Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
– мероприятия по достижению целей (улучшению) процесса;
– графическое описание процессов;
– другую информацию, необходимую для описания и управления процессами.
Параллельно с процессом определения и описания рабочих процессов должен идти процесс разработки документации системы менеджмента качества, требуемой стандартом СТ РК ИСО 9001-2001 и стандартами ENQA.
В состав разрабатываемой документации входят:
– руководство по качеству;
– документированные процедуры, определяющие порядок реализации процессов;
– положения о структурных
Документированная процедура - документированный установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы (процесса). Документированная процедура должна отвечать на следующие вопросы:
1) Какова ее область применения и сфера действия.
2) Какова цель, задачи и результаты (выходы) описываемого процесса, деятельности или работы.
3) Что, кем, как, где и в
какой последовательности
4) Какими полномочиями обладают и за что несут ответственность участвующие в процессе, деятельности или работе.
5) Какие документы, ресурсы,
6) Какими показателями и
7) Каким образом документируется и регистрируется выполняемая работа.
8) Как используются результаты выполненной работы (процесса).
Структура и формат документированных процедур (бумажная копия или электронные средства информации) должны быть определены образовательным учреждением самостоятельно.
Необходимо подготовить полный комплект документации по системе менеджмента качества, включая обязательные документированные процедуры:
- внутренняя нормативная документация;
- организационная документация;
- документационное обеспечение и редактирование;
- записи по качеству;
- планирование улучшений;
- анализ со стороны руководства;
- внутренний аудит;
- несоответствующая продукция;
- корректирующие и
Разработанные документы СМК являются основным звеном, увязывающим всю документацию университета в единую систему. После разработки основных документов СМК необходимо переработать положения о подразделениях, должностные инструкции, формы документов и провести аттестацию рабочих мест.
Все разработанные документы
На основе приоритетов, установленных в политике качества, разрабатывается:
Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности университета. В Руководстве по качеству отражаются такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности университета, мотивация сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности университета и др.
В Руководстве по качеству излагается политика в области качества и описывается система менеджмента качества университета.
Руководство по качеству описывает или содержит ссылки на:
- политику в области качества;
- матрицу распределения
- схему взаимосвязи и
- методы и методические
- рекомендации по анализу СМК со стороны руководства;
- рекомендации по актуализации
документов и контролю за ними
(в том числе, за самим
- записи по качеству.
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
5-й этап. Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
Для оценки результативности деятельности вуза, структурных подразделений и отдельных процессов необходимо определить основные показатели бизнес-процессов и разработать систему их измерения, контроля и анализа степени достижения целей и постоянного улучшения.
Поэтому при формировании системы менеджмента качества необходимо разработать общую систему измерений и мониторинга основных процессов вуза, предусмотрев при этом соответствующие процедуры:
- измерения удовлетворенности
внутренних и внешних
- мониторинга качества основных
процессов вуза с
- оценки качества полученных знаний, навыков и умений студентов, включая процедуры текущего, итогового и др. видов контроля.
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
6-й этап. Совершенствование системы анализа и принятия решений
Система анализа включает идентификацию всех возможных видов несоответствий продукции, процессов и создание системы корректирующих и предупреждающих действий.
Для каждого процесса и структурного подразделения вуза должны быть идентифицированы все виды возможных несоответствий.
Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:
- значения показателей процесса находится вне установленных границ;
- значения показателей процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние);
- значения показателей процесса
в течение планируемого
- отклонение от УМКД;
- срывы занятий;
- не качественное преподавание;
- низкая успеваемость
- задолжники.
Для устранения причин несоответствий процессов и продукции могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия.
В любом из перечисленных случаев
может приниматься положительно
Для исключения необоснованного применения корректирующих или предупреждающих действий очень важно для всех сотрудников вуза иметь одинаковое понимание термина – несоответствие.
В рамках распространения общественной информации университет выпускает буклеты, информацию для поступающих, участвует в рейтингах отечественных и зарубежных вузов, а также согласно медиаплану формирует свой имидж.
3.10 Внедрение и сертификация СМК
7-й этап. Внедрение и сертификация СМК
В университете издается приказ о внедрении документов СМК в практику работы университета, проводится анализ состояния основных процессов и проводится проверка взаимодействия процессов в соответствии с новой концепцией управления качеством. Документы СМК должны быть изданы и доведены до сведения структурных подразделений, участвующих в соответствующих процессах и процедурах. Проводится проверка хода представления информации, анализ контролируемых параметров и определение эффективности принятых решений.
В соответствии с приказом и установленной в нем датой система менеджмента качества, все документы, процессы и процедуры начинают применяться и функционировать в полном объеме.
В случае принятия руководством университета решения о сертификации СМК, определяется орган по сертификации систем менеджмента качества, заключается договор на проведение сертификации и осуществляется подготовка необходимых документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2. Захлебный А.Н. На экологической тропе.-
М.: Знание,1986.
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.-
М.: Просвещение, 1991.
4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое
воспитание школьников.- М.: Просвещение,
1983.
5. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика
преподавания природоведения.- М.: Просвещение,
1990.
6. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы
к проведению занятий по вопросам экономии
и бережливости для общеобразовательных
учреждений. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34.
7. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский
И.Т. Уроки экологического творчества.
//Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.