Мероприятия по улучшению эффективности управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Итак, управленческое решение- это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.
Цель: разработать пути повышения эффективности управленческих решений. Задачи:
- изучение теоретических основ - источники, материалы;
- раскрытие особенностей управления;
- наблюдение за принятием решений на предприятии;
- формирование и закрепление навыков использования теоретических знаний при прохождении практики;
- разработка рекомендаций.

Содержание

Введение 1 Глава. Управленческие решения. Теория
1.1. Общая характеристика и особенности
1.2. Содержание и виды
1.3. Подходы к принятию решений
1.4. Процесс принятия решений
1.5. Методы
1.6. Индивидуальный стиль
1.7. Особенности коллективных решений

2 Глава. Состояние и анализ.
2.1. Описание предприятия 2.2. Цели функционирования 2.3. Структура управления предприятием, исполнительные звенья
2.4. Функциональные подсистемы управления

3 Глава. Мероприятия по улучшению эффективности управленческих
решений.
3.1. Изменения в структуре управления
3.2. Распределение полномочий по принятию отдельных решений
3.3. Мероприятия по реализации стратегии и эффективность
их проведения

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент..docx

— 67.48 Кб (Скачать файл)

      4.Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

1.5.Методы принятия решений

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три  группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.

Неформальные (эвристические) методы принятия решений.

Управленческая практика свидетельствует  о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей  использует неформальные методы, которые  основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения. Это  совокупность логических приемов и  методики выбора оптимальных решений  руководителем, теоретическое сравнение  альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество в том, что они принимаются  оперативно; недостатком же является то, что неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция может иногда подвести менеджера.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений.

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга  лиц — участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как  правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой  группы являются компетентность, способность  решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут  быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен  такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфы, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там муцрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфы — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Есть еще японская (кольцевая) система  принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

 

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для  военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое отвечало бы требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.

Количественные методы принятия решений. В основе их лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости;

б) динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

в) вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;

г) теория игр — моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

 

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только   в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

    • методологию управленческого решения;
    • методы разработки управленческих решений;
    • организацию разработки управленческого решения;
    • оценку качества управленческих решений.

Попытаемся коротко рассмотреть  инструментарий и понятийный аппарат  менеджера.

Методология управленческого  решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы  разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого  решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого  решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

 

Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность и эффективность  принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит  от точности задачи, так как правильно  поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может  зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего  народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует  рассматривать как фактор повышения  эффективности производства. Эффективность  производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления  действия, и если решение принимается  легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение  принять трудно. Хорошее решение  накладывает на менеджера большую  социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь

 

 

Критерии для оценки возможностей организационной структуры  управления : 

 

1.        Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить  получение нормы прибыли.

2.        Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.

3.        Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять  действия.

4.        Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет по детальной специализации общественного труда и производства.

5.        Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления.

Объектом для возникновения  проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия стали  резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости  продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли  и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть  кадров.

Применительно к управлению все  решения можно классифицировать как:

  • общие;
  • организационные;
  • запрограммированные;
  • незапрограммированные;
  • рациональные;
  • нерациональные;
  • вероятностные;
  • решения в условиях неопределенности;
  • интуитивные;
  • на основе компромисса;
  • альтернативные.

Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной  ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем  выше моральная ответственность  за принятое решение.

Управленческое решение устанавливает  переход оттого, что имеется, к  тому, что должно быть проделано  за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего  варианта и завершается его утверждение.

Управленческие решения могут  быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Организационные решения принимаются  на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Информация о работе Мероприятия по улучшению эффективности управленческих решений