Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
-отражение научной и
Эти характеристики качества стандарта реализуются при его разработке. Да и сам стандарт становится фактором качества образования лишь в том случае, если при разработке его учитываются определенные принципы, если по самой своей сути он ориентирован на обеспечение достаточного качества. В этом отношении важную роль должны играть следующие принципы разработки стандарта:
-Принцип достаточной гибкости
образовательного стандарта. В
обязательной своей части
-Принцип элективности, т.е. возможности свободного выбора вузом и студентом (слушателем) состава изучаемых дисциплин в части вне стандартного набора. Надо учить специалистов не только профессионально работать, но и строить свою карьеру уже на этапе получения образования, учить самообразованию.
-Принцип нормативного регулиро
-Принцип сочетания научно-
-Принцип достаточности знаний
для определенного вида
-Принцип
-Принцип эффективного заключительного контроляготовности к профессиональной деятельности и получения необходимого качества образования. Формы и виды обязательного заключительного контроля также должны быть заложены в стандарт. Качество образования зависит от системы контроля и его организации.
Сегодня разрабатывается новое поколение стандартов образования. Но принципы стандартизации проверены временем, соответствуют объективным закономерностям развития образования. Новое поколение стандартов, какими бы они ни были, будет еще в большей мере соответствовать их назначению и принципам разработки.
Качество, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и о проблемах эффективного управления им необходимо думать.
Управление качеством невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех работников образования. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации. Управление качеством - это не дополнительная нагрузка, а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Управление качеством должно облегчать деятельность, а не усложнять ее. В этом основная трудность системы управления качеством и суть ее проектирования и формирования.
Очень часто, все усилия по управлению качеством сводятся к дополнительным функциям, требованиям, проверкам. Это и усложняет все дело и отталкивает от него людей. Как появились компьютеры, так проявилось стремление иметь их и работать с ними. Так появлялись радио, телевидение, компьютеры, телефоны. Так появляются и принимаются новые идеи, если они перспективны и реальны.
Нельзя управление качеством сводить только к контролю качества. Оно включает, так же как любое управление, основные, функции: мотивация, организация, планирование, анализ и исследование качества. Наконец, это изменение сознания и мышления человека, позволяющее отказываться от старых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению. Новое качество рождается в сознании человека, оно разрушает стереотипы и догмы мышления. Качество - это широкий круг проблем развития, это не столько решение проблем, сколько их поиск и выбор.
Отсюда и вытекает мысль, что качество деятельности человека определяется в значительной мере его образованием, формируется в процессах образования. Но это происходит лишь в том случае, если само образование ориентировано на новое качество, находится в развитии и приобретает постоянно новое качество.
Управлять качеством не означает, что надо принуждать к поиску нового качества, заставлять осваивать новые схемы образовательного процесса.
С появлением компьютера возможности управления качеством расширились и не только в плане контроля знаний и вообще учебного процесса, но и расчета распределения учебного времени, использования материальных и информационных ресурсов, выбора форм работы с информацией, использования деловых игр, разработки демонстрационного материала и пр. Компьютер требует совершенствования методов образовательного процесса, в частности усиления и увеличения объема самостоятельной работы, отказа от прежних форм курсовых работ и рефератов, овладения технологией совместного использования книги и компьютерного теста, самоанализа собственной системы знаний (самостоятельная работа с тестами).
Любое явление имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики выражаются числом, качественные - эвристическими формами, которые можно свести к числовым выражениям, но это требует всегда анализа свойств и их взаимоотношений относительно критерия, отражающего потребности и ценности. Качество - это соответствие ценности. Отсюда и измерение его зависит от возможностей измерения ценности. А ценность очень индивидуализирована, хотя и существует некий общий, но весьма подвижный ее эталон.
Оценивать качество трудно, но без оценки качества невозможно им управлять. Вот здесь и заложено противоречие. Для управления качеством нужны средства (инструменты) управления и измерение (оценка) качества. Необходимы также система управления (специализированные звенья), мотивы управления (заинтересованность), цель и использование результата управления (осознание потребности и пользы от ее реализации).
Можно проанализировать каждый из этих элементов в отдельности. Любое управление начинается с цели.
-Для управления качеством
-Мотивы, на которые можно опираться в управлении качеством образования делятся на личностные черты обучающегося, его желание получить хорошее образование, а также воспитательно-творческий подход преподавателя к проведению занятий, организации учебного процесса, его технологии. Мотив - это побуждение к чему-либо. Побуждать к высокому качеству образования может, конечно, личные особенности обучающегося. Но не только. Вся среда обучения в виде таких ее характеристик, как доступность информации, отношение преподавателей, организация учебного процесса, возможности самовыражения, самопознания и саморазвития, социально-психологическая атмосфера (интеллектуализм, полемичность, выбор и пр.), эстетика и культура, технология целеустремленности, технические средства и пр.
-Система управления
-Механизм (средства) управления качеством
образования включает формирова
воспитательная работа;
отбор персонала преподавателей и студентов;
распределение преподавателей по группам (насколько это возможно);
регулярная оценка деятельности преподавателя (самим преподавателем, но схема оценки разрабатывается в специализированном подразделении);
средства самооценки знаний самим студентом (компьютерные тесты), коллективные коллоквиумы (перекрестная, анонимная студенческая оценка);
формулировка вопросов самими студентами и ответы на них по свободному выбору;
мини-конференции, обсуждение ситуаций, проведение деловой (учебной) игры (дать в схеме: механизм управления качеством образования);
учет посещаемости.
-Технологии управления
Качество образования становится и выделяется специфическим объектом управления. Для управления качеством образования необходимо формировать систему управления, которая была бы ориентирована на качество, реализовывала специфические для управления качеством функции управления и органично вписывалась в общую систему управления образовательными процессами. Такая система необходима как на макроуровне управления образованием, так и на уровне управления образовательными процессами в каждом образовательном учреждении (вузе, колледже и пр.).
Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Все действия группируются по функциям управления и взаимосвязанным между собой подразделениям или звеньям. Так оформляется система управления.
В основе формирования системы управления, лежат функции, для реализации которых она и предназначена. Посредством функций осуществляется разделение и интеграция деятельности. Как и любому управлению, управлению качеством присущи основные и специфические функции.
Состав основных функций управления качеством образования отражает общий характер управленческой деятельности относительно объекта управления, коим является качество образования.
Существует семь основных функций управления:
1.Прогнозирование и
2.Организация
3.Контроль качества
4.Регулирование качества, обеспечение соответствия и гармонии его характеристик.
5.Оценка качества, определение его уровня и возможностей повышения.
6.Исследование качества
7.Мотивация обеспечения и
Основные функции играют интегрирующую роль в системе управления качеством образования. Это проявляется в том, что они находят свое отражение в той или иной мере или комбинации в специфических функциях.
Состав специфических функций характеризует как специфику объекта управления, так и реальные проблемы его функционирования и развития. Например, трудоемкость, наличие специалистов, материально-техническое обеспечение и пр. Исходя из этой посылки, можно сформулировать следующие семь специфических функций управления качеством образования: