Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
9
1.1 Качество продукции как объект управления
9
1.2 Содержание системного подхода к управлению качеством
20
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике
33
1.4 Анализ причин возникновения дефектов
47
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО НИИ «ВЕГА»
52
2.1 Организационная структура управления и характеристика ОАО НИИ «Вега».
52
2.2 Методы определения качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
62
2.3 Анализ управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
66
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОАО НИИ «ВЕГА»
76
3.1 Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
76
3.2 Меры по совершенствованию затрат на обеспечение качества научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»
81
3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления качеством научно-исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега».
90
4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
96
4.1 Основные методы очистки выбросов на предприятии
96
4.2 Основные аспекты системы экологической безопасности
97
4.3 Очистка стоков гальванического производства
100
4.4 Организация системы экологической безопасности в НИИ «Вега»
102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом. Переделка 2.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Выделение организационного аспекта системы управления затратами  на обеспечение качества продукции позволило диссертанту разработать структуры, которая будет являться координатором всей создаваемой и работающей системы.

Анализ отклонений и  причин их возникновения, исследование осуществляемых функций управления. Считается целесообразным выделить в предлагаемой структуре 2 составляющие: бюджетная группа и бюро по управлению затратами на обеспечение качества продукции.

Одна из них временная группа - бюджетная группа, который будет действовать только в период разработки нормативных материалов и бюджетов, главной задачей которого является координация, сбор коллективных предложений, согласование интересов всех подразделений и отделов, участвующих в процессе обеспечения качества, а именно экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, служба маркетинга и производственные подразделения. Очевидно, что для более эффективной работы временно действующей группы необходимо включить менеджеров - представителей от каждого отдела и подразделения. Любой участник бюджетной группы может поделиться мыслями о том, как воплотить в жизнь видение руководства, высказать идеи на счет того, что можно сделать на уровне сегодняшних возможностей.

Таблица 3.1 - Требования, предъявляемые к системе управления затратами на обеспечение качества продукции

Требование

Содержание

1. Целостность.

Единство и взаимодействие всех элементов системы управления затратами  на обеспечение качества продукции.

2. Взаимосвязанность и взаимодействие  элементов

Компоненты системы управления затратами на обеспечение качества продукции связаны прямо и  обратной связью

3. Согласованность

Все элементы системы управления затратами  на обеспечение качества продукции  синхронизированы во времени и согласованы  с целью - обеспечение качества продукции

4. Адаптивность, гибкость

Система управления затратами на обеспечение качества продукции должна легко перестраиваться на новые условия функционирования, быть способной к адаптации

5. Управляемость

Отсутствие отказов и простоев в работах обеспечивающих качества выпускаемой продукции, упорядоченность  информационных потоков, регулярность выполнения функций управления затратами на обеспечение качества продукции по команде управляющей подсистеме. Наиболее управляемы автоматизированные и непрерывные процессы

6.Многофункциональность

Система управления затратами на обеспечение  качества продукции в процессе производства выделяет элементный, организационный, коммуникационный, функциональный, процессный и средообразующий аспекты; функциями управления затратами на обеспечение качества продукции в процессе производства являются планирование.

7. Оптимальность

Возможность достижения цели и предусматривает  многовариантную проработку любого управленческого решения и нахождения наилучшего для имеющихся условий  способа достижения цели


Посредством обеспечивающей подсистемы и подсистемы методов управления Бюро управления ЗОКП реализует поставленные цели и функции управления. Решая задачи организации производства, Бюро оказывает управляющее воздействие на производственные факторы, тем самым, ликвидируя проблему обеспечения заданного уровня качества продукции.

Для того, чтобы управлять  затратами, надо управлять процессами, непрерывно искать источники потерь и резервы повышения эффективности  деятельности. При этом взгляд на деятельность предприятия как на совокупность взаимосвязанных процессов позволяет по-иному расставить акценты. Учет затрат на обеспечение качества продукции предполагает решение ряда задач: мониторинг и постоянную оценку затрат на обеспечение качества; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества. С целью идентификации критических областей производственной деятельности необходимо оптимизировать затраты на обеспечение качества, выявить неэффективные виды деятельности и снизить затраты на обеспечение качества без ущерба самому качеству.

В существующей практике РФ учетной документации по выделению  затрат на обеспечение качества не предусмотрено, лишь отдельные попытки  произвести их учет являются личными  достижениями специалистов предприятия. Эта проблема связана с тем, что затраты на обеспечение качества (в общем) не являются составной частью обычной производственной калькуляции и явно не прослеживаются ни в затратах на разработку, ни на управление, ни на сбыт и т.д.

 В связи с этим  затраты на обеспечение качества 'продукции должны выявляться с помощью вспомогательной регистрации, расчета по данным и фактам, собранным по подразделениям. Эволюционное развитие теории управления качеством ставит в центр внимания необходимость совершенствования информационной базы - учетной системы, которая, с одной стороны, будет основой для нового стиля управления, с другой - информационной опорой функционирования системы менеджмента качества.

Для организаций учета  затрат на обеспечение качества продукции  автором рекомендуется осуществить ряд мероприятий:

- определить, кто этим  будет заниматься;

- определить и вменить  в обязанность подразделения,  предоставляющие информацию по  всем элементам затрат на обеспечение  качества продукции, периодичность  их предоставления, а также ее  пользователей; в-третьих, разработать методы сбора и обработки информации;

- определить формы  отчета;

- определить источники  информации;

- включить вопросы  учета затрат на обеспечение  качества продукции составной  частью во все системы обучения.

Отчеты, формируемые для менеджеров представляют собой итог по управлению затратами на обеспечение качества за прошлый период, прогноз или комбинацию двух вариантов. Подготовка такой информации составляет предмет управленческого учета затрат на обеспечение качества продукции. База данных по затратам на обеспечение качества должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться. Учет затрат на обеспечение качества заключается в том, что сотрудникам вменяется в обязанность вести документированный учет на своем рабочем месте. Учет затрат на обеспечение качества продукции по каждому из элементов этих затрат целесообразно выполнять путем последовательного учета каждого подпроцесса, а в совокупности и процесса, учитывая их стоимость.

Процессное описание создает основу для построения системы учета, связывающего затраты с действиями, без которой нельзя построить предлагаемую систему управления затратами на обеспечение качества. Учет затрат па обеспечение качества продукции на основе процессного подхода нацелен на объединение усилий подразделений, направленных на выполнение конкретных функций в единую цепочку общих усилий организации. Если на предприятии внедрена и функционирует система менеджмента качества, значит, определены бизнес-процессы, в том числе процессы менеджмента качества, и, следовательно, затраты на процессы менеджмента качества являются затратами на обеспечение качества.

Повтор считается необходимым  выделение процессов возникновения  затрат на обеспечение качества, исходя из предложенной им классификации: процесс возникновения расходов на предупреждение дефектов; процесс возникновения затрат на проведение оценки качества; процессы возникновения затрат в результате выявления внутреннего и внешнего брака. Затем с целью определения более точного значения затрат на обеспечение качества продукции целесообразно дробление выделенных процессов, по возможности, на подпроцессы и действия. Некоторые из выделенных подпроцессов могут вообще не создавать прибавленной стоимости и представлять собой чистые издержки. Исключение или комбинирование отдельных подпроцессов дает возможность сократить затраты на обеспечение качества продукции. С определенной степенью периодичности работники регистрируют выполненные ими действия с стоимостным выражением в отчеты, которые в последствие аккумулируются в отчеты более высшего звена этой цепочки. Рассмотрим пример: процесс возникновения затрат, связанных с внутренним браком:

- оплата труда связанного  с исправлениями;

- стоимость материалов (ошибки в работе);

- стоимость материалов испытаниями и контролем;

- оплата сверхурочных  работ для наверстывания потерянного  времени;

- недополученная прибыль,  связанная со снижением сорта  продукции.

Учет затрат на исправление  брака и потерь от брака организуется в бухгалтерии предприятия по местам возникновения брака, видам продукции и статьям затрат, а в отделе технического контроля - по местам возникновения брака, видам и причинам. Для организации учета потерь от брака и систематизации сведений о браке на предприятиях необходимо разработать классификатор брака в производстве по видам, причинам и виновникам. Организованный таким образом учет брака позволит сопоставлять затраты на обеспечение качества и потери от брака, определять области улучшения работ по обеспечению качества и планировать затраты на предупреждающие г оценочные мероприятия по обеспечению качества.

В настоящее время  классификация расходов для целей  налогообложения регламентирована гл. 25 ч, 2 Налогового кодекса РФ (НК). В соответствии с этой статьей  потери от брака входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Попроцессный метод  учета затрат, связанный с внутренним браком является весьма оправданным, т.к. чтобы искоренить или хотя бы снизить потери, обусловленные отходами производства, простоями или уже выявленным браком продукции необходимо обращаться к процессам, ибо потери - следствие определенной организации и настройки процессов, т.е. какими бы причинами не вызывались простои (неритмичность поставок, смена вида продукции, отказ оборудования и т.п.), они - всегда потеря времени, следствие несовершенств процессов.

В зависимости от того, насколько правильно организован  учет брака и его документальное оформление, предприятие оперативно может определять причины брака, его размеры и затраты на исправление. Анализ этих данных помогает разработать корректирующие и предупреждающие меры для устранения причин брака.

Проблема возникает  в процессе распределения затрат на обеспечение качества продукции прямые, т.е. те которые непосредственно относятся к себестоимости продукции, и косвенные (например, затраты на контроль точности технологического оборудования, сертификацию и аудит СМ К, подготовку кадров по качеству, сбор и анализ информации в целях выбора поставщика и аудит системы качества поставщика, и т.д.). В полном объеме ь себестоимость продукции определенного вида включаются те затраты, в отношении которых можно однозначно сказать, что они возникли в связи с ее производством. Такие затраты относятся к категории прямых затрат. Распределение прямых затрат по видам продукции в функциональной и традиционной калькуляции не имеет различий и не вызывает методических сложностей.

Если для затрат на обеспечение качества, которые относятся  к категории прямых, сохраняется действующий порядок учета и распределения по видам продукции, то в отношении косвенных затрат (а большинство затрат на обеспечение качества относится именно к этой категории) этого сказать нельзя.

Рассмотрим процесс  распределения косвенных затрат по АВС-методу.

На первом этапе все  затраты аккумулируются по процессам (по объектам учета) обеспечения качества, используя систему кодов. Косвенные  по отношению к процессу затраты  распределяются пропорционально определенной базе.

На втором этапе все затраты на обеспечение качества относятся на себестоимость продукции определенного вида пропорционально выбранной базе.

С одной стороны, учет и распределение затрат по АВС-методу более трудоемок по сравнению  с традиционно применяемым методом, а с другой - служит информационной опорой управления процессами и обеспечивает более точное распределение косвенных затрат по видам продукции, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на результаты последующего анализа и качество управленческого решения.

Практически невозможно найти универсальную базу распределения, которую можно было бы использовать для всех процессов обеспечения  качества.

Выбор базы распределения - очень ответственная задача, решение  которой влияет на трудоемкость учета  и распределения затрат на обеспечение качества, точность распределения затрат по видам продукции и, следовательно, на качество и цену принимаемых решений, в том числе и в области управления качеством продукции определенного вида.

Примером возможной  базы для распределения затрат на входной контроль - число операций входного контроля, для распределения затрат на контроль готовой продукции - трудоемкость приемочного контроля.

Для косвенных затрат, зависящих от объема производства, можно использовать традиционные базы распределения: время работы оборудования, основную заработную плату производственных рабочих, суммы прямых затрат и т. д.

Окончательный выбор  базы распределения ложится на плечи  руководителя подразделения-участника  определенного процесса обеспечения  качества или бухгалтера-аналитика. Выбор осуществляется на основе анализа явной взаимосвязи между затратами и базой, опираясь на результаты собеседований и на собственные суждения.

Учет затрат на обеспечение  качества продукции должен быть произведен с учетом реально затраченного на эту деятельность времени и по результирующим показателям. За каждый процесс отвечает конкретное подразделение предприятия - место возникновение определенного вида затрат на обеспечение качества. В целях учета каждому процессу и подразделению целесообразно присвоить идентификационные номера, что позволит организовать автоматизированный сбор информации о затратах по процессам и по подразделениям.

Информация о работе Меры по совершенствованию системы управления качеством научно исследовательских работ в ОАО НИИ «Вега»