Методология планирования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:25, курс лекций

Краткое описание

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2
1.2. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 3
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 10
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 10
2.2. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
3. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17
3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 20
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 23
4. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 28
4.1. СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО 30
5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 33
5.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 33
5.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ 36
5.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 38
6. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ 41
6.1. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 41
6.2. РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-план- лекции.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

1) следует ли планировать производство данного продукта на предстоящий период;

2)  какое количество  продукции необходимо планировать  к выпуску;

3)  какая прибыль  или убыток будут получены  при выполнении плановых работ?

В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все выше поставленные вопросы. На первый вопрос теория внутрифирменного планирования дает такой ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо максимальную прибыль, либо убытки будут минимальными и находиться в пределах постоянных издержек. На второй вопрос ответ также совершенно очевиден: в планируемый краткосрочный период фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. На третий вопрос ответ состоит в выборе фирмой варианта максимизации прибыли за счет развития производства или минимизации убытков путем своевременного прекращения выпуска данной продукции.

Приведем разработанные в рыночной экономике основные правила или типовые модели производственного поведения фирмы, которые с успехом могут быть использованы на отечественных предприятиях при планировании прибыли от реализации продукции:

1. Фирма получает прибыль  до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки.

2.  Максимальная прибыль  достигается, если цена больше  минимума средних валовых издержек фирмы.

3.  Нулевая прибыль  соответствует точке равновесия  цены продукции предельным издержкам на ее производство.

4. Фирма будет иметь  убыток, если средние валовые  издержки становятся выше цены продукции.

5.  Наименьшие убытки  возникают на фирме, если цена  меньше минимума средних валовых  издержек, но больше минимума  средних переменных издержек.

6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.

Валовая экономическая прибыль определяется разностью соответствующих доходов и издержек по формуле

ВП = ВВ - ВИ,                                                                     (8.1)

где ВП — валовая прибыль; ВВ — валовая выручка; ВИ — валовые  издержки.

Планируемая годовая  прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле

П = S(Ци-Си)*N

где П — прибыль  от реализации продукции, руб; Ци —  рыночная цена изделия; Си — себестоимость изделия; N   — объем реализации продукции.

Выручка от реализации продукции  рассчитывается по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров. Метод определения выручки устанавливается предприятием на длительный срок, исходя из условий хозяйствования и договоров, заключенных на ряд лет. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, исключают из выручки экспортные тарифы.

К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реализации, относятся следующие доходы:

1)  доходы, полученные  предприятием за счет долевого  участия в деятельности других фирм, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам;

2) доходы от сдачи  имущества в аренду;

3) доходы от дооценки  производственных запасов и готовой  продукции;

4)  присужденные или  признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

5)  прибыль прошлых  лет, выявленная в отчетном  году;

6)  положительные курсовые  разницы по валютным счетам, а  также операциям в иностранной валюте;

7)  другие доходы  от операций, непосредственно не  связанных с производством и реализацией продукции.

Разработанный на предприятии  годовой план доходов должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина которой покрывает все годовые расходы на производственную и социальную деятельность.

5.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ

Разработка финансового  плана предприятия предусматривает  определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период. С точки зрения бухгалтерского подхода прибыль состоит из двух компонентов. Первый является доходом от основной деятельности фирмы, и представляет собой разность между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и всеми иными затратами. Второй вид дохода проистекает из факта владения предприятием определенными видами активов, приносящими прибыль, например ценные бумаги, деловые обязательства и пр. К этому же виду прибыли относятся активы, стоимость которых может измениться в ходе планируемого или отчетного периода. Это могут быть материальные запасы, технологическое оборудование, земельные участки и т.д. Прибыль в планируемом и отчетном периоде должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.

Процессы планирования и распределения прибыли, полученной от реализации произведенной продукции, тесно связаны и осуществляются в ходе текущей финансовой деятельности предприятия. Например, если фирма не располагает на начало планируемого периода своими запасами сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, то все закупки и расходы относятся на данный год, квартал или месяц. При этом предполагается, что выпущенные изделия и выполненные работы будут полностью реализованы и оплачены в предстоящий период. В этом случае годовая прибыль от реализации продукции определяется как разница между объемом продаж и суммой производственных издержек и расходов на сбыт товаров и услуг. К их числу, помимо затрат на закупку сырья и материалов, следует отнести расходы на содержание персонала и транспортные перевозки, суммы амортизационных отчислений и налоговых выплат, а также затраты предприятия, связанные с управлением и финансовыми операциями, и т.д. Сложнее обстоит дело с определением изменения стоимости множества элементов активов предприятия, различных материальных ресурсов, ценных бумаг и др. Если рыночная стоимость активов за отчетный срок возросла, то необходимо учесть эту добавочную стоимость, которая представляет собой по существу потенциальную прибыль. Наличие потенциальной прибыли свидетельствует о возможных расхождениях в экономической и бухгалтерской оценках общих конечных результатов производства и распределения балансовой прибыли в планируемом или отчетном финансовом году.

Балансовая, или общая, прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых  доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном году:

Пб = Пр + Ппр + Пвр,

где Пб — балансовая или  общая годовая прибыль; Пр — прибыль  от реализации продукции; Ппр — прибыль от прочей реализации; Пв — прибыль от внереализационной деятельности.

К расходам и потерям, отражаемым при планировании прибыли, относятся:

— затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;

— затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, кроме возмещенных затрат;

—  некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

— потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;

— убытки по операциям  с тарой;

— судебные издержки и  арбитражные расходы;

— присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

— суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;

— убытки от списания дебиторской  задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания;

— убытки по операциям  прошлых лет, выявленные в текущем  году;

— некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— убытки от хищений, виновники  которых по решению суда не установлены;

— отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также  операциям в иностранной валюте.

Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяется в установленном действующим законодательством порядке: перечисление в государственный и муниципальный бюджет и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, потребления, резервных и других на предприятии; создание фондов оплаты труда, выплата вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и др.

Расчетная, или  чистая, прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:

Прас = Пбал - Но,

где Прас   — расчетная  годовая прибыль; Но — общая сумма налоговых отчислений в год.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на оплату труда персонала и образование финансовых фондов.

5.3. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА

Показатель  рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях:

отдельных изделий и  всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например на машиностроительных предприятиях, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле

где Ри — рентабельность изделия; Ци — рыночная цена изделия; Си — полная себестоимость изделия.

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. На машиностроительных предприятиях общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:

где Ро — общая рентабельность производства; П — совокупная прибыль предприятия; Фо — среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия; Ос — среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.

В рыночных отношениях значительно  расширяется применение показателей  рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.

В качестве основных показателей  рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.

Рентабельность  товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции:

где Рт — рентабельность товарооборота; П — общая прибыль от реализованной продукции; С — производственная себестоимость реализованной продукции.

Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. В зарубежной практике считается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой фирме не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли или дохода. При этом, однако, следует иметь в виду, что величина этой плановой теоретически нормальной прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предприятий и фирм. Кроме того, устанавливаемая компанией норма прибыли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбирается произвольно. Тем не менее норматив рентабельности товарооборота может служить важным ориентиром как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибылиот реализации продукции.

Информация о работе Методология планирования в рыночной экономике