Методология и методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

При написании работы ставилась цель определить эффективные методы управления группой (на примере II курса студенческой группы).
Задачи:
1. Изучить методы управления и их классификацию.
2. Выявить особенности управления группой.
3. Определить влияние наиболее используемых методов управления на группу (на примере II курса студенческой группы).
4. Выявить наиболее эффективные методы управление группой (на примере 2 курса студенческой группы)

Содержание

1. Программа исследования…………………………………………………..
2. Анкетирование……………………………………………
3. Интервьюирование……………………………………………
4. Почтовый опрос………………………………………….
5. Экспертный опрос………………………………………………..
6. Прессовый опрос…………………………………………………..
7. Метод наблюдения……………………………………………..
8. Метод фокус-групп………………………………..
9. Метод контент-анализа данных…………………………………….
10. Социологический эксперимент………………………………………..
11. Тест по методологии……………………………………..
12. Метод социометрии ……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Зачётные материалы-методология.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал  Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования  «Московский государственный университет  культуры и искусств» в городе Норильске  
 
 
 
 
 
 

Зачетные  материалы

По курсу “Методология и методы социологического исследования” 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Студента II курса Опанасенко Е.А.

                            Специальность: «Управление  персоналом»

                            Специализация: «Кадровый  консалтинг и аудит» 
 
 
 

Норильск, 2010 

    Содержание:

    1. Программа исследования…………………………………………………..

    2. Анкетирование……………………………………………

    3. Интервьюирование……………………………………………

    4. Почтовый опрос………………………………………….

    5. Экспертный опрос………………………………………………..

    6. Прессовый опрос…………………………………………………..

    7. Метод наблюдения……………………………………………..

    8. Метод фокус-групп………………………………..

    9. Метод контент-анализа данных…………………………………….

    10. Социологический эксперимент………………………………………..

    11. Тест по методологии……………………………………..

    12. Метод социометрии …………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Программа исследования

    Введение

    Управление  появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения  какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

    Управление  персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом»  рассматривается в достаточно широком  диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

    Управление  персонала занимает ведущее место  в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные  характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие. Актуальность данной темы обусловлена тем, что методы управления коллективом являются одним из основополагающих факторов способствующих наиболее эффективной  деятельности в группе. И умение правильно применять эти методы, комбинируя их между собой - залог успеха руководителя коллектива.

    Объектом  данного исследования являются методы управления.

    Предметом – эффективность применения методов управления группой.

    При написании работы ставилась цель определить эффективные методы управления группой (на примере II курса студенческой группы).

    Задачи:

    1. Изучить методы управления и  их классификацию.

    2. Выявить особенности управления  группой.

    3. Определить влияние наиболее используемых методов управления  на группу (на примере II курса студенческой группы).

    4.  Выявить наиболее эффективные  методы управление группой (на  примере 2 курса студенческой  группы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анкетирование

Инструкция  по проведению.

    Анкетирование студентов МГУКИ(НФ) на тему «Методы  управления коллективом». Анкетирование  будет проводиться  22 мая 2010г для 1-ых и 2-ых курсов и 28 мая – для 3-их курсов. Цель проведения анкетирования  – выявить наиболее используемые методы управления деятельностью коллектива в Вашей группе. На заполнение даётся 15 минут, количество вопросов – 7 . Все вопросы закрытого характера. 

  1. Обеспечить, чтобы каждый участник опроса сидел  за отдельной партой.
  2. Проследить, чтобы все участники приступили к заполнению анкеты одновременно.
  3. В случае возникновения вопросов предоставить необходимую информацию в индивидуальном порядке.
  4. Проследить за правильностью заполнения анкеты. В случае ошибок в заполнении раздать новые экземпляры анкеты.
  5. По истечению времени, собрать опросные листы  независимо от готовности к сдаче.
 

    Дорогой студент!

    Вы  являетесь участником опроса, посвященного выявлению наиболее эффективного метода управления коллективом в Вашей группе, который проводится инициативной командой МГУКИ (НФ). Ваши искренние ответы помогут нам наиболее быстрее выявлять появляющиеся проблемы в процессе управления группой   и  приходить к наиболее быстрому их разрешению. Опрос является анонимным. Все вопросы закрытого характера, то есть Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа и отметить его любым знаком. Заранее благодарим Вас за участие.

    Перед началом опроса ответьте на некоторые  вопросы:

  1. Ваш пол (  М.      Ж. )
  2. Сколько вам лет? ( ___)
  3. Укажите число детей в вашей семье. (___)
  4. Ваша семья

         - полная (отец и мать)

         -неполная (один из родителей) 

Теперь  Вы можете перейти непосредственно к самим вопросам анкеты: 

    1.Цели  учебной деятельности студентов в Вашей группе ставит

     - исключительно куратор группы

     - коллективное совещание

     - в произвольном порядке, каждый  студент самостоятельно 

    2. Как Вы оцениваете атмосферу  в Вашей группе?

     - напряженная

     - легкая, дружественная атмосфера

     - атмосфера всеобщей вседозволенности 

    3. Проводятся ли у Вас какие- нибудь мотивационные программы?

     - изредка

     - да, довольно часто

     - нет, а что это? 

    4. Обсуждение с куратором группы своих личных проблем – это

     - опасно

     - нормальное явление

     - я считаю, это не корректным 

    5. Представите себе, что Вы стали куратором своей группы. Ваши методы управления имели бы сходство, с методами управления Вашего руководителя?

     - пожалуй, нет

     - да, его методы управления коллективом  наиболее оптимальны

     - нет, мои методы управления кардинально бы отличались методов, используемых куратором моей группы 

    6. В Вашей группе существует система вознаграждения, представлена

     - похвалой перед коллективом

     - материальными наградами

     - отсутствуют в принципе 

    7. Используется ли в вашей группе, такая форма морального воздействия,  как принуждение?

     - да

     - нет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Интервьюирование

Условия: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Экспертный  опрос

    Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.

          В практике социологических исследований  используется:

    Для прогноза развития того или иного  явления; для оценки степени достоверности  массового опроса;  для сбора  предварительной информации о проблеме исследования (зондаж); в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.

           Надёжность оценок и решений,  принимаемых на основе суждений  экспертов, достаточно высока  и в значительной степени зависит  от организации и направленности  процедуры сбора, анализа и  обработки полученных мнений.

          Сама процедура предполагает:

    1) анализ исследуемой ситуации;

    2) выбор группы экспертов; 

    3) выбор способа замера экспертных  оценок;

    4) процедуру непосредственной оценки  работы экспертов; 

    5) анализ полученных данных.

        Может оказаться необходимой также:

    1) проверка входных данных, используемых  для экспертных оценок;

    2) изменение состава экспертных  групп; 

    3) повторные замеры по тем же  вопросам с последующим сопоставлением  результатов с объективной информацией,  полученной другими методами.

       Эксперт может участвовать в  опросе как:

    1) генератор, источник идей, гипотез  и предложений; 

    2) арбитр по оценке имеющихся  данных, характеристик и показателей  объекта; 

    3) аудитор по оценке условий  постановки эксперимента;

    4) источник неизвестной исследователю информации, которая служит основой для дальнейшего анализа.

         Результаты опроса групп экспертов  существенно отличаются от решений,  формируемых в результате дискуссий  на заседаниях комиссий, где может  возобладать мнение авторитетных или всего лишь «напористых» участников. Это не означает, что индивидуальное мнение конкретного специалиста или решение такой комиссии не значимо. Однако соответствующим образом обработанная информация, полученная от группы экспертов, как правило, оказывается более достоверной и надежной.

          Количество членов экспертной  группы значительно меньше в  сравнении с количеством респондентов, опрашиваемых при массовом опросе. Отбор экспертов, формирование  экспертных групп — достаточно  сложная задача, результат которой в наибольшей степени определяет эффективность метода и правильность полученных решений.

           Подбор специалистов для участия  в экспертном опросе, начинается  с определения научных, технических  и административных проблем, непосредственно  связанных c решением поставленной задачи. Составляется список компетентных в необходимых областях лиц, который служит основой для выбора экспертов. Формирование группы потенциальных экспертов начинается методом «снежного кома». Оценив число возможных кандидатов в эксперты, решается вопрос о численности экспертной группы.    

Информация о работе Методология и методы социологического исследования