Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам 2003-2004 г., оживлению во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.
Введение
1. Содержание и технология менеджмента
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента
1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности
1.3 Функции и принципы менеджмента
2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации (предприятия)
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента
2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента
2.3 Эффективность управления и направления её повышения
3. Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО "Белгородэнерго"
3. 1 Стратегия развития
3. 2 Профессиональный рост сотрудников
3. 3 Механизм управления карьерным ростом работников
Заключение
Список литературы
Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам.
Для эффективного выполнения этой функции необходимо:
• установить стандарты — точное значение параметров, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени;
• измерение фактически достигнутого результата в этот же отрезок времени и сравнение его со стандартом;
• коррекция отклонении от первоначальных целей вплоть до их полного пересмотра для придания им более реалистичного и соответствующего сложившейся ситуации характера.
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий.
В их составе выделяются следующие:
1. Власть неотделима
от ответственности, что
2. Разделение труда
— предполагает соблюдение
3. Дисциплина обязательна
для всех — каков руководитель,
таков и коллектив. Количество
недостатков руководителя
4. Единство распоряжения — управленческое воздействие должно исходить от одного лица.
5. Подчиненность
индивидуальных интересов
6. Справедливость
вознаграждения —
7. Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства.
8. Порядок во всем — материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте).
9. Единство руководства — проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия.
10. Корпоративный
дух — нацеленность всего
Современные литературные источники,9 не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:
• направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей;
• обеспечение цели, результата и средств его достижения;
• комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;
• единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;
• контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;
• многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;
• индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;
• заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;
• ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;
• гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.
В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества. Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.
Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.
Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.
2. Место и роль
эффективного менеджмента в
2.1 Пути и методы
анализа качества и
Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве.
Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия — главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.
Под качеством менеджмента
подразумеваются некие
Другими словами, оценить
качество менеджмента можно только
в том случае, если будет оценена
каждая составная часть этого
обобщающего понятия. А для этого
потребуется рассмотреть
Система управления – это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где предприятие состоит из двух и более человек. При этом предприятие рассматривается в самом общем виде: это может быть привычное производство, политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия ровно на 5 минут, – в любом из этих случаев присутствуют люди, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей на достижение общей цели.
В любой системе управления качество менеджмента тем выше, чем лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности.
О целостности деятельности предприятия можно говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер.
Классический пример
неуправляемой деятельности – лебедь,
рак и щука: усилий прилагается
много, а результат нулевой. Из этого
следует, что эффективность деятельности
предприятия прямо
Уровень управляемости
– это то, что отличает одну систему
управления от другой. Если не известен
уровень управляемости на каждом
конкретном участке деятельности, то
говорить о полноценном управлении
качеством нельзя. Чтобы оценить
качество менеджмента, нужно уметь
оценивать уровень
Об устойчивости деятельности можно говорить тогда, когда заданное направление выдерживается, несмотря на постоянно изменяющиеся обстоятельства. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается устойчивость деятельности, является адаптивность. Адаптивность тем выше, чем больше в системе управления работников, способных к саморазвитию, готовых быстро ориентироваться и гибко перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Низкая адаптивность означает низкую выживаемость.
Классический пример
низкой адаптивности – это завод,
который продолжал выпускать
механические арифмометры «Феликс»,
в то время как уже получили
широкое распространение
Уровень адаптивности
– это то, что отличает одну систему
управления от другой. Если не известен
уровень адаптивности тех служб,
которые внедряют стандарты качества,
то говорить о каком-то результате можно
только языком вероятности. Чтобы оценить
качество менеджмента, нужно уметь
оценивать еще и уровень
Управляемость и
адаптивность – это ключевые свойства
любой системы управления. И как
уже было сказано, выраженность этих
свойств в наибольшей степени
определяет качество менеджмента и
отличает одно предприятие от другого.
Но это не единственные показатели,
по которым можно оценивать
Системы управления
отличаются друг от друга еще и
тем, как они организованы. Речь идет
об организационных структурах. Наиболее
известны из них линейно-функциональные,
дивизиональные и матричные структуры.
Линейно-функциональные структуры, например,
лучше всего подходят для хорошо
отлаженной деятельности в стабильной
среде, в то время как дивизиональные
структуры более эффективны в
динамичной среде, поскольку способны
на более гибкие действия. Качество
менеджмента должно быть тем выше,
чем больше структура управления
соответствует различным
Особая организация
управления дает эффект лишь тогда, когда
все или большая часть
Если руководитель мыслит о предприятии как целостном организме, то появляется своего рода инструмент, позволяющий понять, как лучше организовать деятельность. Например, разобраться, без каких систем жизнеобеспечения нельзя обойтись (это позволяет выделить отдельные сферы деятельности и структурировать их как направления). Затем продумать, какие органы необходимы и достаточны, чтобы конкретная система могла реализовать свои функции (состав подразделений в рамках каждого направления уже не может быть произвольным, он определяется некой логикой функционирования направления в целом). Наконец, конкретизировать, какие функции должен выполнять каждый выделенный орган, и какие органы должны управляться напрямую, а для каких необходимо решить вопрос о степени самостоятельности подразделений.
Создание и реорганизация организационных структур на основе такого подхода может дать максимальный эффект, потому что в этом случае структура системы управления становится адаптивной, т.е. гибко подстраивается как под изменения внешней среды, так и под перестановки конкретных руководителей, не говоря уже о развитии производственных и людских ресурсов. Однако подобная динамическая реорганизация может быть сделана только изнутри и при условии, что система управления обладает высокой адаптивностью.
Таким образом, формальный
подход к созданию и реорганизации
организационной структуры
2.2 Взаимосвязь стратегического
и оперативного управления, их
влияние на качество и