Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системы менеджмента качества (СМК). В 2001г принята новая версия международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000). Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих вузов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование.
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
С другой стороны, возрастание качества зависит от структуры и устойчивости знаний, сочетания творческого мышления и практических навыков, готовности к профессиональным видам деятельности и аккумулирования опыта.
Все эти факторы находятся в теснейшей связи, взаимно дополняют друг друга. Только системное их использование позволяет обеспечить позитивную динамику качества, которая зависит от управления образованием.
2.2 Качество образования как объект управления
Управление любым процессом строится на оценке ситуации и результатов любых управленческих действий и решений. Сегодня ни одна из форм контроля получения знаний и подготовки специалистов не ориентирована на оценку как поэтапную, так и конечную качества образования. И кажется парадоксальным, что сегодня, когда все управление по своим типологическим характеристикам становится управлением по качеству, в высшей школе все еще господствует пресловутая проверка усвоения знаний и овладения навыками. В таких условиях и настоящая эффективность образования становится недостижимой, а дальнейшее его развитие - сложным и противоречивым.
Для того чтобы оценивать качество образования, надо установить состав характеристик, которые его отражают и дают возможность комплексной оценки.
Качество - многофакторное явление, и поэтому его характеризует множество параметров.
Весь комплекс характеристик можно представить в пяти группах: профессиональные знания, готовность к профессиональной деятельности, структура индивидуально-профессиональных качеств, самосознание профессионализма и группа дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности. По каждой из этих групп можно установить как минимум по четыре наиболее важные характеристики. Получится двадцать характеристик качества образования. Их можно использовать как для контроля качества образования, так и для анализа, и исследования качества.
Существуют измерители (средства) и методы оценки этих характеристик, методы, которые бы отражали идеологию качества образования и конкретный механизм управления качеством, основанный на измерении качества в соответствующей количественной оценке.
Можно проанализировать основные характеристики качества образования с позиций предмета их оценки и исследования и методов оценки. Каждая из характеристик может быть оценена целым набором различных методов. Главными из них являются: тестирование на компьютере, деловая игра (в виде компьютерной программы), анализ кейсов, ролевая игра. Кроме того, можно использовать анализ накопленной информации (оценки, участие в учебном процессе, выбор дисциплин, самостоятельная работа и пр.), социометрическое исследование, результаты самооценки профессиональной подготовки, проектирование стратегий, планов, концепций и пр., программно-аналитическая оценка письменной работы. Все эти методы находятся в определенной связи и системе, дополняют друг друга и конкретизируют.
Каждый из методов имеет универсальное значение. Он может быть использован для измерения различных характеристик качества. Например, тестирование можно использовать не только для измерения и оценки разных параметров знаний, но и для оценки профессиональных качеств, способностей, типа мышления, приоритетов, ценностей и пр.
Деловую игру - для проверки коммуникабельности, отношения к риску, практических навыков разработки управленческих решений, стиля профессионального поведения и пр.
Понимание этого позволяет найти оптимальный вариант исследования качества образования, как в методологическом, так и в организационном отношении. Это важно также учитывать при разработке тестов, кейсов, деловых игр.
Сегодня среди всех методов оценки и исследования качества образования особое значение имеет тестирование. Многие преимущества использования тестирования в оценке качества образования, еще недостаточно осознаны.
Тесты, особенно в компьютерном варианте их использования, позволяют экономить учебное время, давать объективную и соизмеримую оценку по многим параметрам знаний (структура, полнота, устойчивость и пр.), учитывать потенциал группы и индивидуальные способности студента, вести статистику оценок. Посредством тестирования можно оценивать и работу преподавателя.
Многие используемые сегодня тесты сами не обладают высоким качеством. Основными их недостатками являются примитивность, ориентация на механическое запоминание, а не аналитическую деятельность, возможность использования элемента угадывания по формулировкам вопросов или ответов, неясные или упрощенные критерии оценок.
Каждый тест должен проходить экспертизу качества, которая проверяла бы такие его характеристики, как назначение, надежность, валидность, учет времени, игровой момент и мотивирование, достаточная сложность, соответствие программе курса.
Сегодня возникают новые подходы и средства оценки качества образования посредством тестирования. Оно ориентировано не столько на проверку наличия знаний, сколько на их характер, структуру, системность, способы использования и оперирования знаниями, типа мышления и индивидуальные особенности реализации этого типа. Тестирование - это не ответы на вопросы, это анализ предложений решения проблемы, выбор варианта по критерию близости к истине или успеху, возможность учета временных параметров интеллектуальной деятельности и многое другое. Все зависит от того, как составлен тест, и какие цели он преследует. Современные компьютерные программы тестирования расширяют его возможности.
Другим, весьма эффективным средством оценки качества образования, является деловая игра, которая позволяет оценить способности принятия управленческих решений, построить оправданную и успешную стратегию управления фирмой, профессионально ориентироваться в обстановке рыночной экономики, ставить цели наиболее оправданные в современных условиях экономического развития.
Кроме того, средством оценки качества образования может использоваться и ориентированный на оценочные характеристики кейс, т. е. инженерная, производственная или экономическая ситуация, которую надо проанализировать с позиций определенных целей профессиональной деятельности, найти ее решение, выполнить работы экспертной оценки. Главное здесь заключается в том, чтобы и тестирование, и деловая игра, и кейсы не составлялись по принципам выбора или определения правильных или неправильных ответов или решений. Главный критерий - успех, понимание которого устанавливает сам исследуемый, и получается, что он как бы сам дает себе оценку. Так должна быть построена методология оценки. Она в этом случае предполагает не внешнюю заданность критериев правильных или неправильных ответов или действий, а ориентир на успех, на реализацию своей стратегии, которую он сам строит и потом проверяет, способен ли он реализовать эту стратегию достаточно успешно. Получается оценка качества образования не по критериям, которые нужны кому-то, а по критериям, которые нужны ему - специалисту. Это заставляет думать и самого студента о качестве образования не по формальным признакам, а по его практической значимости.
Профессиональное образование это значит, есть, способность ставить цели и формулировать ориентиры их достижения, на каком бы этапе профессиональной карьеры ни находился человек. Эти критерии в будущем должны только корректироваться, возможно, дополняться, но способность их постановки, осознания и есть подлинный профессионализм - результат образовательного процесса.
Приобретенная способность формулировать и строить стратегию деятельности также является средством оценки качества образования. Средством оценки является и командная работа. Это средство необходимо использовать для проверки коммуникабельности, способностей подбирать или формировать команду по определенным признакам. Команда должна провести некоторую работу, которая оценивается по определенной программе оценки социально-психологических характеристик командного поведения, организационных способностей, лидерства, самооценки.
Технология проведения оценки качества образования. Система должна включать несколько этапов проведения оценки качества образования по определенной специальности или образовательной программе.
Первый этап необходимо строить на использовании тестирования с помощью компьютера. Тест помогает в комплексном виде оценить соотношение и сочетание профессиональных знаний по ключевым дисциплинам специальности и профессиональной ориентации.
При этом тест надо строить так, чтобы он позволял одновременно получить оценки по нескольким критериям и характеристикам, таким, как объем профессиональных знаний, их структура, устойчивость, системность, тип мышления.
На втором этапе оценки можно предложить деловую игру. Здесь компьютер имитирует поведение рынка или другую ситуацию, а слушатель или студент играет роль менеджера или вообще лица, принимающего решение. При этом ведется оценка стратегии, которую он выбирает, стиля его поведения, навыков принятия решений, готовность к риску, достижения результата, как по общепринятым критериям оценок, так и по критериям его индивидуальной стратегии. При этом предполагается, что деловую игру оценочного типа можно осуществлять как в индивидуальном порядке, так и в условиях групповой работы. В этом случае компьютер может давать оценку и групповой деятельности, и качеств лидерства, и степень участия каждого, и оценку группового и индивидуального поведения в группе.
На третьем этапе слушателю предлагается кейс и задание выполнить определенную работу по экспертизе положения фирмы, оценке ее возможностей, потенциала. Эта работа служит проверкой готовности к консультационной и экспертной работе, позволяет оценить исследовательские навыки менеджера.
Четвертый этап оценки качества образования предполагает ролевую деловую игру, в которой каждый определяет и оценивает роль каждого участника, а далее по специальной программе определяется рейтинг профессионала по критерию и характеристике готовности к ролевой структуре профессиональной деятельности.
Особенностью такой системы является и то, что она предназначена не только для оценки качества профессионального образования, но и для его диагностики, необходимой каждому профессионалу. Он хочет иметь полный портрет своей профессиональной подготовки, в котором мог бы реально увидеть сильные и слабые стороны своего образования. Это поможет успешнее строить свою карьеру. Система выполняет множественные задачи - диагностика профессионализма, комплексная оценка качества образования и профессиональной подготовки, вскрытие и анализ факторов, определяющих качество образования и совершенствование на этой основе управления образованием.
Цель образования формулируется в официальных документах. Чаще всего она рассматривается как удовлетворение образовательных потребностей личности и потребностей общества в образованных и профессионально подготовленных специалистах. Это общая цель, которая, конечно же, влияет на качество, но это влияние не всегда проявляется однозначно. К тому же, такое представление цели образования уже устарело. Да и цель, поставленная не всегда тождественна цели реальной.
Цель - это образ будущего, это компас и маяк движения. Всякая успешная деятельность должна иметь цель. При этом цель и результат деятельности в строгом смысле этих понятий не тождественны. Цель характеризует направление деятельности, результат - итоги деятельности на определенный момент, движения к цели. Термин «достижение цели» носит условный характер, когда в чисто практическом плане цель отождествляют с результатом.
Но такое понимание цели не отрицает существования свойства достижимости цели, и соответственно аналогичной ее характеристики. Достижимость цели - это движение по курсу и видение маяка, это то, что предотвращает отклонения от направления движения.
Цель образования в общественном отношении - это повышение интеллектуального потенциала общества для ускорения его прогрессивного развития, формирование позитивного общественного сознания, в личном плане - обеспечение благосостояния и социального статуса, свободы и достоинства, уверенности в будущем, удовлетворения от профессиональной деятельности.
Можно кратко сформулировать: цель образования - интеллектуальная и социальная свобода личности при эффективной профессиональной деятельности, или цель образования - это формирование достоинства человека и наиболее полная реализация его индивидуальных качеств в профессиональной деятельности. А достоинство - это предпосылка и фактор личной, профессиональной и общественной полезности.
При этом долгосрочным результатом образования является человеческий капитал, как в общественном, так и в личностном понимании этого понятия - комплекс и тенденция самовозрастания компетенции как профессиональной, так и социально-психологической.
В управлении образовательным учреждением не всегда сверяют свою деятельность с целью, да и трактуют иногда ее по-своему. Для негосударственного вуза не исключается преобладание цели коммерческого успеха от образовательной деятельности, для государственного вуза - дать знания, необходимость и действительные объемы которых определяются без участия потребителя, иногда возникают в борьбе амбиций авторитетов вузовских работников. Иногда цель формулируют как предоставление образовательных услуг. Часто о цели образования вообще даже и не думают. А ведь цель - это критерий качества, ориентир и направление развития, это достижимое будущее, к которому надо не только готовиться, но которое надо приближать. Жить целью - это не только стремиться к определенному результату, это видеть отдаленные последствия достигаемого результата.
Достаточно провести социологическое исследование - кто и как понимает цель образования, и станет ясно, насколько в реальной действительности противоречивы представления о цели и как цель влияет на образовательный процесс. Студенты цель образования понимают по-своему, преподаватели - иначе, руководство вузом также имеет свое представление о цели. А ведь цель лежит в основе всякой деятельности любой организации и всякого человека. Она интегрирует деятельность, в значительной мере определяет социально-психологическую атмосферу образовательного процесса, отношения между студентами, преподавателем и студентом, руководством и всем коллективом образовательного учреждения. Цель определяет стратегию развития образовательного учреждения. Современное управление вообще, в том числе и управление образованием, без стратегии представить себе трудно. Характер и содержание цели определяют реальность и эффективность стратегии.