процесс управления………………………………….......33
3. Практика управленческой деятельности в ООО «Феррум-плюс»…………36
3.1. Основные характеристики деятельности…………………………………..36
3.2. Определение эффективности управления …………………………………42
3.3. Совершенствование системы управления………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………..48
Список используемой литературы………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент, как наука, искусство и практика управленческой деятельности.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

     ВЕРТИКАЛЬНОЕ  РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен коардинироиать работу группы для того, чтобы она была успешной. Возвращаясь к нашему примеру с лодкой, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с маневрами парусов, чтобы судно держалось курса — группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберется до порта назначения: она скорее всего, окажется там, куда занесут ее ветер и течение (т.е. внешняя среда).

     Итак, в организации существуют две  внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

     НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. Для того, чтобы организация  могла добиться реализации своих  целей, задачи должны быть скоординированы  посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. Например, в небольшом магазине, управляемом двумя партнерами, один из них может принимать решения, касающиеся закупок, выполняя тем самым управленческую функцию в течение одной недели, а второй — в течение другой. Оба они координируют рабочие графики своих немногочисленных подчиненных, чтобы обеспечить работу магазина в установленные часы работы. Но оба партнера также выполняют и неуправленческие функции, обслуживая покупателей и раскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяином или управляющим. Но, хотя управленческие функции и не выделены четко, основная функция — координирование — выполняется.

     Даже в крупных организациях большинство руководителей выполняет часто работу, не связанную с координированием работы других. Однако, во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Фактически, суперкрупные организации современного общества стали возможны только тоща, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.

     ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Одной из самых  значимых характеристик организации  является ее взаимосвязь с внешней  средой. Ни одна организация не может  быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды — как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

     Термин  внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие более подробно описанные далее в курсовой работе. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции. Но, чтобы использовать эту новую технологию, организации придется найти людей с определенными навыками, а также определенными взглядами, которые сделают эту новую работ) привлекательной для них. Если экономическая конъюнктуру повышается или если существует конкуренция на рынке таких специалистов, организации может быть придется повысить заработную плату, чтобы привлечь этих специалистов на работу. При их найме организации придется соблюдать государственное законодательство, запрещающее дискриминацию по возрасту, полу и расе. Все эти факторы меняются постоянно.

     Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.

     С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, которые  принимают поистине глобальный характер. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, осознания новых культурных ценностей.  
 

      2.3. Менеджмент как  процесс управления

    При переходе белорусской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

    Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

    Например, мы говорим: «менеджмент предприятия» или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".

    Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами  для получения конкретного результата.

    Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

ориентации  на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.

     Таким образом, менеджмент и управление в  современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

     Менеджмент  как вид деятельности: 

     Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

     В современной специальной литературе рассматривается множество функций  менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание  деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

     Управление  как процесс:

     Выполнение  функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

     Менеджмент  нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

роль  принимающего решения. Менеджеры несут  ответственность за такие области  принятия решений, как выбор стратегии  развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.; информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха; межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как высокое чувство долга и преданностью делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к персоналу;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

     В зависимости от позиции менеджера  в организации, характер реализуемых  функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает  решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

     Управление - это аппарат управления.

     Аппаратный  подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между  звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности  работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате. 
 
 

3. Практика управленческой  деятельности в  ООО «Феррум-плюс»

3.1. Основные характеристики деятельности

     Общество  с ограниченной ответственностью «Феррум-плюс» начало свою деятельность с марта 2007 года. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава.

     Целью деятельности организации, в соответствии с Уставом, является получение прибыли.

     Общество  вправе иметь штамп и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие разрешенные средства визуальной идентификации.

     Полное  фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью « Феррум-плюс »;

     Сокращенно  фирменное наименование Общества: ООО «Феррум-плюс»

     Предприятие образовано как оптовая торговая компания. Основной целью деятельности, является  получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в регионе, создание новых рабочих  мест.

     Основными видами деятельности общества является реализация металлопроката.

     Уставный  капитал ООО «Феррум-плюс» сформировали два учредителя, составляющими главный орган управления компанией – Общее собрание учредителей. Согласно Уставу предприятия, прибыль распределяется в равных долях на каждого учредителя. 

     Предприятие в настоящий момент не занимается собственным производством, а ограничивается оптовой торговлей металлопроката.

     Предприятие  имеет штат сотрудников из шести человек.

     Организационная структура организации официально находит своё отражение в штатном расписании, фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий специалистов по выполнению основных задач и целей. Предприятие специализируется на поставках сортового металлопроката (круг, лист, квадрат, шестигранник, поковки) следующих сталей:

     1) Стали корозийностойкие, жаропрочные,  жаростойкие, износостойкие;

     2) Стали конструкционные углеродистые  качественные, легированные

     3) Стали инструментальные штамповые,  углеродистые.

     На  сегодняшний день ООО «Феррум-плюс» хотя и занимает незначительную долю рынка торговли г.Минска, имеет реальные возможности расширить свои позиции. Проводимая политика и знания специфики рынка  позволяют успешно осуществлять проекты дальнейшего развития и улучшать экономическую культуру и благосостояние.  Потребителями являются компании и организации, нуждающиеся в металлопрокате.

Информация о работе Менеджмент, как наука, искусство и практика управленческой деятельности