Методология планирования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:25, курс лекций

Краткое описание

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2
1.2. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 3
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 10
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 10
2.2. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
3. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17
3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 20
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 23
4. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 28
4.1. СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО 30
5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 33
5.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 33
5.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ 36
5.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 38
6. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ 41
6.1. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 41
6.2. РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-план- лекции.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы  разрабатываются непосредственно  под руководством и при личном участии предпринимателя — учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные  специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендации раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства

недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:

—  какой вид продукции  или какое новое дело выбрать  для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

—  каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

—  какие ресурсы  и в каких количествах потребуются  для организации бизнес-проекта;

—  сколько будут  стоить необходимые ресурсы и  где найти надежных поставщиков;

—  каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

—  какой может быть рыночная цена на данную продукцию  и как на нее повлияют конкуренты;

— какими могут быть общие  доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

— каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или  иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

1)  общие исходные  данные и, условия выполнения  проекта;

2)  рынок сбыта продукции  и производственная мощность;

3)  материальные факторы  производства и требуемые ресурсы;

4)  местонахождение  предприятия и транспортные связи;

5)  проектно-конструкторская документация;

6)  организация предприятия  и накладные расходы;

7)  потребность трудовых  ресурсов и источники покрытия;

8)  планирование сроков  осуществления проекта;

9)  финансово-экономическая  оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели.

1.  Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

2.  Вводная часть:  основные положения предлагаемого  проекта.

3. Анализ положения  дел в отрасли: текущая ситуация  и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

4.  Существо предлагаемого  проекта: выпускаемая продукция;  выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

5.  Производственный  план: содержание технологического  и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

6. План маркетинга: предполагаемые  цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

7.  Организационный  план: форма собственности; сведения  о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

8.  Финансовый план: план доходов и расходов; денежные  поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

9.  Оценка риска:  слабые стороны предприятия; вероятность  появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

10.Приложения: перечень  основных документов.

В российском малом и  большом предпринимательстве в  последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области:

—  наименование инвестиционного  проекта и его краткое описание;

—  цель проекта и  сроки его реализации;

—  срок окупаемости  инвестиций;

— ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);

— предполагаемая стоимость  проекта (общая стоимость, в том  числе привлечение средств из областного бюджета);

—  предельно минимальный  срок кредита;

—  форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);

—  план инвестиций и  срок возврата ссуды по месяцам года;

—  основные рынки  сбыта продукции и конкуренты;

—  результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка  технологии, оборудования);

—  структура себестоимости по основным статьям расходов. Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что действующее  российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.

6.2. РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Бизнес-планы служат основанием для выбора наиболее экономичных инновационных проектов. Однако эффективность бизнес-планирования проявляется только после реализации проекта в реальных производственных или рыночных условиях. Это означает как необходимость повышения качества планируемых показателей, так и возможность получения высоких реализационных результатов. Бизнес-план дает каждому предпринимателю четкие ориентиры на период действия проекта. Сравнивая получаемые результаты с запланированными показателями, предприниматель или менеджер может судить о том, как идет его бизнес, а при необходимости принять организационно-управленческие решения для улучшения своих дел.

Бизнес-планирование является не только важнейшей функцией производственного менеджмента, но и составной частью успеха любой хозяйственной деятельности. Как свидетельствует зарубежный опыт, пренебрежение бизнес-планом может очень дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы (поставщики, потребители, конкуренты, банки), имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а следовательно, планировать и свою деятельность. План нужен также для того, чтобы все сотрудники имели ясное представление о главных целях и задачах фирмы, а также об основных требованиях, предъявляемых лично к ним. Здесь можно сослаться на пример процветающих фирм, персонал которых имеет четкое представление о собственных задачах и общих целях компании. И, кроме того, следует учитывать утвердившуюся в среде мировых банкиров точку зрения о том, что самая распространенная причина банкротств состоит вовсе не в нехватке денежных средств, а в неспособности предпринимателя правильно спланировать свою деятельность.

Правильное деловое  планирование также способствует успешной реализации бизнес-проектов, созданию системы контроля за ходом рыполнения бизнес-плана и внесения в него соответствующих изменений. Этап реализации бизнес-плана охватывает обычно период времени от принятия решения об инвестировании проекта до начала коммерческой деятельности фирмы. Реализация делового плана означает выполнение проектных предложений и достижение положительных экономических результатов. Это предусматривает использование линейных и сетевых моделей, соединяющих в единую систему различные виды и этапы выполняемых работ, имеющих определенную продолжительность и стоимость. Приведем содержание основных работ, предусматривающих реализацию конкретного бизнес-плана на отечественных предприятиях:

—  набор и комплектование команды внедрения;

—  создание и регистрация  хозяйственной фирмы;

—  приобретение или разработка прогрессивной технологии;

—  выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков;

—  подготовка заявочных  документов;

—  формирование и  выставление предложений;

—  обоснование рыночной цены товара;

—  проведение переговоров  и заключение контрактов;

—  приобретение или  оформление аренды земли;

—  проведение строительно-монтажных  работ;

—  закупка и установка  технологического оборудования;

—  заключение договоров  о закупке материальных ресурсов;

—  осуществление маркетинговых  исследований;

—  обучение и расстановка специалистов фирмы;

—  завершение бизнес-проекта;

—  освоение производства продукции;

—  организация рынка  сбыта товаров.

В процессе реализации бизнес-проекта  разрабатывается план-график выполнения основных этапов работ и составляется уточненная смета затрат. Планирование затрат рабочего времени на выполнение предусмотренных проектом работ производится с помощью известных методов нормирования труда персонала или на основе составления расписания. Обычно при составлении расписаний используются линейные графики, отражающие принятую последовательность и продолжительность выполнения каждой работы или задачи. В описание любой задачи включаются следующие факторы:

— работа, подлежащая осуществлению  в проекте;

— ресурсы, потребные  для выполнения работ;

—  время, необходимое  для завершения задачи;

—  информация, характеризующая  содержание работы;

— результаты, предусмотренные  бизнес-планом;

— взаимодействия, регламентирующие работу персонала. Планирование бюджета  реализации предусматривает определение

стоимости экономических  ресурсов, требуемых для внедрения  бизнес-проекта. Оценочные издержки необходимых для внедрения бизнес-проекта ресурсов служат основой планирования предпроизводственных капитальных вложений, являющихся частью общих инвестиционных расходов. При расчете производственных издержек могут быть использованы действующие рыночные или прейскурантные цены на оборудование, материалы и другие предметы труда и средства производства. Стоимость рабочей силы может быть рассчитана с помощью приближенных способов, например умножением месячных или часовых ставок на число человеко-месяцев или дней работы. При отсутствии справочных данных они могут быть установлены на основе экспертных и других оценок специалистов-менеджеров. В процессе планирования потребности денежных ресурсов на реализацию бизнес-проекта следует учитывать возможность изменения вероятной даты начала и окончания работ и стоимости материальных и трудовых ресурсов. В этом случае могут быть использованы соответствующие коэффициенты дисконтирования или приведения затрат к сроку начала выполнения строительно-монтажных работ, известные индексы инфляции и другие корректирующие нормативы и показатели. При задержке начала плановых сроков реализации бизнес-проекта необходимо пересмотреть все расчетные показатели и сроки поступления инвестиций и ресурсов.

Информация о работе Методология планирования в рыночной экономике