Методология и методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

При написании работы ставилась цель определить эффективные методы управления группой (на примере II курса студенческой группы).
Задачи:
1. Изучить методы управления и их классификацию.
2. Выявить особенности управления группой.
3. Определить влияние наиболее используемых методов управления на группу (на примере II курса студенческой группы).
4. Выявить наиболее эффективные методы управление группой (на примере 2 курса студенческой группы)

Содержание

1. Программа исследования…………………………………………………..
2. Анкетирование……………………………………………
3. Интервьюирование……………………………………………
4. Почтовый опрос………………………………………….
5. Экспертный опрос………………………………………………..
6. Прессовый опрос…………………………………………………..
7. Метод наблюдения……………………………………………..
8. Метод фокус-групп………………………………..
9. Метод контент-анализа данных…………………………………….
10. Социологический эксперимент………………………………………..
11. Тест по методологии……………………………………..
12. Метод социометрии ……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Зачётные материалы-методология.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

    5. Спонтанность. Поскольку от участников  не требуется отвечать на конкретные вопросы, их ответы могут быть спонтанными и нешаблонными, а следовательно, и точнее выражать их соображения.

    6. Интуитивная прозорливость. Хорошие  идеи появляются в большинстве  случаев неожиданно в группе, а не в интервью с одним человеком.

    7. Специализация. Поскольку в обсуждении  принимают участие сразу несколько  участников, человек, проводящий  фокус-группу, должен быть опытным  специалистом. Услуги такого специалиста  обходятся недешево.

    8. Скрупулезность. В групповых интервью, за которыми следят наблюдатели, сбор информации проводится более внимательно. Вся информация записывается для последующего анализа.

    9. Структура. Групповое интервью  позволяет подойти к рассмотрению  вопросов в более свободной  и одновременно углубленной форме.

    10. Скорость. Поскольку на вопросы  отвечают одновременно несколько  участников, сбор и анализ информации  происходят относительно быстро. 

    Недостатки

    1. Неправильное их применение. Неправильно  можно истолковать полученные  данные, которые являются не заключительными, а поисковыми.

    2. Неправильная оценка. Данные, полученные  фокус-группой, больше, чем результаты  других методов сбора информации, подвержены неправильной оценке. Фокус-группы также чувствительны  к мнению заказчика и исследователя.

    3. Управление фокус-группой. Проводить фокус-группу очень непросто. Способных ведущих с необходимыми качествами очень мало. Качество результатов в основном зависит от способностей ведущего.

    4. Беспорядочность. То, что ответы  неструктурированны, значительно усложняет  запись, анализ и обработку информации. 
 
 

    9. Метод контент-анализа

    Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод  качественно-количественного анализа  содержания документов с целью выявления  или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.  

              Особенность контент-анализа состоит  в том, что он изучает документы  в их социальном контексте.  Может использоваться как основной  метод исследования (например, контент-анализ  текста при исследовании политической  направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

           Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).  

            Чаще всего в качестве объектов  исследования контент-анализа выступают  сообщения печати, радио, телевидения,  протоколы собраний, письма, приказы,  распоряжения и т.д., а также  данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

              Основные направления применения  контент-анализа: выявление того, что существовало до текста  и что тем или иным образом  получило в нем отражение (текст  как индикатор определенных сторон  изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

           В разработке и практическом  применении контент-анализа выделяют  несколько стадий.  После того, как сформулированы тема, задачи  и гипотезы исследования, определяются  категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как организованная структура.

             Категории контент-анализа должны  быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

           При выборе категорий для контент-анализа  следует избегать крайностей: выбора  слишком многочисленных и дробных  категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

          После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

             Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12—16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200—600 текстов.

            Необходимым условием является  разработка таблицы контент-анализа  — основного рабочего документа,  с помощью которого проводится  исследование. Тип таблицы определяется  этапом исследования. Например разрабатывая  категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

           Важным условием контент-анализа  является разработка инструкции  кодировщику — системы правил  и пояснений для того, кто будет  собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные  единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов.

10. Социологический  эксперимент

         Социологический эксперимент - это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

    Обычно  эта процедура осуществляется путем  вмешательства экспериментатора в  естественный ход событий путем  включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбранных  или искусственно созданных контролируемых условий. Такие условия приводят к изменению этой ситуации или к созданию новой, ранее не существовавшей, что позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие изменившихся условий и действий изучаемой группы предварительным предположением. Поэтому в эксперименте проверяются гипотезы о причинных связях исследуемых явлений, процессов и событий.

         Социологический эксперимент основывается  на разработке определенной гипотетической  модели изучаемого явления или  процесса. В последнем выделяются основные взаимосвязанные параметры и их связи с другими явлениями, процессами. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), действие которой подчинено управлению и контролю экспериментатора и которая выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной (не экспериментальный фактор). Не экспериментальными переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором. В качестве независимых переменных в социологическом эксперименте могут выбираться способы воздействия на работников - поощрение, наказание; содержание совместной деятельности - производственная, научно-исследовательская, политическая, и др.; тип лидерства - демократический, попустительский, тоталитарный и т.п. В качестве изучаемых в социологическом эксперименте зависимых переменных обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стереотипы поведения, качество трудовой деятельности, активность экономического, политического, религиозного поведения и т.п. Поскольку такого рода характеристики чаще всего носят неявный характер, т.е. не поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подготовки к социологическому эксперименту предварительно определяет систему признаков, по которым он будет следить за изменением характеристики зависимых переменных.

           Этапы организации и проведения  социологического эксперимента 

    1. Теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета исследования учитываются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изучаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прототип исследуемой экспериментальной ситуации.

    2. Методический. Представляет собой  разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

    3. Реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).

    4. Осуществление анализа и оценки  результатов, полученных в ходе  проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов эксперимента, могут быть получены и побочные, сопутствующие результаты, которые способны оказаться важными для последующих исследований, в том числе и экспериментальных.

         Важное значение имеет типология  социальных экспериментов, которая  проводится по различным основаниям.

          По характеру экспериментальной  ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные).

        Полевой социологический эксперимент  представляет собой такую разновидность  экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).  По степени активности исследователя среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь имеет описание факторов, составляющих в своей совокупности социальный объект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений. Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фактор) и не вмешивается в ход событий.

Информация о работе Методология и методы социологического исследования