Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
ВВЕДЕНИЕ
7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
9
1.1 Качество продукции как объект управления
9
1.2 Содержание системного подхода к управлению качеством
20
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике
33
1.4 Анализ причин возникновения дефектов
47
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО НИИ «ВЕГА»
52
2.1 Организационная структура управления и характеристика ОАО НИИ «Вега».
52
2.2 Методы определения качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
62
2.3 Анализ управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
66
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОАО НИИ «ВЕГА»
76
3.1 Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
76
3.2 Меры по совершенствованию затрат на обеспечение качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
81
3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега».
90
4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
96
4.1 Основные методы очистки выбросов на предприятии
96
4.2 Основные аспекты системы экологической безопасности
97
4.3 Очистка стоков гальванического производства
100
4.4 Организация системы экологической безопасности в НИИ «Вега»
102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
7 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ |
9 |
1.1 Качество продукции как объект управления |
9 |
1.2 Содержание
системного подхода к |
20 |
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике |
33 |
1.4 Анализ причин возникновения дефектов |
47 |
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО НИИ «ВЕГА» |
52 |
2.1 Организационная
структура управления и |
52 |
2.2 Методы определения качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега» |
62 |
2.3 Анализ управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега» |
66 |
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО- |
76 |
3.1 Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега» |
76 |
3.2 Меры по совершенствованию затрат на обеспечение качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега» |
81 |
3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега». |
90 |
4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ |
96 |
4.1 Основные методы очистки выбросов на предприятии |
96 |
4.2 Основные аспекты
системы экологической |
97 |
4.3 Очистка стоков гальванического производства |
100 |
4.4 Организация
системы экологической |
102 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
105 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
107 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших
факторов роста эффективности
Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования
предприятия в
условиях относительно насыщенного
рынка и преобладающей
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха. Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение
производства высококачественных изделий
российскими предприятиями в
конечном итоге должно привести к
интенсификации экономики, росту жизненного
уровня населения, повышению
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
1.1 Качество
продукции как объект
Проблема качества является важным фактором повышения уровня жизни, экономической, политической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. В одном из первых учебников по научным основам управления производством подчеркивалось, что управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами и процессами.
«Поэтому управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства» [9].
«Большой энциклопедический словарь трактует управление как элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» [21]. Социальное управление определяется как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
В настоящее
время в различных
Однако, по нашему мнению, данная трактовка управления несколько узка. Значительное внимание раскрытию содержания управления уделено в трудах Э.М. Короткова. В частности, в работе «Концепция менеджмента», выявляя потребность в управлении, он отмечает, что «вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна» [11].
Построенная ученым
классификационная схема
Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование» [4]. Это же определение приводит Т.В. Корнеева. Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения».
Рисунок 1.1 - Определение и концепции управления
В 1998 году А.В. Гличев в работе «Основы управления качеством продукции» дает уже несколько иное определение. Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей». В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством, предоставленная на рисунке 1.2.
К концу 1980-х годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции – значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях.
В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано.
Рисунок 1.2 - Содержание процесса управления качеством продукции
В современных условиях, по нашему мнению, управление качеством представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. При этом все термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся и к управлению качеством.
Управление
качеством также возникло как
объективная потребность
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством. Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемых в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).
Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий. «Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства» [15].
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.