Методология управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций направленных на повышение эффективности системы управления персоналом на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
Задачи курсовой работы:
•рассмотреть теоретические основы методологии управления персоналом на предприятии;
•провести анализ системы управления персоналом и выявить проблемы на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога;
•разработать рекомендации направленных на повышение эффективности системы управления персоналом на ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы методологии управления персоналом 4
1.1.Цели, задачи, принципы управления персоналом 4
1.2.Методы управления персоналом 9
Глава 2: Методология управления персоналом ОАО «РЖД на примере октябрьской железной дороги, цели и задачи 18
2.1. Краткая характеристика Октябрьской железной дороги 18
2.2. Проблемы управления человеческими ресурсами на Октябрьской железной дороге 21
2.3. Рекомендации для эффективного управления персоналом Октябрьской железной дороги 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Методология управления человеческими ресурсами на примере Октябрьской железной дороги.docx

— 219.18 Кб (Скачать файл)

Система управления персоналом — совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны работы с персоналом и предназначенных  для выработки и осуществления  эффективного воздействия на него.

Система управления персоналом в организации включает такие элементы, как определение  целей и принципов управления персоналом, определение объекта  и субъекта управления, реализацию общих функций управления и основных конкретных функций по управлению персоналом, определение методов и техники  управления, а также подходов к  определению эффективности управления персоналом. Для эффективного управления необходимы также обеспечивающие подсистемы управления персоналом.

Методы управления персоналом – совокупность определенных приемов и способов, типичных подходов к воздействию (влиянию) на персонал с целью достижения конкретных результатов  и координации их деятельности в  процессе производства. Методы управления делятся на три группы: организационно-распорядительные (административные); экономические;  социально-психологические.

 

 

Глава 2: Методология  управления персоналом ОАО «РЖД на примере октябрьской железной дороги, цели и задачи  

2.1. Краткая характеристика  Октябрьской железной дороги 

Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину —10 371,4 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. 

Октябрьская железная дорога — вторая по старшинству железная дорога России. Объединяет Санкт-Петербург и Москву. Управление находится в Санкт-Петербурге. В состав дороги входит инфраструктура до Ленинградского вокзала г. Москвы, в том числе проходящая непосредственно по территории Московской области и столицы России. Правда один путь Oктябрьской железной дороги, длиною несколько сотен метров, проходит по соседству с путями Ярославского направления Московской железной дороги.

Деятельность  Октябрьской железной дороги:

  1. Перевозка грузов и пассажиров.
  2. Транспортно-экспедиционная деятельность.
  3. Проектирование и конструкторская деятельность.
  4. Выполнение метрологических работ, изготовление и ремонт средств измерений.
  5. Торговля.
  6. Медицинская деятельность.
  7. Фармацевтическая деятельность.
  8. Образовательная деятельность.
  9. Предоставление коммунально-бытовых услуг.

Эксплуатационная длина дороги - 10371,4 км.

Перевезено грузов - 259,8 млн. тонн.

Перевезено пассажиров: в дальнем  сообщении - 22,8 млн. человек, в пригородном сообщении - 126,7 млн. человек.

На дороге трудятся более 38 тыс. человек, на всех предприятиях на полигоне дороги - более 79 тыс. человек. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

По итогам 2012 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 126,7 млн. пассажиров в пригородном сообщении, 22,8 млн. пассажиров - в дальнем сообщении и 247,4 млн. тонн грузов.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.

Основной особенностью транспортного комплекса Северо-Запада России является его экспортно-импортная  направленность. В зоне обслуживания Октябрьской дороги расположены 8 пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией.

Линия Выборг - Санкт-Петербург - Москва является звеном девятого "Критского" международного транспортного коридора. По Октябрьской дороге проходят также  важнейшие для транзитных перевозок  коридоры, имеющие международный  статус, "Север - Юг" и "Европа - Азия".

Важную роль в  осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике — Усть-Луга, которые находятся в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги.

Октябрьская железная дорога, старейшая транспортная магистраль России, имеющая богатую историю, сегодня переживает период обновления с тем, чтобы соответствовать уровню задач, поставленных перед транспортным комплексом страны правительством РФ.

Дорога удовлетворяет  спрос на транспортные услуги пассажиров и крупнейших производителей промышленной продукции Санкт-Петербурга, Карелии, Кольского полуострова, Нечерноземья. Октябрьская дорога является связующим звеном между Востоком и Западом, обеспечивает растущий международный товарообмен. Главные направления магистрали — Мурманск - Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Кошта — важнейшие звенья международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Европа - Азия".  

Одна из главных  своих задач — совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок, и следовательно, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции. От того, насколько экономически эффективно будет организована деятельность дороги, зависит степень востребованности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Цель реформирования железнодорожной отрасли — полное удовлетворение спроса на перевозки, повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к клиентам. На Октябрьской сегодня для этого создаются необходимые условия: реализуются логистические принципы в управлении перевозочным процессом, развиваются информационные технологии, расширяется спектр транспортных услуг. Мы открыты для партнеров и готовы совместно решать все возникающие проблемы. Наш принцип — эффективное, плодотворное взаимодействие с грузовладельцами, другими видами транспорта, региональными администрациями с соблюдением паритета интересов и достижением гармоничного развития экономики Северо-Западного региона.

 

2.2. Проблемы управления человеческими ресурсами на Октябрьской железной дороге

 

Организационная структура  управления Октябрьской железной дороги линейно-фукциональная, которая в принципе является наиболее распространенной в настоящее время.





 


 

 

 


 

 

Рис. 1. Организационная структура управления 

 

Данная структура удачно сочетает линейные (производственные) подразделения, которые выполняют  на предприятии весь объем основной производственной деятельности, с отделами и службами, которые реализуют  конкретные функции управления в  масштабах всей организации.

Управление персоналом невозможно без взаимодействия с другими  функциональными службами организации  по реализации стратегических задач  в процессе осуществления общеуправленческих функций, включающих планирование, распорядительство, организацию, координирование и  контроль.    Применение данной организационной структуры на предприятии  позволяет ему сохранить жесткость и простоту линейных структур, работать с высокой производительностью и иметь высокий управленческий потенциал.

Численность сотрудников филиала Октябрьской железной дороги - 79182 человек.  Чтобы детально рассмотреть движение кадров проведем расчет коэффициентов движения персонала, таблица 1.

Таблица 1

Расчет коэффициентов  движения персонала за 2010-2012 г.г.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Изменение показателя 2012/2010

ед.  

± % 

Численность персонала  на конец года, в том числе:

71256

75895

79182

7926

111,12%

Приняты на работу, (чел.)

4562

3154

3287

-1275

72,05%

Выбыли, (чел.)

77

133

59

-18

76,62%

В том числе:

     

0

 

по собственному желанию, (чел.)

58

120

48

-10

82,76%

уволены за нарушения  трудовой дисциплины, (чел.)

19

13

11

-8

57,89%

Коэффициент оборота  по приему работников

0,0640

0,0416

0,0415

-0,0225

64,84%

Коэффициент оборота  по выбытию работников

0,0011

0,0018

0,0007

-0,0003

68,95%

Коэффициент текучести  кадров

0,0008

0,0016

0,0006

-0,0002

74,47%

Коэффициент замещения

0,07

0,04

0,04

-0,02

64,91%


 

На основе проведенного анализа  можно сделать вывод о том, что текучесть кадров на Октябрьской железной дороге отсутствует.

Далее проведем анализ качественного  состава трудовых ресурсов на предприятии, так как это является важным фактором при анализе трудового потенциала Октябрьской железной дороги,  потому что, данное исследование нам покажет состав возрастной  структуры персонала. Наличие в коллективе основной массы молодых сотрудников говорит о высокой производительности труда, так как молодые специалисты подвижны, мобильны, хотят работать и зарабатывать.

Таблица 2

Состав работников Октябрьской железной дороги по возрасту

Группы работников по возрасту, лет

Численность работников на конец года, чел.

Удельный вес, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

До 20 лет

540

854

0,71%

1,08%

20 – 30 лет

15984

16541

21,06%

20,89%

30 – 40 лет

39874

41256

52,54%

52,10%

40-50 лет

19497

20531

25,69%

25,93%

Итого

75895

79182

100,00%

100,00%


На рисунке 2 представлена динамика состава работников предприятия по возрасту.

Рис. 2. Состав работников Октябрьской железной дороги по возрасту, %

 

В соответствии с данными, представленными в таблице 2, можно сделать вывод, что работают в основном сотрудники в возрасте от 30-40  лет, их удельный вес составляет 52,10%. В коллективе работают как мужчины, так и женщины.

Таблица 3

 Анализ сотрудников  Октябрьской железной дороги по полу

Наименование

Численность работников на конец года

Удельный вес, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

Мужчины, (чел.)

65240

68974

85,96%

87,11%

Женщины, (чел.)

10655

10208

14,04%

12,89%

Итого, (чел.)

75895

79182

100,00%

100,00%


 

На рисунке 3  представлена динамика состава работников Октябрьской железной дороги по половой принадлежности.

Рис. 3. Состав работников Октябрьской железной дороги по половой принадлежности, %

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что основная масса работников в филиале Октябрьской железной дороги мужчины, их удельный вес на конец 2012 года составил 87,11%, женщин 12,89%.  На рисунке 4 представлена динамика состава работников по  образованию. С каким образованием трудится коллектив компании -  важный фактор.

Информация о работе Методология управления персоналом