Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель данной работы – исследование системы управления на примере ООО «ИКЕА»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды и задачи управления ;
2. исследовать развитие управленческой мысли;
3. изучить методологию исследования системы управления;
4. дать характеристику исследуемому предприятию;
5. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
6. Использовать матричные схемы при определении причинных зависимо-стей между выявленными проблемами;
7. Разработать цели учреждения на основании теории Анри Файоль
8. выявить проблемы существующие в системе управления данного предприятия и предложить пути и решения.
Введение………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты и методологические основы управления………….
Сущность, виды и задачи управления………………………………………..
Развитие управленческой мысли……………………………………………...
Методологические основы исследования систем управления……………...
Исследование системы управления ООО «ИКЕА»………………………….
Характеристика и основные направления деятельности организации……..
Анализ внешней среды………………………………………………………...
Анализ внутренней среды……………………………………………………..
Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами………………………………………
Разработка и постановка целей учреждения на основании теории Анри Файоля…………………………………………………………………………..
Административная доктрина Анри Файоля………………………….............
Построение дерева целей и решений стратегии развития органиции…………….....................................................................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников.............................................................................................
В 30-е годы XX в. возникает вторая, основная школа в американской теории управления - доктрина «человеческих отношений». Одним из ее основоположников был Э. Мэйо, специалист в области антропологии, социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего исследования то, что осталось вне поля зрения «классической теории», а именно психологические мотивы поведения людей в процессе производства, «групповые отношения», проблемы «конфликта сотрудничества», «коммуникационные барьеры», «неформальную организацию». Чувства рабочего, его настроения, убеждения становятся специальным и важным предметом изучения.
После многолетних экспериментов Э. Мэйо пришел к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом именно этих факторов. Современные американские авторы сводят содержание доктрины человеческих отношений к трем положениям: человек представляет собой социальное животное, подчиняющееся законам «стада», и требуется создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации; с «природой человека» несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо разработать такие методы и формы управления, которые могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника, его интеллектуальный потенциал; решение «проблемы человека» - дело бизнесменов, поэтому их задачей является решение социальных проблем труда, его гуманизация, обучение и воспитание работников, авторитетное управление и т.д.
Э. Мэйо и его последователи были убеждены в том, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности рабочих, причем предприниматели, только выиграют, так как резко возрастает производительность труда. Значительное место в работах теоретиков «человеческих отношений» занимают организационные принципы управления и анализ мотивов поведения людей в группе. Они считают, что предлагаемые рекомендации вызовут у рабочих «эффект сопричастности» к управлению, помогут внушить, что они партнеры собственника. В этих целях рабочим, представлялось право оценивать своих мастеров, участвовать в квалификационных комиссиях, обсуждать способы борьбы с браком, решать вопросы распределения премий и т. д [8 c,27].
«Классическая теория научного менеджмента», доктрина «человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники явилось базой современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: «эмпирической», «социальных систем», «новой», «ситуационной теории», «маркетинга».
«Эмпирическая» школа» базируется на изучении и обобщении опыта управления. Ее задача выработана, на основе опыта работы крупных менеджеров, президентов и вице-президентов компания, консультантов и т.п. наставления, инструкции, указания для менеджеров с целью использования их в практической деятельности. Считая управление главным образом искусством, эта школа выбрана основным объектом своих исследований менеджера, имеющего управленческий опыт. Эмпирическая школа ставит своими проблемами исследование функций управления, разработку критериев подбора, и оценки руководителей, исполнительских кадров, рационализацию организационных структур управления и др [9 c,46-47].
Школа «социальных систем» критически оценивает предшествующие концепции управления и теоретически обобщает новый опыт управленческой деятельности, предпринимая попытку создать «теорию» управления, нормы которой можно было бы применить для всех промышленных предприятий. Эта теория рассматривает социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. При этом делается вывод, что материальный стимул является важным, но не единственным. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, а также гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами организации являются цель и оптимальные путь ее достижения. Анализ социальных процессов проводиться с помощью кибернетики, экономико-материальных методов, теории игр, теории информации, теории принятия решений и т.д. Большое значение придается изучению взаимодействия социально-психологических и организационных отношений на предприятии [14. c, 56]
В последние годы на теории управления значительно повлияла «новая школа», основная цель которой - повышение рациональности решений. Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода исследования операций в области управления производством, который выражается в построении математических моделей наиболее часто встречающихся подзадач управления. С математическим моделированием тесно связана обширная область сетевых методов планирования и управления. «Новая школа» предусматривает широкое применение в процессе кибернетики и теории автоматического управления. В результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики, с другой, родился системный подход (Норберт Винер, Клод Шеннон), или системный анализ, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. Сущность системного подхода в управлении характеризуется:
Существующие теории организации и управления все чаще оказываются не в состоянии ответить на усложняющиеся нужды практического управления. Бизнесмены подвергают критике теории: управления за их «непрактичность» и «оторванность» от реального мира, неспособность служить конкретным инструментом в практике работы.
Этим объясняется появление «ситуационной теории управления», цель которой - переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Американский специалист по управлению Р. Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что невозможно анализировать их с точки зрения современных теорий организации. Он считает, что нужно разрабатывать ситуационные принципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях. Эта предпосылка стала постепенно доминировать в системе подготовки и повышения квалификации менеджеров. В учебном процессе в области управления акцент стал переноситься на изучение и анализ конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма. Ситуационный подход затрагивает в настоящее время почти все основные школы и направления американской теории организации и управления. Однако некоторые американские теоретики, несмотря на успехи, достигнутые путем «новейших методов» управления, доказывают, что руководство - это, прежде всего искусство, не поддающееся правилам и канонам[16. c,31].
Маркетинг. В 50-60-х годах XX в. в экономике капиталистического мира возникла и стала развиваться особая концепция под названием "маркетинг". Согласно этой концепции, все этапы производственно-сбытового процесса, все стороны деловой активности фирмы должны быть строго подчинены задачам реализации ее продукции на рынке, а организация самого сбыта должна быть более гибкой и полнее учитывать запросы клиентов. В настоящее время теория маркетинга представляет собой специальную дисциплину экономической науки, курс которой читается на всех экономических факультетах высших учебных заведений развитых зарубежных стран. Концепция маркетинга, известная еще под названием "рыночной концепции управления", вызвала к себе живой интерес со стороны предпринимателей и коммерсантов, так как практически являлась научно обоснованной методикой умножения прибылей. Согласно новой концепции маркетинга, весь процесс деятельности фирмы начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые призваны обеспечить надежный, основанный на фактах и ориентированный на особенности покупателей базис для дальнейшего планирования всех деловых операций.
Все более важным инструментом управления деятельностью предприятий становятся бизнес-планы, определяющие их деятельность на ряд лет. Служба сбыта фирмы участвует теперь во всех стадиях процесса планирования, т.е. переход на принцип маркетинга в управлении сопровождается его организационной перестройкой [18. c,67].
Маркетинг на предприятии - это часть менеджмента, функциональными задачами которого являются:
В настоящее время каждая организация или фирма постоянно испытывает ощутимые воздействия изменяющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали оказывать ту же самую услугу с использованием новой технологии и с меньшими издержками; появилась новая аналогичная услуга с большим потребительским эффектом; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т.д. В таких нестабильных условиях важно сформировать неформальные группы, дееспособные команды, развить индивидуальную предприимчивость, создать условия для личностного роста сотрудников, эффективно использовать информацию и знания. Другими словами, необходимо средствами управления обеспечить эффективную адаптацию организации. В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории [15. c,16]
1.3 Методологические основы
Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов.
Выделяются несколько уровней методологии:
Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.
Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделяют:
Также выделяют основные требования к использованию системного подхода:
Выделяю, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.
Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей.[17. c,183].
Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации [19. c,84].
Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет: