Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель данной работы – исследование системы управления на примере ООО «ИКЕА»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды и задачи управления ;
2. исследовать развитие управленческой мысли;
3. изучить методологию исследования системы управления;
4. дать характеристику исследуемому предприятию;
5. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
6. Использовать матричные схемы при определении причинных зависимо-стей между выявленными проблемами;
7. Разработать цели учреждения на основании теории Анри Файоль
8. выявить проблемы существующие в системе управления данного предприятия и предложить пути и решения.
Введение………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты и методологические основы управления………….
Сущность, виды и задачи управления………………………………………..
Развитие управленческой мысли……………………………………………...
Методологические основы исследования систем управления……………...
Исследование системы управления ООО «ИКЕА»………………………….
Характеристика и основные направления деятельности организации……..
Анализ внешней среды………………………………………………………...
Анализ внутренней среды……………………………………………………..
Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами………………………………………
Разработка и постановка целей учреждения на основании теории Анри Файоля…………………………………………………………………………..
Административная доктрина Анри Файоля………………………….............
Построение дерева целей и решений стратегии развития органиции…………….....................................................................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников.............................................................................................
Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.
Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.
Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.[3. c,42].
Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п.
Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития системы управления. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.
Результатами исследования системы управления должно быть не только обоснованные направления развития системы на перспективный период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики системы управления. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в системе управления и их последующей ликвидации [16. c,265].
К таким методам относятся: самообследование; интервьюирование, беседа; активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня; анкетирование; изучение документации и информационных материалов; фукнкционально-стоимостной анализ; декомпозиция; последовательная подстановка; сравнение; динамический; структуризация целей; экспертный; социологический; органолептический; нормативный; параметрический; главных компонент; балансовый; корреляционный; матричный; аналитически-расчетный; аналогий; сетевой; блочный; творческих совещаний; морфологический анализ; дифференциальный, комплексный и смешанный; индексный; графический и номографический [25, c.314].
Вывод по первой главе
В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты и методологические основы управления. Дано следующее понятие управления-деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).Далее исследуем систему управления на примере ООО «ИКЕА»
Глава 2. Исследование системы управления ООО «ИКЕА»
2.1 Характеристика и основные
направления деятельности
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd. Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Данное предприятие по своей организационно правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами) [1].
Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с ограниченной ответственностью «ИКЕА» было создано с целью получения прибыли и может заниматься любой деятельностью, за исключением запрещенной законом.
Срок деятельности — не ограничен.
Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке [1].
ИКЕА - это шведская компания, которая вот уже более 60 лет создает мебель и предметы интерьера собственного дизайна. Одной из ведущих сфер деятельности компании в настоящее время является производство и розничная продажа мебели и товаров для дома так же есть свои ресторан ИКЕА-IFS для обеспечения посетителей, свежеприготовленной едой [29].
Основная задача: удовлетворять потребности всех посетителей магазина, предлагая товары по доступным ценам и обеспечивая хорошее обслуживание.
Главная миссия ИКЕА заключается в том, чтобы изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей, предлагая широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей могли их купить [26].
Товары ИКЕА – это сочетание практичности, красоты и низких цен. В ассортименте есть решения для обустройства любой комнаты в доме. Среди стилей найдутся подходящие для каждого – от романтика до минималиста. Все товары гармонично сочетаются между собой независимо от выбранного покупателем стиля. Дизайнеры и разработчики ассортимента компании усердно трудятся, чтобы благодаря товарам в доме было все необходимое, но при этом ничего лишнего.
Низкие цены – это краеугольный камень бизнес-идеи ИКЕА и концепции компании. Все товары ИКЕА создаются с одной главной мыслью: благодаря низким ценам красивые и удобные предметы домашнего обихода могут быть доступны каждому. Каждый раз компания стремится делать вещи немного лучше, проще, эффективнее и обязательно – рентабельнее.
Занимаясь производством и продажей мебели, компания решила придерживаться простого правила: начинать разработку каждого товара с установки его цены. В этом и заключаются методы ИКЕА – максимально эффективно использовать сырье, чтобы создавать качественные и при этом недорогие товары, отвечающие потребностям и предпочтениям людей.
Компания ИКЕА следует девизу: главный в магазине - покупатель. Поэтому ИКЕА решила, чтобы посетители чувствовали себя максимально свободно и комфортно в магазине. В связи с этим в ИКЕА развита система самообслуживания. Покупатели сами делают выбор, сами забирают товар со склада и сами подвозят выбранные товары к кассе. По пути к кассам у покупателя должна быть возможность выбрать аксессуары и сделать последние покупки. Покупатель может сам доставить свои товары домой. Практически все предметы мебели представляют собой разборные конструкции в плоских упаковках. Такая мебель занимает мало места в транспортировке и хранении [29].
Еще одним важным элементом относящимся к корпоративной культуре в компании ИКЕА, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации.
Они помогают управлять бизнесом, решать проблемы, и принимать мудрые решения всем вместе. Выделяются 10 ценностей:
Рассмотрев ценности в совокупности, формируется путь - общая культура ИКЕА – то, что получило название «поступать в духе ИКЕА» Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации. Кроме того, важно знать, в какой степени образ, созданный компанией, совпадает с реальным представлением работников компании о положении дел в ней и насколько предлагаемые ценности разделяются работниками.
В 44 странах мира расположено более 330 магазинов ИКЕА. Управление делами на предприятии распределено между директором, исполнительным директором и менеджерами. IKEA в России. Интересы IKEA в России представляют её дочерние компании [29].
Организационная структура
магазина ИКЕА в России
2.2 Анализ внутренней среды
Исследование внешней и внутренней среды имеют огромное значение для деятельности компании, тем более такой сложноорганизованной, как ИКЕА. Они позволяют организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Микросреда включает в себя: «ближайшее окружение» фирмы, то есть поставщиков, конкурентов, контактные аудитории [9.c,348].
Поставщики: Сегодня 2 150 поставщиков в 56 странах производят товары, которые затем продаются в магазинах ИКЕА. Компанию ИКЕА обслуживают «лояльные» поставщики, также работающие с ее конкурентами. Взаимодействие компании с поставщиками реализуется посредством договоров через закупочные офисы. Закупочные службы IKEA работают в 60 странах мира – на компанию работают более 1300 сотрудников. За счет прямого общения с поставщиками она может хорошо изучить их возможности. Разработав какой-то новый товар, IKEA рассылает спецификацию модели по нескольким закупочным службам в разных странах. И они фактически соревнуются между собой, чтобы найти производителя с оптимальными производственными затратами. Но поставщики, выполняющие заказы для ИКЕА, продолжают работать с ее конкурентами. Например, в Швеции ИКЕА почти 40 лет сотрудничает с фабрикой, специализирующейся на производстве книжных полок, и все это время фабрика выпускала те же товары для конкурентов компании. ИКЕА заинтересована в том, чтобы поставщик не зависел полностью от ее заказов, т.к. когда фабрика загружена заказами от одной компании, у нее нет стимула развивать свои технологии. Но ИКЕА запрещает копировать свои модели или продавать их самостоятельно [28].
С точки зрения предоставляемого поставщиками ассортимента их можно отнести к узкоспециализированным. Каждый из них обеспечивает компанию ИКЕА одним (максимум тремя) видами продукции. Такая организация поставок способствует лучшему соотношению «цена/качество».
Зависимость компании ИКЕА от поставщиков мала из-за конкуренции на рынке производителей и выгодным условиям сотрудничества с компанией ИКЕА. Даже наоборот, часто наблюдается зависимость поставщиков от ИКЕА. Для многих убыточных российских предприятий важны ее заказы.
Взаимозависимость ИКЕА и
поставщиков выражается в