Методология управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций направленных на повышение эффективности системы управления персоналом на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Задачи курсовой работы:
•рассмотреть теоретические основы методологии управления персоналом на предприятии;
•провести анализ системы управления персоналом и выявить проблемы на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога;
•разработать рекомендации направленных на повышение эффективности системы управления персоналом на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы методологии управления персоналом 4
1.1.Цели, задачи, принципы управления персоналом 4
1.2.Методы управления персоналом 9
Глава 2: Методология управления персоналом ОАО «РЖД на примере октябрьской железной дороги, цели и задачи 18
2.1. Краткая характеристика Октябрьской железной дороги 18
2.2. Проблемы управления человеческими ресурсами на Октябрьской железной дороге 21
2.3. Рекомендации для эффективного управления персоналом Октябрьской железной дороги 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Методология управления человеческими ресурсами на примере Октябрьской железной дороги.docx

— 219.18 Кб (Скачать файл)

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. [26, стр. 26]

Организационное воздействие  направлено на организацию процесса производства и управления и включает:

  1. Организационное регламентирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
  2. Организационное нормирование. Организационное нормирование в организациях предусматривает большое количество нормативов, включающих:
  • качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и т. п.);
  • эксплуатационно-ремонтные нормативы (планово-предупредительного характера);
  • трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);
  • финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка);
  • нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);
  • материально-снабженческие и транспортные нормативы;
  • организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего трудового распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок).

 

 

  1. Организационно-методическое инструктирование.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в  форме различных инструкций и  указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического  инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных  средств управления, учитывается  ценный опыт, которым обладают работники  аппарата управления.

К актам организационно-методического  инструктирования относятся:

  • должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;
  • методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения;
  • методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для решения отдельной технико-экономической задачи;
  • рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. [18, стр. 29]

Акты организационного регламентирования, нормирования и  организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в  случаях, предусмотренных действующим  законодательством, – совместно  или по согласованию с соответствующими общественными организациями и  обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие  выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми  актами ненормативного характера. Они  издаются, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение и применение действующего законодательства и других нормативных  актов, а также для придания юридической  силы управленческим решениям. Приказы  издаются линейным руководителем организации. Распоряжения и указания издаются руководителем  производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального  подразделения.

Экономические методы управления – совокупность способов воздействия  путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий  действовать в нужном направлении  и добиваться решения поставленных перед ними задач. [25, стр. 120]

  1. Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учетом спроса и предложения. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерий эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль планового ведения хозяйства заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива для достижения конечного результата.
  2. Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результате труда.

Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчет основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг.

3. Оплата труда.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные  выплаты).

Системы оплаты труда, включая  размеры тарифных ставок, окладов (должностных  окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Непосредственно в ТК РФ урегулирован порядок применения только тарифных систем оплаты труда (ст. 143 ТК РФ). Данной статьей установлены  следующие определения:

  • тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий;
  • тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты;
  • тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов;
  • тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника;
  • квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника;
  • тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ  определяется на основе их тарификации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права. Тарифные системы оплаты труда  устанавливаются с учетом единого  тарифно-квалификационного справочника  работ и профессий рабочих, единого  квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение  оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем  с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Указанные  надбавки доплаты в любом случае не могут быть ниже тех, которые установлены  соответствующими статьями ТК РФ.

Таким образом, трудовое законодательство предоставляет организациям, занятым  в различных сферах предпринимательской  деятельности, право самостоятельно выбирать и устанавливать для  своих работников формы и системы  оплаты труда.

В настоящее время в  ТК РФ виды форм и систем оплаты труда  не определены. В действующей редакции ТК РФ не упоминается и бестарифная  система оплаты труда. Ранее существовала система форм и систем оплаты труда, которая достаточно эффективно применялась  с учетом отраслевой и иной специфики  деятельности хозяйствующих субъектов. Так как ст. 135 ТК РФ специально оговорено, что организация может применять  любые формы и системы оплаты труда, за исключением запрещенных  законодательством, а ранее существовавшие формы и системы не запрещены  к применению, по нашему мнению, целесообразно  привести практические рекомендации по использованию отдельных форм и  систем оплаты труда, достаточно неплохо  зарекомендовавших себя в прошлые  годы (в том числе и в период до рыночных отношений).

4. Налоговая система составляет  важный экономический механизм  пополнения казны государства  путем взимания денег у предприятий  и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает  непосредственное влияние на  персонал, но всегда оставляет  руководителю поле для маневра  даже в условиях фискальной  системы налогообложения.

Социально-психологические  методы управления – совокупность методов воздействия на объект управления, основанных на использовании социально-психологических  факторов и направленных на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе. [20, стр. 29]

По масштабу и способам воздействия эти методы можно  разделить на две основные группы:

  1. Социологические методы. Они играют важную роль в управлении персоналом, позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов. Социологические методы составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
  2. Психологические методы. Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образу и поведению с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Применение того или  иного метода управления персоналом зависит от устоявшихся норм и  ценностей трудового коллектива, а также от целей и философии  осуществляемого бизнеса и вызывает различные реакции у индивидов. В этой связи выделяют следующие  типы трудового поведения работника  в организации:

  • первый тип – человек полностью принимает и разделяет нормы и принципы поведения в организации;
  • второй тип – человек не приемлет ценности организации, но старается  полностью следовать нормам и формам, принятым в организации;
  • третий тип – человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. [20, стр. 29]

На трудовое поведение  работника организации воздействуют многообразные регуляторы: приказы, распоряжения, положения, регламенты, традиции, обычаи, государственные  законы, общественные правила поведения, семейные традиции.

Вывод по главе

Управление —  вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие  на людей, активизирующее их совместную деятельность.

Управление персоналом организации — это целенаправленная деятельность, которая предполагает определение основных направлений  работы с персоналом, а также средств, форм и методов управления им.

Информация о работе Методология управления персоналом