Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель данной работы – исследование системы управления на примере ООО «ИКЕА»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды и задачи управления ;
2. исследовать развитие управленческой мысли;
3. изучить методологию исследования системы управления;
4. дать характеристику исследуемому предприятию;
5. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
6. Использовать матричные схемы при определении причинных зависимо-стей между выявленными проблемами;
7. Разработать цели учреждения на основании теории Анри Файоль
8. выявить проблемы существующие в системе управления данного предприятия и предложить пути и решения.
Введение………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты и методологические основы управления………….
Сущность, виды и задачи управления………………………………………..
Развитие управленческой мысли……………………………………………...
Методологические основы исследования систем управления……………...
Исследование системы управления ООО «ИКЕА»………………………….
Характеристика и основные направления деятельности организации……..
Анализ внешней среды………………………………………………………...
Анализ внутренней среды……………………………………………………..
Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами………………………………………
Разработка и постановка целей учреждения на основании теории Анри Файоля…………………………………………………………………………..
Административная доктрина Анри Файоля………………………….............
Построение дерева целей и решений стратегии развития органиции…………….....................................................................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников.............................................................................................
Конкуренты:
Методы ведения конкурентной борьбы компанией ИКЕА – исключительно добросовестные: повышение качества продукции, расширение спектра дополнительных услуг, повышение имиджа фирмы, снижение себестоимости продукции. Изучается ассортимент конкурентов, и если при этом обнаруживается какая-нибудь новинка, которая могла бы пополнить собой ассортимент IKEA, то дизайнерам компании предлагается разработать что-то похожее. Руководство присматривается к тому, как конкуренты предлагают свои товары покупателям. По оценке основателя компании Ингвара Кампрада, «нет ничего необычного в том, что делают конкуренты». С другой стороны, у ИКЕА можно позаимствовать организацию розничной торговли или закупочную концепцию [26].
Контактные аудитории:
Внутренние контактные аудитории : включают трудовой коллектив, менеджеров, друзей фирмы. Руководство ИКЕА осознает важность «корпоративного духа» своих сотрудников и стремится, чтобы персонал был позитивно настроен по отношению к своей фирме. Кадровая политика в ИКЕА мягкая. Максимально используется творческий потенциал работников. Для сотрудников действуют 15%-ные скидки на товары ИКЕА.
2.3 Внешняя среда
Контактные аудитории госучреждений включают: контакты со службой занятости, различными министерствами и ведомствами, таможенной службой, сотрудниками налоговых и статистических органов, пожарной инспекцией и т.п.:
Финансовые контактные аудитории : необходима максимально полная информация об устойчивости, интересах и ожиданиях в финансовых кругах. От этого зависит качество банковского обслуживания, размещение временно свободных денежных ресурсов, условия предоставления кредита, что немало важно для компании занимающейся розничной продажей [28].
Контактная аудитория СМИ: Для компании ИКЕА- это мощный бесплатный канал распространения новостей, информации и комментариев, рекламных и пропагандистских материалов.
Контактная аудитория гражданских групп действия: Для успешной деятельности на рынке необходимо учитывать интересы экологических движений, потребительских ассоциаций и т.д. Компания ИКЕА во всем мире известна своими высокими экологическими требованиями к производителям своей продукции и способам ее транспортировки. ИКЕА контролирует качество и безопасность всех товаров и несет ответственность в случае брака.
Макросреда: это силы более широкого плана, которые оказывают влияние на микросреду, такие как демографические, социально-экономические, политико-правовые, природно-географические, научно-технические и культурно-исторические сферы и факторы.
Демографические силы: В связи с общим старением населения изменяется покупательная способность различных возрастных групп: пик ее достигается уже в 25-35 лет, затем она снижается и вновь повышается у 50-летних, а затем вновь снижается. В населении снижается доля детей, по прогнозам к началу второго десятилетия XXI века она будет ниже 16%. Уменьшается роль семьи как социального института. Все эти и другие мировые тенденции, имеющие место в настоящее время, влияют на величину и характер спроса на товары ИКЕА.
Экономические силы: Уровень доходов населения напрямую влияет на его платежеспособность. Из-за кризисов российской экономики в 90-х годах XX века ИКЕА не могла выйти на рынок нашей страны и сделала это только в 2000 году. Сейчас в планах ИКЕА реализация таких долгосрочных программ, как инвестирование денежных средств в российскую мебельную и деревообрабатывающую промышленность. Это позволит сделать многие предприятия более конкурентоспособными и способствует росту экономики России, что выгодно ИКЕА.
Природные силы: Для ИКЕА целесообразно сотрудничать с предприятиями из регионов, богатых лесом. Мировая тенденция сокращения лесов может в скором времени негативно отразиться на производстве мебели как компанией ИКЕА, так и ее конкурентами. По этой причине вся древесина для товаров ИКЕА поставляется только лесными плантациями, имеющими сертификаты Лесного попечительского совета, что гарантирует восстановление срубленного леса. Проводятся акции в защиту лесов [29].
Для выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации используется SWOT- анализ. Это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на предприятие. Задача SWOT-анализа - дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
2.4 Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами
Причинно-следственный анализ-метод анализа данных, целью которого является обнаружение причинных связей между условиями и событиями. Он является первичной попыткой научного анализа управленческих систем, характерной чертой которого выступает наиболее сильная связь между переменными, приводящая к качественному преобразованию одного элемента другим.
Объектом причинно-следственного анализа выступает прочная устойчивая зависимость между двумя факторами, в которой один из факторов выступает способом изменения другого фактора.
Главной целью причинно-следственного анализа является выявление цепочки причинно-следственной зависимости между переменными исследуемого процесса.
Основные задачи причинно-следственного анализа:
Достижение этих задач становится возможным при построении когнитивного графа, на основании которого можно определить локальные участки управляемой системы с отрицательной обратной связью.
При анализе причинной зависимости особое внимание следует уделить характеру этой зависимости.
Этапы проведения причинного анализа:
Смысл матричной схемы заключен в коллективной оценке влияния одних проблем на другие, что дает возможность строить предположения о естественных тенденциях развития проблемных ситуаций и о порядке последовательностей нейтрализации.
Ниже представлен фрагмент матрицы проблем объединения для ООО «ИКЕА» (таблица 1).
Достижение этих задач становится возможным при построении когнитивного графа, благодаря которому можно определить локальные участки управляемой системы с отрицательной обратной связью.
Использование метода графа проблем начинается с построения матрицы проблем, при помощи которой определяются причинно-следственные связи между проблемами. Граф проблем ООО «ИКЕА» представлен на рисунке 1.
Таблица 1
Фрагмент матрицы проблем объединения для ООО «Икеа»
№п/п |
Название проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сумма причин |
1 |
Противоречия между отделами |
4 |
3 |
2 |
3 |
12 | ||
2 |
Недостаточная информированность сотрудников отдела |
3 |
4 |
3 |
10 | |||
3 |
Частичное несоответствие запланированного расписания работника с реальным |
2 |
3 |
5 | ||||
4 |
Недостаточно точно осуществляется прогноз продаж, покупателей и посетителей |
2 |
1 |
5 |
8 | |||
5 |
Недостаточное информирование руководителей отделов |
1 |
2 |
5 |
8 | |||
6 |
Недостаточность в подготовке и проведении собраний в отделах |
2 |
2 | |||||
Сумма следствий |
1 |
8 |
8 |
6 |
3 |
19 |
Рисунок 1. Граф проблем объединения ООО «ИКЕА»
Анализирую таблицу 1 и построенный по данной таблицы граф проблем объединения, изображенный на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что в организации существует такая проблема как – коммуникативный барьер.
Данная проблема полностью может исчерпать себя при решение проблем с информированием руководителей отделов. Это позволит наладить коммуникативные каналы и приведет к увеличению числа сотрудников имеющих доступ к передаче и получению информации по внутренней электронной почте, что в свою очередь наладит коммуникационные потоки и сотрудники смогут информировать других сотрудников. Например, о проводимых акциях в магазине, что улучшит понимание между отделами, т.к. они смогут консультировать друг друга, в итоге разрешив свои противоречия между отделами. Вследствие чего наладятся горизонтальные коммуникационные каналы. Анализируя вместе прогноз продаж и покупателей, каждый отдел может предоставить более точную информацию по своему отделу, что приведет к минимизации порога между прогнозом и реальной ситуацией. Что позволит более точно рассчитать количество сотрудников необходимых, в нужное время, в нужном месте.
Глава 3. Разработка и постановка целей учреждения на основании теории Анри Файоля
Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников.
Принципы управления - это основные правила, которые определяют построение и функционирование системы управления. Важные требования и соблюдение которых обеспечивают эффективность управления. Таким образом, Файоль считал, что принципы помогают ориентироваться, он их отожествляет с маяком [17, с.67].
Цель - тот конечный рубеж, на достижение которого через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.
Основными функциями управления организацией являются: