Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Все это свидетельствует о том, что есть смысл говорить о качестве действующей цели и каким-либо образом оценивать это качество.
Качество цели образования отражают ее характеристики:
- определенность;
- соответствие объективным
- общественная значимость;
- систематизирующая роль;
- совместимость и интеграция интересов;
- достижимость;
- организационный заряд.
Цель должна быть основой концепции образования. Ведь она существует и проявляется в его содержании, методике, технологии, воспитательном эффекте, системе ценностей, достижении профессиональной компетентности. Общая цель декомпозируется по элементам и циклам образовательного процесса. Возьмем в качестве примера его технологию. Здесь конкретная цель может проявляться в достижении определенного уровня интенсивности и эффективности образования. На эти характеристики влияет использование компьютерных программ обучения, консультационных и оценочных тестов и др. В большинстве вузов сегодня основной объем знаний получают студенты на лекциях, которые конспектируют «вручную» и по этим конспектам готовятся к экзаменам. Учебный процесс ориентирован на механическое запоминание и репродукцию знаний. Но целью технологического развития образовательного процесса может быть использование методик компьютеризованной обработки текстов и мультимедийных программ обучения. Они позволяют выделять главное, визуализировать материал, подстраивать тексты под тип памяти и уровень интеллектуального потенциала, конструировать логику презентации и восприятия знаний и др. И роль преподавателя в этих условиях меняется значительным образом: от цели дать знания к цели управления индивидуальным познанием, от цели воспитания словом к цели воспитания образовательной средой.
Инструментом оценки качества цели образования по целостному комплексу ее характеристик может быть социометрический анализ, который покажет разнообразие целевых установок, их взаимосвязь и направленность, общность или противоречивость. И это не только характеристики, но и критерии оценки качества цели, которые могут быть дополнены экспертным ранжированием целевых установок относительно общей цели образования.
Образование, как и любой вид деятельности, требует использования необходимых ресурсов, которые определяют достижение предполагаемого результата. Величина, структура, возможности и условия использования ресурсов могут быть различными. Это положение характеризует понятие потенциала образования.
Качество образования в целом находится между двумя позициями: качеством потенциала образования и качеством полученного результата образования, которое проявляется в характеристиках подготовленного специалиста - выпускника образовательного учреждения. Ресурсы и возможности в силу тех или иных обстоятельств не всегда оказываются реализованными. И результат, даже, казалось бы, самый хороший, не всегда отражает полноту реализованных ресурсов и возможностей. Иногда деформация потенциала (несбалансированная структура ресурсов, сложные условия их использования и пр.) ведет к деформации результата.
Качество потенциала образования находится в сопряжении с факторами качества цели. Они включают:
- преподавательский состав;
- материально-техническую базу;
- научный потенциал вуза;
- образовательную программу (содержание, реализация, вид и пр.);
- действующую методологию образования (совокупность подходов, методов и средств, концепцию образования и пр.);
- технологию образования (последовательность формирования профессионального сознания);
- педагогику;
- систему специальностей и специализаций;
- потребителей образования (студенты, слушатели и пр.);
- управление образованием (требования, ограничения, приоритеты, ориентиры и пр.).
Совокупность, а лучше сказать системность действия этих факторов, характеризует величину и качество потенциала образования. По этим факторам можно оценивать потенциал учебного заведения.
Качество полученного образования, его результата, определяется многими факторами реализации потенциала образования. К ним относятся:
- оценка и понимание потребностей практики;
- отражение цели и миссии в образовательном процессе;
- мера реализации концепции профессиональной подготовки специалистов;
- методология освоения знаний, выбираемая студентом.
Это как бы индивидуальная трансформация методологии образования для личного восприятия.
Кроме этого, здесь действуют факторы, отражающие особенность учебного заведения в реализации его потенциала, такие, как:
- конкретная структура образовательной программы;
- нормативы объемов дисциплин, устанавливаемых учебным заведением;
- господствующая методика преподавания;
- квалификация и специализация преподавателей;
- существующая система контроля знаний.
Качество полученного образования проявляется и выражается в полученных знаниях и навыках. Но это упрощенное представление. Знания поразному укладываются в голове человека и влияют на его поведение и деятельность. Да и навыки могут быть различными. А именно это характеризует качество образования. К тому же характеристики качества результата образования намного богаче и разнообразнее, чем знания и навыки.
Организационно-правовое обеспечение образования сегодня осуществляется посредством Закона об образовании, Государственных стандартов, нормативных документов Министерства образования и науки.
В формировании качества образования главная роль принадлежит Государственному стандарту. В нем закладываются основные характеристики минимального обеспечения качества образования, а также типология образования, общие технологические характеристики образовательного процесса, критерии оценки и мониторинга качества образования.
Стандарт - это общепринятая норма, которую стараются реализовать образовательные учреждения, чтобы иметь необходимое им общественное признание, соответствовать определенному эталону или образцу качества образования и профессионализма.
Стандарты могут быть неформальными и формальными. Первые существуют и реализуются как некоторая доминанта общественного сознания, общая социально-психологическая установка, естественно действующая норма социального поведения и деятельности. Но неформальная норма допускает, как правило, очень большой диапазон отклонений и не всегда может эффективно препятствовать возможным злоупотреблениям или грубым ошибкам в построении образовательного процесса. Поэтому существуют формальные стандарты, т. е. нормы, зафиксированные в соответствующих документах - законе об образовании, постановлении коллегии Министерства образования и науки либо в специальном документе, который так и называется «Государственный стандарт высшего профессионального образования».
Существует мнение о том, что можно вообще из практики управления образованием исключить Государственные стандарты. Они являются инструментом формализации образования - вот главный аргумент в защиту этого мнения. Но если оценивать условия многонациональной, обширной России, если видеть ее традиции и особенности менталитета, то это делать, по меньшей мере, преждевременно. Отрицательный эффект будет превосходить над положительными факторами.
Ведь формальность стандарта не жесткая. Он устанавливает комплекс минимальных, или лучше сказать, достаточных требований, отражающих потребность и условия современного этапа развития, а также закрепляет тот позитивный опыт, который накоплен в нашей стране и за рубежом в области подготовки специалистов.
Действующий Государственный стандарт является гибким ограничителем, имеет вполне определенную и выверенную степень обязательных требований по объемам, структуре, содержанию и форме подготовки специалистов. Стандарт определяет название специальности и квалификации специалиста, срок обучения по полной программе подготовки, дифференциацию основных циклов обучения:
- гуманитарная,
- естественнонаучная,
- общепрофессиональная,
- специальная и специализированная подготовка,
- комплекс обязательных дисциплин по первым четырем циклам,
- объем учебного времени, выделяемого для практики,
- каникул и контрольных мероприятий.
Кроме этого в стандарте предусмотрены федеральная, региональная составляющие и дисциплины по выбору студента. По обязательным дисциплинам федеральной составляющей стандарта даются ключевые положения или дидактические единицы, определяющие содержательное соответствие этих дисциплин в различных образовательных учреждениях или программах.
Стандарт - это гарантия достаточного качества образования, которое может получить человек. Если он знает, что на основе исследования мирового и отечественного опыта, потребностей современной экономики, конъюнктуры рынка специалистов, тенденций научно-технического и общественного прогресса, специалистами разработана профессиограмма и основные положения ее заложены в Государственный стандарт, а стандарту соответствует образовательная программа его подготовки, он имеет большую уверенность в результатах своего обучения.
Стандарт - это возможность согласования и сопряжения образовательных программ различных учреждений по критериям минимально необходимого качества. Нередко судьба человека складывается так, что ему приходится переходить из одного учебного заведения в другое или прервать свое образование на определенный срок. Если не будет общих требований по специальностям, циклам и уровням подготовки, такое станет совершенно невозможным. Человек окажется ограниченным в своих правах на образование. Следовательно, стандарты защищают право человека не только на качество образования, но и на индивидуальную стратегию его получения.
Сегодня стандарты являются главным средством государственного регулирования качества образования. По требованиям, зафиксированным в стандарте, осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения в виде аттестации и аккредитации. Эти требования являются критериями оценки деятельности образовательного учреждения. На их основе осуществляется сравнительный анализ образовательных программ и изучение опыта развития образования.
Стандарты имеют большое значение также в защите специальности от ее содержательной деформации, мелких прагматических специализаций, которые могут возникать и вводиться в вузах в процессах некорректной конкурентной борьбы образовательных учреждений или ошибок в оценке образовательных потребностей человека и общества. Нередки тенденции превращения специализации в специальность ради удовлетворения амбиций вуза, слепого следования модным течениям, красивым названиям. Стандарт определяет место и роль специализаций, не ограничивая их количество, и включает их в специальность по принципам общего и частного, стабильного и динамичного, перспективного и конкретного.
Стандарт способствует гармонизации уровня общей культуры, высшего образования и уровня специальной подготовки. Он предотвращает возможность возникновения «профессиональной недееспособности», опасность которого существует в некоторых современных тенденциях образования. Стандарт позволяет реализовывать общую стратегию развития образования, он как бы закладывает в образовательный процесс качество цели развития экономики и общества, государства и человека.
Стандарт служит защите прав учебных заведений от вмешательства в образовательные программы бюрократических, административных структур. Он исключает многие административные процедуры утверждений, согласований, формальных подписей, запрещений и пр.
Значительная роль стандарта и как основы государственного финансирования образования. Если в соответствии с требованиями стандарта вуз дает достаточное качество, то по результатам замеров этого качества можно дифференцировать выделение государственных средств на развитие образования. Те вузы, которые прошли аттестацию и аккредитацию, имеют право на государственное финансирование в определенной части. Это положение мотивирует и негосударственные вузы к достижению высокого качества образования.
Качество стандарта проявляется в его действенности относительно своего назначения и организационной роли. Характеристиками качества стандарта могут быть:
-четкость формулировок всех его требований; отсутствие двусмысленностей и противоречий;
-отражение достижений науки и потребностей практики;
-возможность реализации
-предоставление вузам
-возможность использования