Методология, технологии и практика управления социально-экономическими процессами (на примере ООО «ИКЕА»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование системы управления на примере ООО «ИКЕА»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды и задачи управления ;
2. исследовать развитие управленческой мысли;
3. изучить методологию исследования системы управления;
4. дать характеристику исследуемому предприятию;
5. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
6. Использовать матричные схемы при определении причинных зависимо-стей между выявленными проблемами;
7. Разработать цели учреждения на основании теории Анри Файоль
8. выявить проблемы существующие в системе управления данного предприятия и предложить пути и решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты и методологические основы управления………….
Сущность, виды и задачи управления………………………………………..
Развитие управленческой мысли……………………………………………...
Методологические основы исследования систем управления……………...
Исследование системы управления ООО «ИКЕА»………………………….
Характеристика и основные направления деятельности организации……..
Анализ внешней среды………………………………………………………...
Анализ внутренней среды……………………………………………………..
Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами………………………………………
Разработка и постановка целей учреждения на основании теории Анри Файоля…………………………………………………………………………..
Административная доктрина Анри Файоля………………………….............
Построение дерева целей и решений стратегии развития органиции…………….....................................................................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников.............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_teorii_upravlenia.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим более подробно данные функции, проанализировав их применение на рассматриваемом  предприятие.

Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.

Организационная структура компании ИКЕА представляет собой иерархический тип, принцип которого заключатся в том, что каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. Вытекающий из него принцип -соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии, где происходит разделение труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям. Формализация и стандартизация деятельности, обеспечивают однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач. Это объясняет   квалификационный  отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с компании ИКЕА производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями к работнику.

Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность [13.c,227].

Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

В компании ИКЕА в большинстве типов планирования преобладает краткосрочное (текущее) планирование. Краткосрочное – осуществляется  путем детальной разработки (на год) планов продаж  в целом на магазин и  по  подразделениям. Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по количеству доставляемого товара, по количеству затраченных рабочих часов, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, исследований и разработок, финансового плана [28].

Основным звеном текущего планирования производства являются  календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в планах. В ИКЕА существует производственный календарь, в котором четко прописаны рабочие часы, которые компания может затратить за год, за месяц, для всего магазина в целом, по подразделениям, либо на одного сотрудника, рассчитанные в соответствии с планом продаж на финансовый год. Исходя из этих данных составляется расписание для подразделений магазина, выясняется потребность в наборе дополнительных сотрудников.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия.

В компании ИКЕА эту работу выполняет, как правило, группа менеджеров подразделений. Они принимают меры по обеспечению бесперебойной работы магазина, решая возникающие проблемы в пределах своей компетенции. Например: выясняют причины невыполнения плана по продажам, определяют дополнительные акции и их условия, для привлечения покупателей и увеличения продаж.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

В компании ИКЕА существуют различные виды мотивации:

-если сотрудник женится или  выходит замуж компания предоставляет  один день оплачиваемого отпуска  и дарит подарочную карту ИКЕА;

-с целью поддержки сотрудников, переезжающих внутри страны, ИКЕА в России предлагает следующий пакет льгот: подготовка, переезд, подъемные и помощь в период поиска квартиры, дополнительная выплата на аренду жилья;

-после трех месяцев работы  в ИКЕА выдается полис добровольного медицинского страхования, памятка и контактный лист с телефонами лечебных учреждений;

-абонемент в фитнес центр, для  сотрудников прошедших испытательный  срок, 50% которого оплачивает компания;

-различные корпоративные мероприятия- вечеринки, игры по сплочению коллектива;

-подарочные карты  ИКЕА на  новый год, 8 марта и 23 февраля;

-памятные подарки на юбилеи  работы в компании 10,25,30 и 40 лет.

Компания ИКЕА стремится делать все возможное, чтобы создать в компании позитивную и доброжелательную атмосферу [27].

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого подразделения и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений [6.c,83].

Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В ИКЕЕ в результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс нередко происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса. К таким отклонениям можно отнести и разницу у кассира при сдаче кассы, причину которой выясняет внутренний аудит. Незаконное присвоение покупателем товара ИКЕЯ, ответственный за пресечение данных нарушений является менеджер по безопасности, и другие нарушения выявленные в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

В совокупности использование всех выше перечисленных функций позволит поддерживать эффективность организации, то есть ,непрерывность и пропорциональность производства, будет способствовать  рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

3.2 Построение дерева целей и  решений стратегии развития организации

 

Интенсивный рост компании и как следствие - увеличение количества сотрудников в сформировавшейся и стабильной команде компании - процесс, влекущий за собой появление весьма закономерных трудностей в управлении персоналом. Проблема, с которой столкнулась компания Триумф, это подбор персонала. По мере расширения проекта и появления новых задач, требуется появление новых сотрудников в команде.

В ИКЕА существуют единые предписания и требования на каждую должность, называемые профиль должности, где четко прописано какими качествами должен обладать кандидат претендующий на неё. Так как в данной компании существует как полная, так и частичная занятость, большинство сотрудников являются студенты, которые при получении диплома уходят работать из компании по своей специальности. Это приводит к текучке кадров, что сопровождается затратой дополнительных часов на обучение нового сотрудника, и в силу того что данное время является оплачиваемым, компания несет дополнительные расходы. Для упрощения принятий решений по данной проблеме, можно использовать методику разработки стратегии достижения поставленной  цели, называемой - дерево целей, представленной на рисунке 2 . Соответственно, результат и качество построенной иерархической совокупности целей зависит в основном от квалификации специалиста, составившего дерево целей. По аналогии с обычными инструментами, сам метод представляет собой инструмент, значительно облегчающий работу, но результат применения метода зависит от исполнителя.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Дерево целей компании «ИКЕА»

 

 Фактически первыми исследовали  коммуникационные процессы в  организации представители школы научного менеджмента. В частности, Ф.Тейлор разработал жесткую организационную структуру  (позднее  её усовершенствовал А.Файоль), предлагающую четкую взаимосвязь между должностями и ролями. В этой структуре имеют место только вертикальные властные связи (от руководителей к подчиненным), т.е. организация базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях. Информация передаваемая по вертикали, делится на два типа: задание и необходимое пояснение к нему, а также контроль за исполнением задания. Исходя  из данных типов информации, можно проанализировать и спрогнозировать работу руководителей отделов, что решит проблему непрерывной  работы коммуникационной сети.

Другой, так же немало важной проблемой является изменение расписания сотрудников. Это происходит из-за неспособности точно спрогнозировать количество покупателей и количество продаж, что зависит от многочисленных факторов. При воздействие которых, данные меняются и расписание является не актуальным. При изменение вызываются сотрудники, в конечном итоге у которых накапливаются переработки, оплачиваемые в конце финансового года в двойном размере, что также ведет к дополнительным убыткам компании.

Выходом из этой ситуации может стать разработка методологии и автоматизации процедур планирования. Где с детальной точностью  будет вестись учет, статистика и анализ. На мой взгляд, данные обязанности не должны входить в полномочия руководителя административного отдела, а должны быть делегированы отдельно взятому сотруднику, который будет предлагать примеры долгосрочного и краткосрочного планирования.

В системе управления компании «ИКЕА» существуют подходы из  школы «социальных систем». Действие данной школы можно проследить в льготах выдаваемых компанией сотрудникам для их мотивации побуждению к деятельности. Материальный стимул является важным, но не единственным. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, а также гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами организации являются цель и оптимальные путь ее достижения. То есть все сотрудники являются частью одной команды и лишь работая вместе и слаженно, компания  достигнет поставленной цели и высоких результатов.

Для достижения поставленных целей руководство  ИКЕА использует  системный подход в управлении, который характеризуется:

  1. формированием: целей и установлением их иерархии, как выше описывалось ставя как краткосрочные ,так  и долгосрочные ;
  2. получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей, и методов достижения целей и осуществления выбора;
  3. количественной оценкой целей и средств их достижения.

Главным инструментом в деятельности компании для привлечения посетителей является маркетинг. Который в свою очередь осуществляет:

  1. исследование, анализа и оценки нужд потребителей;
  2. маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг;
  3. анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, включая исследование деятельности конкурентов;
  4. формирование ассортиментной политики;
  5. разработка ценовой политики;
  6. сбыт продукции и реализация услуг;
  7. формирование отношений с общественностью, реклама во всех ее видах и средствах;
  8. сервис, включая все виды и формы обслуживания, находящихся в эксплуатации у потребителей;
  9. формирование предложений, рекомендаций и общее маркетингово - информационное  обеспечение в интересах всех функций менеджмента и различных других областей жизни.

Успешное выполнение данных задач, ведет к осуществлению поставленных целей компании ИКЕА. А выработанная годами система управления на данном предприятие позволяет уверенно ставить новые еще более амбициозные планы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Шведская компания IKEA была основана в 1943 году Ингваром Кампрадом как фирма, которая торговала карандашами, бумажниками и прочими мелочами. В 1947 году ИКЕА стала торговать мебелью, а в 1955 году компания начала выпуск собственных предметов мебели.

Более чем за  60 лет работы компания ИКЕА достигла серьезных успехов и имеет шанс удерживать прочные позиции на рынке и далее. Сложившаяся структура компании обеспечивает её целостность и независимость. Большие масштабы деятельности позволяют снижать издержки на единицу продукции. ИКЕА соответствует основным требованиям потребителей относительно цены, качества, дизайна товара.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные задачи исследуемой компании, главная миссия, ценности ИКЕА. Представлена организационная структура, также проанализированы функции управления, функции внешней и внутренней среды. Выявлены проблемы и по некоторым из них представлены пути их решения.

Подводя итог курсовой работе, можно с уверенностью заметить, что компания ИКЕА является образцом идеального построения системы управления. В которой отражается вся совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия. Таким образом, рассмотрев и предоставив данный материал, считаю что  цели и задачи представленные в начале написания курсовой работы были выполнены в полной мере.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 в ред. от 03.12.2012г.
  2. Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальности "Государственное и муниципальное управление" / Л. А. Бурганова. - М. : ИНФРА-М, 2008. – 137с.
  3. Теория управления : учеб. пособие для вузов по специальности "Государственное и муниципальное право" / Л. А. Бурганова. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 151с.
  4. Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальностям 080504 "Государственное и муниципальное управление", 080500 Менеджмент организации" / В. И. Коробко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 383 с.
  5. Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов по финансово-экон. специальностям / В. И. Кнорринг. - 3-е изд., изм. и доп. - М. : НОРМА, 2009. - 527 с.
  6. Теория управления : учеб. пособие для вузов по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление" / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2009. - 415 с.
  7. Теория управления : учеб. для вузов по специальности "Государственное и муниципальное управление" / Ю. В. Васильев [и др.] ; под ред. Ю. В. Васильева [и др.]. - 2-е изд., доп. - М. : Финансы и статистика, 2010. – 606с.
  8. Теория управления в примерах и задачах : учеб. пособие для вузов / А. В. Пантелеев, А. С. Бортаковский. - М. : Высш. шк., 2011. – 582с.
  9. Теория управления : учеб. для вузов по специальности 061000 Государственное и муниципальное управление / В. Ф. Уколов, А. М. Масс, И. К. Быстряков. - 2-е изд., доп. - М. : Экономика, 2012. - 655 с.
  10. Теория управления : учеб. пособие для вузов по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление" / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2010. - 415 с.
  11. Основы государственного и муниципального управления: учеб. / В. И. Кнорринг. - М. : Экзамен, 2010. - 414 с.
  12. Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов по специальности "Менеджмент" / В. И. Кнорринг. - М. : НОРМА, 2012. - 511 с.
  13. Теория управления: учеб. / Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, Ю. Н. Барышников и др.; Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ и др. - М. : Изд-во РАГС, 2012. - 558 с.
  14. Теория управления : учеб. / Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, Ю. Н. Барышников и др.; Под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ и др. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 558 с.
  15. Теория управления: консп. лекций / Н. А. Кузина Изд-во ОмГТУ, 2008 – 88 с.
  16. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. М. А. Майоровой и др.; Под общ. ред. Л. И. Евенко ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Высш. шк. междунар. бизнеса. - М. : Дело, 2011. – 700с.
  17. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. – М.: «Статут», 2012. – 592 с.
  18. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и  доп. – М.: Издательство НОРМА, 2011. – 528 с.
  19. Костин В.А. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2012. – 224 с.
  20. Менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по направлению и специальности "Менеджмент" для бакалавров / А. Н. Алексеев [и др.] ; под ред. И. Н. Шапкина. - М. : Юрайт, 2012. – 630с.
  21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2011 – 702 с.
  22. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и переаб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.
  23. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
  24. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управление на предприятии. – 2-е изд., перераб. и доп. –  М.: Высш. шк., 2013 – 304 с.
  25. Шумянкова Н. В. Муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2010. –  640 с.
  26. Бизнес- идея компании ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ikea.com/ms/ru_RU/about_ikea/the_ikea_way/our_business_idea/index.html свободный.-Загл. с экрана
  27. Льготы сотрудников ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ico-worker.com/ru/benefits/index.html свободный.-Загл. с экрана
  28. Факты и цифры о ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ikea.com/ms/ru_RU/about_ikea/facts_and_figures/about_ikea_group/index.html свободный.-Загл. с экрана
  29. Хронологиясв ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ikea.com/ms/ru_RU/about_ikea/the_ikea_way/history/index.htmlободный.-Загл. с экрана
  30. Ценности  ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ico-worker.com/ru/ikea-culture/values.html свободный.-Загл. с экрана

Информация о работе Методология, технологии и практика управления социально-экономическими процессами (на примере ООО «ИКЕА»)